Анализ пенсионной системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 18:28, реферат

Описание работы

Главным стратегическим направлением пенсионной реформы стал постепенный переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной, предусматривающей концентрацию индивидуальных пенсионных сбережений в накопительных пенсионных фондах. За основу была взята чилийская модель.
Особенностью казахстанской реформы стало то, что накопительная система вводилась в качестве основного элемента пенсионного обеспечения.

Файлы: 1 файл

самый главный реферат по нпф.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

 

За 14 лет накопленная доходность составила 341 %, а инфляция 218 %3, но с 2004 года накопленная инфляция опережает коэффициент доходности НПФ. Средняя доходность накопительных пенсионных фондов за последние пять лет почти вдвое ниже уровня инфляции.

Сегодня реформирование продолжается. Правительство Республики Казахстан вместе с экспертами Всемирного банка, проведя анализ деятельности пенсионной системы с 1998 года, признало неэффективность работы НПФ. В связи с этим, чтобы обеспечить соответствующую инвестиционную доходность, предлагается создать единый государственный накопительный пенсионный фонд (ЕГНПФ). Собственником ЕГНПФ будет Правительство Республики Казахстан.

В 1998 году единственный государственный НПФ, приняв первый пенсионный взнос, стал стартовой площадкой пенсионной реформы в стране и в течение 5 лет осуществлял деятельность в режиме «Фонд по умолчанию», позже он был акционирован. Теперь на его базе и планируется создание ЕГНПФ. Банком- кастодианом ЕГНПФ будет являться Национальный Банк Республики Казахстан. Управление пенсионными активами ЕГНПФ будет осуществляться также Национальным Банком. Действующие НПФ будут иметь возможность продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем или добровольного накопительного пенсионного фонда, либо добровольно ликвидироваться и уйти с рынка.

Все пенсионные накопления граждан должны быть консолидированы в ЕГНПФ до 1 июля 2013 года. Ожидающееся объединение НПФ потребует внесения изменений и дополнений в 6 кодексов и 22 закона.4 Предполагается, что новая пенсионная система обойдется государству в более $18,5 млрд.

Идеальный алгоритм работы накопительной пенсионной системы заключается в следующих моментах:

  • Работающие граждане государства отчисляют часть своих доходов в пенсионные фонды.
  • Средства, полученные НПФ, инвестируются в экономику страны и преумножаются.
  • НПФ, по достижении вкладчиками пенсионного возраста, выплачивают им пенсии, размер которых позволяет обеспечить достойную старость.

Но реальность более пессимистична. Спустя 14 лет от начала реформ, можно определить следующие проблемы накопительной пенсионной системы Республики Казахстан:

  • недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости;
  • недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, низкий уровень добровольных пенсионных накоплений.
  • нерешённые вопросы эффективного инвестирования пенсионных накоплений;
  • недостаточный профессионализм в работе накопительных пенсионных фондов.5

По данным Агенства Республики Казахстан по статистике на начало 2013 года экономически активное население Казахстана равно 9013,1 тыс чел, из них занятое население составляет 8540,3 тыс. чел. Среди занятого населения доля наемных работников равна 68%.6

Из 8,5 млн. занятого населения только 6,5 млн. являются активными плательщиками обязательных пенсионных взносов. Почти не производят отчислений в пенсионные фонды сельское и самозанятое население. Нерегулярна уплата взносов. Низок уровень доходов основной массы плательщиков пенсионных взносов, и, следовательно, размер отчислений в накопительные пенсионные фонды. Большинство негосударственных организаций, ведя двойную бухгалтерию, занижает официальный уровень доходов (и выплат работникам), вследствие чего отчисления в пенсионные фонды также являются значительно заниженными [Лигай, 2010 г.].

Вот уже 2 года в правительстве не утихают дебаты о повышении пенсионного возраста для женщин до 63-х лет. За лозунгами о равенстве полов, несомненно, стоит попытка отодвинуть время выплаты пенсионных средств. По данным некоторых аналитиков, эта реформа позволит сэкономить системе за пять лет около 14,5 млрд. долларов. Выгодно это и НПФ, поскольку комиссия НПФ от пенсионных активов составляет 30% - 45% от всего комиссионного вознаграждения. НПФ могут не затруднять себя анализом котировок Центрального банка с целью поиска источников повышенного инвестиционного дохода - им достаточно обеспечивать свое благополучие увеличением суммы активов по обязательным пенсионным взносам. Ещё 2 года назад, независимые экономисты подсчитали, что за 11 лет реформы на содержание самой НПС ушло почти столько же средств, сколько было выплачено вкладчикам. Всё вышесказанное подтверждает, что само существование НПФ и рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ как состоявшихся социально-финансовых институтов.

По выкладкам некоторых аналитиков-экономистов, сейчас значительная часть пенсионных активов вложена в долговые государственные бумаги. Если государство и дальше продолжит наращивать долг перед "пенсионщиками", то это еще раз подтвердит тезис о том, что пенсионная модель в Казахстане выстроена неправильно.

Когда в Казахстане внедрялась накопительная пенсионная система, ожидали достижения трех преимуществ, а именно:

Первое – снижение нагрузки социальных расходов на бюджет. На самом деле «разгрузка» бюджета отмечается только в первые годы функционирования системы, а в последующем государство несёт расходы по базовым пенсионным выплатам, гарантиям вознаграждения на уровне инфляции, гарантиям сохранности (предполагает возмещение убытков НПФ, если собственного капитала НПФ или управляющей компании окажется недостаточно). При отсутствии ликвидных финансовых инструментов – основная доля активов НПФ вкладывается в государственные ценные бумаги, и нагрузку по выплате процентов также несёт государство.

Второе – отсутствие зависимости пенсии от безработицы в стране и от возможностей государства. Однако появляется прямая зависимость от собственной безработицы.7 Более того, возможности государства всегда на порядок превышают возможности пенсионных фондов, из-за чего, собственно, накопительная пенсионная система использует механизм госгарантии.

Третье – рост размера пенсии и смягчение социальной напряженности. На данный момент средний размер пенсий составляет 26% от средней номинальной зарплаты и поднимается искусственно до 37% за счет базовой пенсионной выплаты.

Первые результаты очередного реформирования накопительной пенсионной системы появятся через 2-3 года. Тогда будет видно, сможет ли Национальный банк Республики Казахстан, взяв под своё управление ЕГНПФ, доказать, что результаты могут быть успешными. В рамках единого фонда ошибки накопительной системы проявятся сильнее, и не будет возможности списать это на качество работы того или иного фонда. Фактически, это последний шанс для существующей модели накопительной пенсионной системы показать свою перспективность. В противном случае, страну ждёт очередная реформа пенсионной системы, в ходе которой может встать вопрос о сокращении масштабов накопительной модели и восстановлении солидарной модели, но уже в более прогрессивном виде [Нуртазин, 2012 г.].

 

Литература:

 

  1. Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", http://online.zakon.kz.
  2. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, http://www.afn.kz.
  3. Официальный сайт Национального банка РК , http://www.nationalbank.kz.
  4. Официальный сайт премьер- министра РК, http://www.primeminister.kz
  5. Официальный сайт Агенства РК по статистике, http://www.stat.kz.
  6. Лигай О.- Накопительная пенсионная система: текущее состояние и дальнейшее развитие // Правда Казахстана, 2010г, № 9.
  7. Нуртазин А., Урманов А. -Пенсии объединяйтесь// Караван, 2012г, № 288.

1 Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

2 Все представленные на рисунках диаграммы созданы автором на основе данных Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, http://www.afn.kz.

3Данные Официального сайта Национального банка Республики Казахстан, http://www.nationalbank.kz.

4 Данные Официального сайта премьер- министра Республики Казахстан, http://www.primeminister.kz.

5 По данным АФН РК на 01.01.13 г. сумма пени за несвоевременное перечисление обязательных пенсионных взносов, несвоевременное осуществление переводов пенсионных накоплений и ненадлежащее управление пенсионными активами составила 12,4 млрд. тенге.

6 Данные Официального сайта Агенства Республики Казахстан по статистике, http://www.stat.kz.

7 На начало 2013 года в по данным Агенства РК по статистике в стране 488,1 тысяч безработных.

 


 



Информация о работе Анализ пенсионной системы Республики Казахстан