Центральный банк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то, что разработке Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ФЗ о ЦБ РФ) предшествовали многочисленные научные дискуссии, с его принятием так и не разрешилась одна из ключевых проблем – неопределенность правового статуса Банка России. Правовой статус Банка России, сочетающий в себе черты учреждения публичного права и частноправовой организации, вызывает массу разнообразных откликов среди ученых и практиков. До сих пор в научных кругах не прекращается полемика относительно вопроса о том, является Центральный банк Российской Федерации органом государственной власти или негосударственной организацией.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
1.Центральный банк РФ...............................................................................5
Заключение..................................................................................................10
Список литературы......................

Файлы: 1 файл

конституц.право (контрольная).doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных  образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1_

 

по дисциплине «Конституционное право России »

 

Тема «Центральный банк РФ»

 

 

Вариант № 24

 

 

 

 

 

 

Студент Лобанов Н.М.

 

Группа   ЮРбз-1201Д

 

Преподаватель __________

 

 

«24» декабря 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2013г.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение........................................................................................................3

1.Центральный банк РФ...............................................................................5

Заключение..................................................................................................10

Список литературы.....................................................................................13

Введение

Кардинальные изменения  во всех сферах общественной жизни  в начале 90-х гг. прошлого века привели  к закреплению принципиально  новых основ построения банковской системы страны. Законодателем была разработана и внедрена двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый центральный банк, обладающий широкими полномочиями по управлению банковской системой.

Несмотря на то, что разработке Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ФЗ о ЦБ РФ) предшествовали многочисленные научные дискуссии, с его принятием так и не разрешилась одна из ключевых проблем – неопределенность правового статуса Банка России. Правовой статус Банка России, сочетающий в себе черты учреждения публичного права и частноправовой организации, вызывает массу разнообразных откликов среди ученых и практиков. До сих пор в научных кругах не прекращается полемика относительно вопроса о том, является Центральный банк Российской Федерации органом государственной власти или негосударственной организацией. Не сформировалась в науке пока и единая точка зрения на место Центрального банка РФ в государственном механизме Российской Федерации. Учитывая дискуссионность проблемы о правовом статусе Банка России и важность этого органа, как для банковской системы, так для государства и общества в целом, вопрос правового статуса Центрального банка Российской Федерации продолжает оставаться актуальным и требует теоретического осмысления. Экономика России, в том числе ее банковская система, все в большей мере интегрируется в мировое сообщество и, следовательно, все больше ощущает на себе влияние международных рынков. Именно на международный опыт во многом ориентируется банковское сообщество при разработке предложений по развитию российского банковского сектора. В этой связи представляет интерес опыт зарубежных государств в области правового регулирования денежно-кредитной и банковской сфер. Введение евро и создание Европейской Системы Центральных Банков оказало существенное влияние на правовое положение центральных банков государств-членов Европейского союза. Однако, как правило, переход на качественно новый уровень нередко сопряжен с большими издержками для участников.

В последнее время проблемам  правового статуса Центрального банка РФ посвящено немало научных  работ. В ходе написания дипломной работы были использованы труды отечественных ученых в области исследования вопросов правового статуса Банка России таких как С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм, А.Г. Братко, А.Ю. Викулин, Я.А. Гейвандов, С.А. Голубев, Л.Г. Ефимова, Л.Н. Красавина, В.И. Лафитский, О.М. Олейник, Е.А. Павлодский, В.А. Рахмилович, А.Ю. Симановский, В.М. Столяренко, Г.А. Тосунян.

Целью контрольной работы является комплексный и всесторонний анализ проблем правового статуса Центрального банка РФ, разработка современных подходов к пониманию правовых отношений с участием Банка России, определение основных направлений совершенствования правового регулирования статуса Центрального банка РФ.

Цель работы обусловила необходимость  постановки и решения следующих  задач:

-проанализировать различные точки зрения, существующие в отечественной литературе, по вопросу правового статуса Банка России

-выделить существенные признаки органов государственной власти и выявить их наличие у Центрального банка РФ;

-определить особенности правового статуса Банка России;

-исследовать организационно-правовую форму Центрального банка РФ;

-определить место Банка России в системе органов государственной власти и степень его независимости;

-проанализировать основные направления развития статуса Банка России как органа государственной власти в денежно-кредитной и банковской сферах.

Основная часть

1.Центральный  банк Российской Федерации.

Конституционные нормы о центральных банках составляют основу их правового статуса в целом и финансово-правового статуса в частности.

В соответствии со ст. 88 Основного закона Германии 1949г. предусматривается создание валютного и эмиссионного банка в качестве федерального банка, а также возможность передачи задач и полномочий федерального банка в рамках Европейского Союза Европейскому Центральному банку. По ст. 73 Конституции исключительной законодательной компетенцией по вопросам валюты, денежного обращения и чеканки монет обладает Федерация. О Конституции Индии 1949г. денежное обращение, монетная система и законные платежные средства, иностранная валюта, резервный банк Индии, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация банковских корпораций, а также банковское дело относятся к числу вопросов, отнесенных к компетенции Союза. Согласно ст. 28 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917г., действующей с последующими изменениями и дополнениями, чеканка монеты, выпуск денежных знаков единым банковским учреждением, контролируемым Федеральным Правительством, относятся к одному из допускаемых видов монополии. Согласно ст. 102 Конституции Банк Португалии является национальным банком и осуществляет свои функции в соответствии с законом и международными нормами, которые обязательны для португальского государства. Согласно параграфу 9 гл. 12 Формы правления Риксбанк является центральным банком Швеции, подчиненным Риксдагу – парламенту Швеции. Риксбанк несет ответственность за денежную политику. В ст. 99 Конституции Швейцарской конфедерации 1999г., посвященной денежной и валютной политике, закреплено, что Швейцарский национальный банк является независимым центральным банком. Он наделяется правом проводить денежную политику, которая служит интересам всей страны. В Конституции Российской Федерации также есть ряд статей, в той или иной мере касающихся Центрального банка Российской Федерации. Прежде всего, это ст. 75, согласно которой денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, а основной функцией Центрального банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Наконец, о Центральном банке в Конституции упоминается в связи с назначением его председателя. Это полномочие отнесено к ведению Государственной Думы. Так, согласно ст. ст. 83 и 103 Конституции Российской Федерации председатель Центрального банка назначается Государственной Думой Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. При этом в конституциях, главным образом, регламентируются следующие группы отношений:

во-первых, закрепляется роль центральных банков в финансовой системе государства как основного  звена по обеспечению устойчивости национальной валюты;

во-вторых, устанавливаются  основы взаимоотношений центральных  банков с другими органами государства, которые гарантируют определенную самостоятельность центральных банков;

в-третьих, определяется порядок назначения руководителя или  руководства банка;

в-четвертых, включается отсылочная норма, согласно которой  статус центрального банка регламентируется законом, что придает ему определенную устойчивость от произвольных изменений со стороны государственной администрации.

Конституционный статус Центрального банка в Российской Федерации  в основном схож с конституционными статусами центральных банков других стран. Вместе с тем его отличает следующая особенность, присущая федеративным государствам. В конституциях этих стран соответствующие нормы о центральном банке дополняются статьями, согласно которым создание таких банков, а также определение основ их правового статуса, равно как и денежная эмиссия, относятся к ведению Федерации.

Таким образом, для регламентации  статуса центрального банка используются главным образом правовые акты высокой  юридической силы: конституции и  законы.

Существует богатый теоретический и практический опыт, который подтверждает, что эффективность монетарной политики во многом зависит от независимости центрального банка: чем больше он независим, тем меньше уровень инфляции в среднем. Несмотря на это, обеспечение независимости центрального банка государства не является простой задачей даже для развитых стран. На пути к независимости центральных банков стоит много препятствий политического, экономического, правового и иного характера. Таким образом, было положено начало созданию двухуровневой банковской системы, что обусловливалось противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование, то есть контроль и целенаправленное воздействие. Многие годы ведется спор о том, является ли ЦБ органом государства. Такие споры актуальны до сих пор. Некоторые ученые исходят из того, что ЦБ является органом государственного управления или даже органом исполнительной власти. Другие категорически отвергают эту точку зрения и считают, что ЦБ не является органом государства. В законах о ЦБ очень часто, об этом ничего не говорится. В основном подчеркивается, что ЦБ является юридическим лицом, он оснащен государственными функциями. Сложность подходов связана с двумя причинами: во-первых, современные ЦБ все больше отдают предпочтение рыночным методам регулирования и все меньше пользуются административными методами, а это обособляет ЦБ в традиционных публично-правовых отношениях. Во-вторых, современные ЦБ уже не являются частью исполнительной власти и действуют независимо не только от правительства, но и от любого иного государственного органа. Но такие аргументы не являются основанием для исключения ЦБ из системы органов государственной власти. Теория независимости ЦБ – не новая, она существует еще с XIXв. Начиная с 1913г. действует Федеральная резервная система США, которая уже почти век осуществляет свою деятельность вне зависимости от правительства или другого органа государства, хотя в законодательстве США о независимости Федеральной резервной системы сказано, очень размыто. Это стало сложившейся традицией, настолько непоколебимой, что все попытки исполнительного органа в течение десятилетий нарушать ее заканчивались неудачами. Не так уж трудно понять, почему независимость ЦБ так важна в современной монетарной системе. В режиме бумажных денег, где правительство обязано обеспечивать их средствами платежа, всегда есть соблазн использовать такие деньги меркантильным образом. В частности, исполнительная власть может осуществлять эмиссию для финансирования дефицита бюджета, что, в конечном счете и приводит к высокой инфляции. Деньги бесконтрольно обесцениваются, а насильственные меры, применяемые правительством, ни к чему не приводят. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой.

Принимая во внимание предложенные критерии независимости ЦБ, считаем, что все эти критерии можно  распределить по следующим группам: функциональная независимость, институциональная независимость, персональная независимость и финансовая независимость.

Все центральные банки  являются юридическими лицами. Отличительный  признак центральных банков как  юридических лиц – обособленность имущества банка от имущества  государства. Центральный банк может полностью принадлежать государству, но при этом он распоряжается своим имуществом как собственник. Деятельность центральных банков, как правило, не финансируется из государственного бюджета. Расходы банков осуществляются за счет собственных доходов. В законах о центральных банках могут быть специальные указания о самостоятельном формировании банками своего бюджета и о недопустимости вмешательства государственных органов в деятельность центрального банка. Теперь на основе проведенного анализа представляется необходимым рассмотреть положения Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке (Банке России)", характеризующие правовую природу этого банка. В этом Законе организационно-правовая форма Центрального банка не определена. Нет и указаний на то, лицом публичного или частного права является Центральный банк. Что касается вопроса о том, является ли Банк России юридическим лицом, то, как и во всех других странах, этот вопрос решен однозначно. Центральный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Отсутствие в Законе положения об организационно-правовой форме Центрального банка нередко трактуется как существенный пробел данного Закона, который стал одним из основных направлений критики этого Закона.

Представляется, что отсутствию данного положения вряд ли следует придавать такое значение и драматизировать ситуацию. Как показал анализ законов о центральных банках зарубежных стран, далеко не всюду такая организационно-правовая форма законодательно закреплена. Скорее, четкая формулировка закона об организационно-правовой форме центрального банка является исключением из общего правила. Вместе с тем отсутствие положения об организационно-правовой форме Банка России затрудняет понимание его правовой природы.

Взаимодействие органов  государственной власти по ряду вопросов, отнесенных к их ведению, является необходимой основой их функционирования. Правовой основой взаимодействия Банка России и Правительства РФ является Конституция РФ. Так, в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Следовательно, указанные вопросы относятся к исключительному предмету ведения Российской Федерации как субъекта публично-правовых отношений. Одним из основных условий, обеспечивающих единство экономического пространства, является единая денежная единица, которой в соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Можно сказать, что Конституция РФ определяет Банк России как эмиссионный центр денежной системы. Таким образом, эмиссионная функция Банка России является одной из основных функций, являющихся по своей сути конституционными. Необходимо отметить, что эмиссионная функция Банка России реализуется в рамках единой государственной денежно-кредитной политики. Законом о Центральном банке РФ определяется его взаимодействие с Правительством РФ по вопросам единой государственной денежно-кредитной политики. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Под денежно-кредитной политикой понимается система мероприятий, направленная на ограничение денежных средств в обращении, поддержание стабильности цен, обеспечение экономического роста и противодействие возможным экономическим кризисным явлениям. В качестве главной цели денежно-кредитной политики выступает регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создания условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. С целью придания стабильности взаимоотношениям между Банком России и Правительством РФ по вопросам денежно-кредитной политики считаю необходимым дополнить ст. 27 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ нормой, предоставляющей право Председателю Центрального банка РФ или уполномоченному представителю Центрального банка РФ участвовать в заседаниях Правительства РФ по вопросам денежно-кредитной политики и вопросам, затрагивающим деятельность банковской системы, с правом совещательного голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная двухуровневая  банковская система отвечает требованиям  рыночной экономики. Первый уровень  представлен Центральным банком Российской Федерации как главным банком страны, государственным органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков, оказывающих банковские услуги как самостоятельные юридические лица, представляющих второй уровень банковской системы.

Центральный банк Российской Федерации не отнесен законодательством ни к одной из ветвей государственной власти. Однако, будучи наделенным особым публично-правовым статусом, сочетающимся со статусом частноправовым, он является основным субъектом управления и правового регулирования финансовых отношений в банковской сфере, обладающим правом принимать правовые акты в целях выполнения своих функций.

Банк России можно  обобщенно определить как орган  государственной власти особого  рода, не принадлежащий ни к одной  из обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, наделенный специальной компетенцией по осуществлению государственного управления, банковского регулирования и банковского надзора за функционированием денежно-кредитной системы. Обосновывается органичное сочетание в деятельности Банка России функций определения финансово-правовой политики в сфере денежно-кредитных отношений, нормотворческих полномочий по правовому регулированию в сфере денежно-кредитных отношений, осуществления контрольно-надзорных полномочий в банковской системе Российской Федерации, управления государственным имуществом и определенного оказания государственных услуг. Такое сочетание указанных функций проявляется в направленности их на реализацию конституционной функции и законодательно закрепленной цели деятельности Центрального банка Российской Федерации как уполномоченного государством органа по осуществлению финансовой деятельности – защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Центральный банк РФ отнесен  к числу органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Представляется, что правовой статус Центрального банка РФ имеет двойственный характер. Участвуя в финансово-правовой деятельности государства, Банк России выступает в качестве органа денежно-кредитного регулирования и осуществляет бюджетные полномочия. Бюджетные полномочия Банка России включают разработку и представление совместно с Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы РФ основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 БК РФ). Кроме этого, Центральным банком Российской Федерации могут осуществляться отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда РФ.

Информация о работе Центральный банк РФ