Основные аспекты оценки кредитоспособности заемщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ методов оценки кредитоспособности кредитополучателя и выявление направлений их совершенствования.
При написании работы ставились следующие задачи:
• изучить теоретические основы оценки кредитоспособности;
• рассмотреть действующее в Республике Беларусь законодательство и инструкции оценки кредитоспособности предприятия;
• провести анализ особенностей оценки кредитоспособности;
• вынести предложения и рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности кредитополучателя, обеспечивающих минимизацию кредитного риска;
• анализ зарубежного метода в отношении оценки кредитоспособности заемщика.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Основные аспекты оценки кредитоспособности заемщика………………..5
1.1 Экономическая сущность, функции кредита……………………………..5
1.2 Понятие кредитоспособности заемщика………………………………….10
1.3 Кредитная политика банка, значение оценки кредитоспособности заемщика в кредитной политике банка………………………………………..14
1.4 Законодательная база кредитных отношений…………………………….20
2 Методы оценки кредитоспособности заемщика…………………………..29
2.1 Общие подходы к проблеме определения кредитоспособности заемщика в зарубежной практике……………………………………………………….. 29
2.2 Методы оценки кредитоспособности заемщика используемые банками США………………………………………………………………………………31
2.3 Методы оценки кредитоспособности заемщика используемые банками России…………………………….………………………………………………34
2.4 Отечественные методы оценки кредитоспособности заёмщика………..35
3 Проблемы и пути совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика…………………………………………………………………………42
Заключение ………………………………………………………….................. 45
Список использованных источников …………………………………………47

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Dovnar_A_A.docx

— 119.14 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности осуществления кредитной сделки. В своем историческом развитии способы определения кредитоспособности постоянно совершенствуются. Ключевыми этапами оценки кредитоспособности являются финансовый (количественный) анализ, когда рассчитываются коэффициенты, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия, и нефинансовый анализ, основанный на использовании различных характеристик клиента: уровень менеджмента, надежность деловых партнеров, конкурентная среда, опыт работы на рынке, состав акционеров и др. Широкое развитие получила комбинация финансового и нефинансового анализов: в Америке — правила пяти «с»; Англии — PARSER; Мировом банке — CAMEL.

Основным показателем кредитоспособности клиента на современном этапе развития западного банковского дела становится кредитный рейтинг. Рейтинг представляет собой некое буквенное выражение способности кредитополучателя к совершению кредитной сделки: AAA, АА, А, ВВВ, ВВ, В, ССС. При расчете рейтинга учитывается динамика финансовых показателей, качественные факторы, денежные потоки и др. Мировые кредитные агентства при установлении кредитного рейтинга производят анализ макроэкономической ситуации в стране, отраслевой анализ, положение клиента на рынке, финансовое положение и др.

Страны с рыночной экономикой перешли от группы финансовых коэффициентов к интегрированному показателю кредитного рейтинга с использованием метода дискриминантного анализа, согласно которому между коэффициентом и рейтингом существует линейная зависимость. Степень влияния коэффициента на значение рейтинга определяется весом коэффициента, что создает проблемы оптимального выбора весов коэффициента. Избежать данной проблемы в мировой банковской практике помогает внедрение присвоения кредитного рейтинга с использованием нейронных сетей. Нейронная система исследует нелинейную зависимость между финансовыми коэффициентами и значениями рейтингов. На основе выявленной зависимости и новых значений коэффициентов потенциального заемщика определяется рейтинг его кредитоспособности.

В мировой банковской практике конечным результатом оценки кредитоспособности клиента является не сам рейтинг, а показатель вероятности дефолта клиента (изменения кредитного рейтинга). В этой связи западными банками и мировыми рейтинговыми агентствами разрабатываются и применяются матрицы изменения кредитного рейтинга, или таблицы миграции рейтинга. Они основаны на информации прошлых периодов о дефолтах по кредитам с различным кредитным рейтингом. С их помощью оценивается вероятность изменения качества кредитного портфеля с течением времени, исходя из текущего значения рейтинга кредитоспособности. Основным показателем оценки кредитоспособности выступает не просто кредитный рейтинг кредитополучателя, а соответствующая данному рейтингу вероятность дефолта. Присвоение кредитного рейтинга перестает быть целью оценки кредитоспособности, а становится лишь одним из этапов такой оценки [5, с. 418].

В соответствии с решениями Базельского комитета установлена зависимость между значением кредитного рейтинга и размером кредитного риска. В зависимости от кредитного рейтинга, установленного сторонней организацией, специализирующейся на присвоении кредитных рейтингов (кредитных агентств), определяются веса рисков в процентах при исчислении кредитных рисков. Например, вес кредитного риска клиента, которому присвоен кредитный рейтинг AAA — АА, составляет 20 %, а с кредитным рейтингом ниже ВВ — 150 %. Соответствие того или иного рейтинга проценту риска определяется органами банковского надзора.

В мировой банковской практике оценка кредитоспособности клиента осуществляется как самими банками, так и специализированными мировыми агентствами.

Ведущие мировые рейтинговые агентства регулярно публикуют кредитные рейтинги организаций, банков и государств. Кредитные рейтинги учитываются при взвешивании активов на степень риска при расчете достаточности нормативного капитала, а также при классификации активов на группы риска для исчисления размера резерва на покрытие возможных убытков банка.

В Республике Беларусь со второй половины 2000 г. Национальным банком Республики Беларусь введена система «Мониторинг предприятий», основанная на постоянном наблюдении за уровнем и динамикой количественных показателей и качественных оценок экономической конъюнктуры и финансового состояния реального сектора экономики для выявления тенденций экономических процессов, их анализа и прогнозирования во взаимосвязи с инструментами денежно-кредитной политики. С недавнего времени в стране создано кредитное бюро, специализация которого заключается в ведении кредитных досье на всех кредитополучателей, имевших проблемные кредиты в банках Беларуси, в разработке и ведении кредитного рейтинга клиентов, информировании банков (по их запросам) и других заинтересованных лиц о кредитной истории и кредитном рейтинге кредитополучателей. Основными задачами кредитного бюро являются: сбор информации от всех банков Республики Беларусь по активным банковским операциям, носящим кредитный характер; по способам обеспечения кредитных операций; предоставление собранной информации по запросам банков на платной основе; выдача копий кредитных историй кредитополучателям на платной основе для предоставления их в банк кредитодателя с целью подтверждения своей платежеспособности.

В банковской практике Республики Беларусь с учетом мирового опыта у каждого банка имеются, как правило, собственные разработки и требования для оценки кредитоспособности кредитополучателей. В соответствии с ними используются различные системы показателей, методики их расчета, для одних и тех же показателей могут устанавливаться различные нормативные значения, по-разному решаются вопросы по отнесению потенциальных кредитополучателей к тому или иному классу кредитоспособности в зависимости от уровня тех или иных показателей.

Для оценки кредитоспособности кредитополучателя банки используют всю доступную информацию по всем сферам их финансово-хозяйственной деятельности. Наиболее полно кредитоспособность может быть определена на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности, правового статуса клиента, изучения его репутации. Применяется банками как финансовый, так и нефинансовый анализ кредитоспособности.

 

 

1.3 Кредитная политика банка, значение оценки кредитоспособности заемщика в кредитной политике банка.

 

 

 В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством, с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков. Отношения банка с клиентурой возникают в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей.

Сегодня банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций помогает сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночной экономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы.

Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый «набор», без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким операциям банка относятся: прием депозитов; осуществление денежных платежей и расчетов; выдача кредитов[6, с. 172].

Обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Банки выполняют роль посредников между хозяйственными единицами и секторами, накапливающими временно свободные денежные средства, и теми участниками экономического оборота, которые временно нуждаются в дополнительном капитале.

В роли финансовых посредников коммерческие банки конкурируют с другими видами кредитных учреждений. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение денег в облигации или акции[7, c. 320].

Кредитная политика - это определение направлений деятельности банка в области кредитно-инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков. Выработка грамотной кредитной политики – важнейший элемент банковского менеджмента.

Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций.

Естественно, полностью избежать риска невозможно, поскольку предоставление кредитов - это изначально рискованный вид бизнеса. Поэтому одной из главных задач банка является минимизация кредитного риска. Эта деятельность позволяет банкам максимизировать прибыль и снизить потери от проведения кредитных операций.

Одним из основных путей снижения кредитного риска является всесторонний и тщательный анализ кредитоспособности заемщика. Проведение такого анализа позволяет предоставить руководству банка качественную информацию для принятия решения о выдаче кредита, в случае если финансовое состояние и репутация заемщика окажется удовлетворительным, или отказе в выдаче ссуды, когда результаты анализа отрицательные[8, c.31-35].

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом и региона работы потенциальных заемщиков в частности; анализ отраслевой динамики выбранных направлений кредитования; проверка готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным[9, c.478].

Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например: соотношения кредитов и депозитов; соотношения собственного капитала и активов; лимиты сегментов портфеля активов банка в целом; лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:

    • повышение числа банковских клиентов;
    • увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;
    • рост организационной сети банка;
    • объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).

Для банков особое значение имеет большее число постоянных клиентов, так как в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность.

Средства населения должны занимать особое место в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:

 

    • Величина денежных доходов и склонность к сбережениям.
    • Организация приобретения сбережений путем широкой банковской сети.
    • Качество предоставляемых услуг населению.
    • Организация информационной службы.
    • Техническая оснащенность отдела банка по работе с населением.
    • Хорошие знания клиентов, их региональное распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и использования депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное представление о притоке и оттоке средств населения.
    • Средства кредитного потенциала банков формируют рынок денег и кредита, на котором банки предоставляют и заимствуют кредиты. На кредитном рынке, как и на всяком другом, должна быть ясная картина спроса и предложения кредита. В этих целях в банке осуществляется контроль за основными факторами, которые воздействуют на спрос и предложение кредитов:
    • Носитель спроса и предложения кредита.
    • Объем спроса и предложения кредита по их срочности.
    • Условия и высота процентного уровня, или цена кредита по срочности кредита.
    • Основные тенденции движения на кредитном рынке, особенно воздействие Центрального банка.
    • Соотношения процентных уровней на отдельных кредитных рынках, их закономерности.
    • Система страхования риска, которая может проявляться во взятии и предоставлении кредита на кредитном рынке.
    • Хорошие знания тенденции на кредитном рынке дают возможность банкам проводить деловую политику эффективно и эластично, а средства своего кредитного потенциала использовать свободнее.

Информация о работе Основные аспекты оценки кредитоспособности заемщика