Бедность и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание работы

Введение
1.Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Определения бедности в мировой практике……………………………...4
1.2 Понятие бедности в современной экономической литературе……………………………………………………………………….6
1.3 Статистическая картина бедности в современном мире. Подходы к проблеме борьбы бедностью.…………………………………………………………..…8
2. Проблема бедности в белорусской экономике
2.1 Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси………………………………………………………………………..14
2.2 Социальная защита населения как одно из направлений социальной политики Республики Беларусь……………………………………………....20
2.3 Перспективы социальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………..26
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 260.89 Кб (Скачать файл)

Между тем, очевидно, что  совершенствование менеджмента  социальной сферы в современных  условиях предполагает одновременные  качественные изменения субъекта, и  объекта, способов их взаимодействия. [3, С.216]

 
Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь и мировой опыт в области управления социальной сферой

Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной  системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое  значение изучение опыта других стран  по решению социальных задач, адаптация  его к национальным принципам  социальной политики.

Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в  разных странах и международных  организациях. В одних случаях  в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия  жизни человека (например, благоприятную  экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения  и помощи безработным. По уровню гарантий, предоставленных населению, все  системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить  на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж). Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов. Вторая система исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство – охрана минимальных доходов. Названные модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в мировой практике либеральная, социал-демократическая и консервативная модели. [4, С.9] Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственным управлением и рыночным механизмом.

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно  нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы  социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

- праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

- адресности социальной  помощи;

- разнообразии форм и видов социальной помощи;

- предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;

- реформировании пенсионной системы;

- реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д.

Происходящие перемены в  экономике, политике, духовной сфере  Республики Беларусь повлекли за собой  существенные перемены в системе  социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д. В республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:

1 Интернационализация (взаимопроникновение  теоретических идей и практического  опыта);

2 Усиление внимания к  различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.

3 Совершенствование всех  сторон организационно-управленческой  деятельности (техническое, технологическое  обеспечение, развитие инновационных  технологий).

4 Системно-комплексный характер  социальной работы.

5 Совершенствование кадрового  потенциала организационно-управленческой  деятельности.

6 Необходимость дальнейшего  развития организационно-управленческой  науки.

7 Стандартизация и повышение  качества социальных услуг. 

Таким образом, современная  система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы  отечественного и зарубежного опыта.

 

2.3 Перспективы  социальной  политики в Республике Беларусь

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь. 
 
Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.  
 
Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам. 
 
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.  
 
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – "высокий интеллект – инновации – благосостояние". 
 
Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы и их задачи. 
 
Основной целью первого этапа (до 2010 г.) являлось дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.  
 
На этом этапе было завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики.  
 
Приоритетными направлениями в этот период обозначалось:  
 
- развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;  
 
- инновационное развитие национальной экономики;  
 
- наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;  
 
- развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. 
 
Целью второго этапа (2011–2020 гг.) является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.  
 
На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. 
 
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. 
 
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. 
 
Это, прежде всего:  
 
• выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; 
 
• развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; 
 
• значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); 
 
• высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; 
 
• значительный научно-технический потенциал; 
 
• многоотраслевой промышленный комплекс;  
 
• достаточно мощная строительная база;  
 
• многовекторные внешнеэкономические связи. 
 
Национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития: 
 
- человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики; 
 
- повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления; 
 
- приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства; 
 
- улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений; 
 
- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики; 
 
- усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; 
 
- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов; 
 
- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем; 
 
- экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей; 
 
- ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений; 
 
- повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества. 
 
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

 

Заключение

 

Бедность для населения  Беларуси является особенно актуальной проблемой на протяжении последних  десятилетий, т.к. по оценкам статистики, официальный уровень бедности в  нашей республике колеблется в пределах 17,8 – 47% при пороговом уровне, определяемом в рамках теории экономической безопасности, – 7-10%.

Традиционные подходы  к понятию и оценке бедности такие, как абсолютный, относительный и субъективный, рассматривают прежде всего доходы человека или уровень его потребления. Кроме них существует еще метод, основанный на понятии социального неравенства. Для этого используют ряд коэффициентов: глубины и остроты бедности, квинтильный, коэффициенты фондов и Джини. Анализ динамики этих показателей показал, что по сравнению с 1995 годом экономическое неравенство сокращается, улучшается положение бедного населения в Беларуси, сокращается дефицит доходов у бедных людей. Следует отметить, что формирование подхода к проблеме бедности, исходя из дохода и уровня потребления, значительно сужает понимание этой проблемы. Поэтому бедность рассматривают в контексте человеческого развития, как многогранное явление, которое не может быть сведено исключительно к доходам. В рамках данной концепции используются два комплексных показателя – индексы нищеты ИНН-1 и ИНН-2, которые представляют собой статистические показатели, характеризующие бедность в развивающихся и развитых странах, соответственно, для Беларуси (как и других стран бывшего СССР) не совсем подходят.Оценка степени и масштабов бедности в конкретном обществе зависит от выбора и точного определения черты бедности (при этом часто используется метод, основанный на денежных показателях).

Каждая страна разрабатывает  свой набор показателей, которые  не только давали бы точное отражение  сферы распространения бедности в обществе, но и способствовали успешной реализации государственной  социальной политики. Показателем черты бедности в нашей стране является величина бюджета прожиточного минимума (БПМ). Поэтому Министерством статистики и анализа все оценки бедности строятся на основе сравнения располагаемых ресурсов с величиной прожиточного минимума. Проведя анализ основных факторов и показателей малообеспеченности в Республике Беларусь, напрашивается вывод, что к категориям населения, наиболее подвергающимся попаданию в зону бедности, относятся: многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры и инвалиды. Риск оказаться за чертой бедности связан также с уровнем образования  главы семьи, его социальным положением и числом работающих в семье.

Подводя итог, что, не смотря на рост денежных доходов населения и увеличение их покупательной способности, уровень малообеспеченности (бедности) остается достаточно высоким. Поэтому основными направлениями по преодолению бедности являются:

    • кардинальное повышение уровня заработной платы работников;
    • политика повышения доходов должна быть направлена на рост среднего класса в стране;
    • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятий, создание новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;
    • развитие микрокредитования как инструмента борьбы с бедностью;
    • создание карт бедности Беларуси для детального изучения и планирования ее преодоления;
  • переход от нынешнего уровня прожиточного минимума к его достойному уровню;
  • приближение государственных минимальных социальных стандартов к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 


Информация о работе Бедность и социальная защита населения