Артельная деятельность декабристов у истоков потребительской кооперации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

История потребительской кооперации России тесно связана с деятельностью декабристов. Политическая деятельность декабристов была направлена на установление республиканской власти в России.
Восстание декабристов в 1825 году потерпело поражение. Декабристы были осуждены на разные сроки каторги и отправлены в Сибирь.
В 1827 году большинство декабристов прибыло в Читинский острог. Скудный тюремный паек не обеспечивал нормального питания, поэтому чтобы выжить в столь невыносимых условиях, декабристы, объединив в «Общий котел» свои скромные пайки, деньги, полученные от тюремного начальства и родственников, закупали продовольственные товары, табак и прочее в магазинах и лавках местных купцов.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.91 Кб (Скачать файл)

         Можно сказать, что после отмены  крепостного права в 1861 г. в  России стали формироваться предпосылки  для создания и развития потребительских  обществ:

         1) социально-экономические предпосылки, включающее развитие капитализма и появление социальных слоев населения, нуждающихся в кооперативах;

         2) юридические предпосылки, которые  обеспечили трудящимся право  на создание своих хозяйственных  предприятий, включая потребительские  общества;

         3) идеологические предпосылки, которые  способствовали распространению  кооперативных идей среди демократически  настроенного населения.

          Два первых в России потребительских общества рабочих возникли почти одновременно в Забайкалье и на Урале.

         Уже известный Петровский Завод в начале 60-х годов прошлого века представлял собой поселок. Весь его рабочий люд был занят на чугуноплавильном заводе. Для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам, в апреле 1864 г. по инициативе декабриста Ивана Горбачевского и кузнеца Афанасия Першина (в недавнем прошлом крепостного) было основано потребительское общество. Его устав включал следующие демократические принципы: добровольное и открытое членство, доступный паевой взнос, продажа товаров всем гражданам, торговля за наличный расчет, содержание лавки в образцовой чистоте, отчисление части дохода от торговли в фонд будущей народной школы и др. Были избраны правление и ревизионная комиссия.

         Открыв лавку, потребительское общество приступило к заготовке скота и продаже мяса. Кооператоры снизили в своей лавке цену на мясо, чем заставили частных лавочников прекратить торговлю. Но увлечение резким снижением цены по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйственной устойчивости. Примерно через полгода деятельности потребительского общества частные мясники смогли возобновить торговлю и снова поднять цены.

         Это был первый в России независимый рабочий кооператив.

         Другое потребительское общество было организовано в ноябре 1864 г. на заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии. В условиях оторванности этого уральского поселка от крупных городов и торговых центров страны дороговизна товаров в частных лавках была тогда обычным явлением. Начало кооперативной торговле положило приобретение в складчину группой служащих и рабочих завода чая в Москве и сахара в Нижнем Новгороде. Совместная закупка на основе письменного соглашения, минуя местных спекулянтов, оказалась выгодной. В 1867 г. была открыта общественная лавка, а средства для этого были получены от графа Строганова. Одним из организаторов потребительского общества был управляющий заводом Николай Рогов, бывший крепостной, а душой общества - его брат Александр Рогов, народник по убеждениям. После утверждения устава Кыновского общества потребителей в 1870 г. первый из братьев стал председателем правления; это право управляющего было оговорено в уставе и вытекало из зависимого положения кооператива. Так кооператоры попали в экономическую зависимость от владельца завода. Потребительское общество расширяло свою деятельность. Была открыта вторая лавка. Товары приобретались в Нижнем Новгороде, Перми, Кунгуре. Половина прибыли от торговли распределялась между членами потребительского общества, но в первые годы не по забору товаров, а только по паям. Пайщиков было еще мало (не более 40 человек), и выдаваемая на руки прибыль целиком доставалась им. Остальные (сотни человек) были только заборщиками товаров и в распределении прибыли не участвовали.

         Потребительское общество было закрытым, т.е. его членами могли стать только служащие и рабочие данного завода, увольнение с предприятия означало автоматическое исключение из кооператива. Отпуск из кооперативной лавки товаров в кредит закабалял рабочих неоплатными долгами.

         Кыновское общество потребителей - это первый в России зависимый рабочий кооператив. Такие кооперативы энергично насаждались владельцами и администрациями капиталистических предприятий на Урале и в других регионах. Они получили название фабрично-заводских и железнодорожных потребительских обществ.

         В этот же период в стране возникли всесословные и крестьянские потребительские общества.

         Всесословные кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты для всех граждан и объединяли представителей различных сословий, слоев, групп населения: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что членом такого кооператива оказывался даже сам губернатор.

         Одно из первых всесословных потребительских обществ в современных границах России было организовано в Санкт-Петербурге. Это столичное кооперативное общество под названием «Бережливость» возникло в 1865 г. (его устав утвержден в июле 1866 г.). Еще не имея собственной лавки, оно в начале своего существования применяло, как и другие ранние общества потребителей, марочную (скидочную) систему торговли.

         Пайщики приобретали в потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых заносилось в членскую расчетную книжку. Этими марками они расплачивались за товары, забираемые в заведениях частных торговцев, с которыми правление кооператива договаривалось заранее. Торговцы предъявляли марки в потребительское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщикам общества, но за вычетом обусловленной скидки. Скидка же после покрытия расходов потребительского общества и отчисления в его резервный капитал, распределялась между пайщиками: небольшая часть - по паям, основная - по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров.

         Несколько сложной и, главное, неудобной марочной системе был положен конец открытием собственных лавок потребительского общества «Бережливость». Кооперативу сопутствовал успех. В 1868 г он насчитывал 2300 пайщиков, а его товарооборот составил 223 тыс. руб, что по тем временам представляло собой солидную сумму. Устав потребительского общества предусматривал неограниченное открытое членство, 10-рублевый пай с рассрочкой, торговлю за наличные, распределение большей части прибыли по забору товаров и т.п.

         Однако недостаточная материальная заинтересованность пайщиков в хозяйственном успехе потребительского общества привела его дела к полному расстройству. Некогда знаменитое общество «Бережливость» было ликвидировано в 1874 г.

         До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых других исконно русских городах. Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолговечными.

         Таким образом, развитие капитализма  способствовало формированию предпосылок для создания различных видов кооперативов, в том числе и потребительских обществ. Основными предпосылками зарождения и развития потребительской кооперации являются: социально-экономические, юридические и идеологические.

 

3. Многообразие видов  потребительских обществ в   России

 

         В первое десятилетие после отмены крепостного права в России возникали разные виды потребительских кооперативов в сфере торговли: фабричные, заводские, железнодорожные потребительские общества рабочих; всесословные потребительские общества, объединявшие чиновников, ремесленников, духовенство и другие слои населения; сельские потребительские общества; потребительские общества военнослужащих.

         Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (Ростовская область) на Дону и просуществовало очень недолго, местные купцы не дали ему укрепиться на рынке. Более трех лет действовало созданное в 1870 г. общество потребителей «Взаимная выгода» в селе Ошта Олонецкой губернии (ныне Вологодской области). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качества, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода, которым оно явно поторопилось обзавестись.

         Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества также мешали потребительским обществам стать организациями широких слоев трудящихся. Узкой была еще социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко брались представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию.

        Возникновение  первых потребительских обществ  представлено в таблице 1.

Таблица 1

Первые потребительские  общества России

Год образования

Название потребительского общества

Область, край, республика

1

2

3

1831

«Большая артель»

декабристов

Читинская область 

Петровск-Забайкальск

1864

Кыновское общество потребителей

Пермский край

1864

Петровск-Забайкальское 

потребительское общество

Читинская область 

Петровск-Забайкальск

1865

Потребительское общество ремесленников,

Санкт-Петербург

Ленинградская область

1868

Спасско-Затонское

 потребительское общество

Татарское республика

1868

Потребительское общество «Бережливость»

Нижегородское область

1869

Усть-Медведицкое 

потребительское общество

Ростовская область

1870

Оштинское сельское

 потребительское общество

Вологодская область

1877

Коломенское потребительское общество

Московская область

1894

Ракитянское общество потребителей

Белгородская область

1894

Орловское потребительское общество служащих в казенных и общественных учреждениях

Орловская область

1895

Рыльское общество потребителей

Курская область

1897

Псковское общество

потребителей (служащих в  казенных учреждениях)

Псковская область

1898

Астраханское товарищество

братьев Нобель

Астраханская область

1900

Рязанское экономическое общество

 офицеров

Рязанская область




 

         Всех участников кооперативного движения потребителей в России в начальный его период можно объединить условно в три группы: «идеалисты» - молодые энтузиасты кооперативной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации; «материалисты» - те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе, «модники» - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, «модным» общественным делом. Оставаться в стороне от нового дела они не хотели.

         Впервые только в 1865 г. в официальном документе был употреблен термин «общество потребителей». Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей стране именовали артелью или товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. Лишь потом вошло в оборот и стало ходячим слово «кооперация».

         Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно имеет целью доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качества по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения.

         Общее собрание членов было высшим органом потребительского общества и принимало решения по всем основным вопросам. Выборное правление являлось исполнительным органом и ведало всеми текущими делами потребительского общества: покупкой товаров у поставщиков, арендой помещений, наймом работников, определением продажных цен в кооперативной лавке, страхованием имущества, хранением материальных ценностей, ведением счетоводства, приемом новых членов, созывом общего собрания и т.д. Для проверки действий правления и сохранности кооперативного имущества общее собрание избирало ревизионную комиссию.

         Таковы были, в самых общих чертах, демократические положения уставов ранних потребительских обществ.

         Конечно, кооператоры России некоторые организационные принципы кооперации в период ее возникновения и становления переняли у западноевропейских кооперативных обществ (в частности, у английских и особенно у немецких). Вместе с тем кооперативы в России обладали также чертами самобытности. Так, не привился в наших потребительских обществах принцип продажи товаров по средним рыночным ценам; в российских условиях кооператоры применяли в лавках своих обществ относительно низкие розничные цены. Или другой факт порой бурно, внешне даже в обстановке неразберихи проходили общие собрания, напоминая сельский сход в общине; тем не менее эти кооперативные собрания принимали взвешенные, продуманные решения. В деятельности потребительских обществ в той или иной степени отражались некоторые черты российской жизни и даже национального характера, а именно сострадание к ближнему, желание прийти к нему на выручку, готовность к бескорыстному поступку и др.

Информация о работе Артельная деятельность декабристов у истоков потребительской кооперации России