Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными.

Файлы: 1 файл

25_Problema_bednosti_i_sotsialnaya_zaschita_naselenia.docx

— 129.25 Кб (Скачать файл)

2. Либеральная  модель социальной защиты (Великобритания, Ирландия, США, Япония): система социальной защиты, основанная на принципах всеобщности (охватывает всех членов общества, нуждающихся в материальной поддержке) и единообразия социальных услуг (равный размер пенсий и пособий, единообразие условий их выплат).

В рамках либеральной модели выделяют некоторые страновые особенности. Так, в США и Японии программы социальной помощи разрознены и адресно направлены на отдельные категории неимущих. Пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы сдерживать процесс обеднения, но не устранять его. Подобная политика исходит из логики, что состояние бедности является результатом личного выбора индивида.

Заметим, что среди наиболее развитых промышленных стран мира США и Япония лидируют по уровню относительной бедности своего населения. По данным ОЭСР, семей получающих менее половины среднего дохода по стране, в США − 13,7%, в Японии − 13,5%. В США программы по борьбе с бедностью охватывают около 15% населения. Помощь предоставляется по двум критериям: если человек беден или принадлежит к одной из субсидируемых категорий (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.2) .

3. Южноевропейская (рудиментарная) модель социальной защиты (Италия, Испания, Греция, Португалия) характеризуется относительно низким уровнем социального обеспечения, а социальная защита – прерогатива семьи и родственников.

4. Социал-демократическая (скандинавская) модель (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия) имеет широкий охват разных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки общества. Социальные услуги гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень соцзащиты высокий, что сводит бедность в этих странах к самым низким в мире показателям. Социальная политика основана на том, что бедность − болезнь общества, а бедными становятся в ходе рыночного процесса, не успевая приспособиться к условиям изменяющегося рынка труда.

Наиболее ярко данная модель представлена в Швеции, где наблюдается один из самых низких уровней бедности в странах Западной Европы.

В постсоциалистических странах, переживающих этап постсоциалистических преобразований, наблюдаются огромные различия по уровню обнищания. На одном конце спектра находятся такие страны СНГ, как Таджикистан, где доля населения, живущего на менее чем 2,15 долл. США в день, составляет более 70%, в то время как на другом его конце располагаются страны, вошедшие в ЕС – Чехия, Венгрия и Словения, где абсолютная бедность практически отсутствует [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Пути преодоления бедности (на примере США, Германии и

России)

     

В настоящее время системы социальной защиты действуют более чем в 170 странах мира. Каждая из них имеет свою специфичную систему, соответствующую уровню ее экономического и политического развития, историческому опыту и традициям, отображающим роль индивидуальной ответственности, а также ответственности семьи, работодателей, общества в целом за благосостояние людей, попадающих в неблагоприятные   условия.   Наиболее распространенными видами социального страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальная политика США 

Социальная политика США  основана на частной собственности и свободе предпринимательства; высокий уровень жизни населения при этом обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности. Поскольку довольно значительной оказывается дифференциация граждан по величине доходов, американская модель социальной политики реализует принцип восполнения гражданину того, что не могут сделать для удовлетворения его потребностей рынок и семья. В США действуют тысячи различных социальных программ, которые осуществляются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Критерии получения социальной поддержки в рамках той или иной программы варьируются от штата к штату, но при этом в качестве главного критерия выступает малообеспеченность. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, имеет возможность получать социальную помощь одновременно по нескольким программам и тем самым улучшить свое благосостояние.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

Социальная политика Германии

Рассмотрим основы организации социальной защиты населения Германии. Прежде всего, отметим, что социальная политика в области социальной защиты распространяется как на трудоспособное, так и не трудоспособное население. Это - рабочие различных профессий, школьники, студенты, домохозяйки, пожилые, инвалиды и другие, пользующиеся различными видами социальных услуг.

Германия - это демократическое и социальное государство, политика которого направлена не к уравниванию граждан в достижении социальных благ, а к социальной защите наиболее нуждающихся и беднейших слоёв населения. Поэтому для эффективного решения проблем в социальной сфере планируется создание условий для реализации потребностей самого человека.

В основе социальной политики Германии лежит формирование такой экономической среды, которая благоприятствовала бы активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере и гарантировала бы ему достаточный уровень стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Особенностью социальной политики Германии является ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоактивное население. Она гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение ряда лет трудовой деятельности делает взносы в страховые фонды.

Социальная политика России

При определении государственной политики построения эффективной системы социальной защиты населения Российское правительство не может обойтись без опыта европейских государств и учёта мировой практики, опыт которых особенно актуален при построении социального государства, а вместе с тем и гражданского общества.

Следует отметить, что в России на законодательном уровне определены категории граждан и оказывается адресная социальная помощь наиболее нуждающимся слоям населения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2).

Опыт применения моделей социальной защиты разных стран интересен и перспективен для России с учётом экономических, политических, демографических и других факторов.

Для снижения уровня бедности в РФ необходимо выделить следующие государственные меры по снижению бедности:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;
  • поддержание макроэкономической стабильности;
  • проведение антиинфляционной политики;
  • увеличение минимального размера оплаты труда;
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации;
  • повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности;
  • повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума [23].

На основе анализа зарубежных стратегий борьбы с бедностью и систем социальной защиты можно сделать вывод, что не существует простого единого плана регулирования уровня бедности. Тем не менее, если некоторые страны могут достичь значительного прогресса в сокращении многочисленных проявлений бедности, то этого же могут добиться и другие страны. Однако следует понимать, что каждая страна имеет свои особенности и слепо копировать опыт социальной защиты развитых стран недопустимо.

 

3. Бедность населения в Республике Беларусь

Уровень абсолютной бедности в 2012 г. снизился до 6.6% населения (6.9% годом ранее). По официальным данным снижение было более существенным - с 7.3 до 6.3%. Кроме того, продолжилось снижение относительной бедности (в 2012 г. ее уровень составил 11.2%), обусловленное не столько ростом общего уровня доходов, сколько дальнейшим снижением неравенства. Этому способствовала, в частности, ситуация на рынке труда. Отток кадров в строительстве, легкой промышленности, сельском хозяйстве провоцировал опережающий рост оплаты труда в этих отраслях по сравнению с более конкурентоспособными секторах экономики [10, с. 3].

Структура социально уязвимого населения, несмотря на общее снижение риска бедности, в 2012 г. практически не изменилась. К социально уязвимым группам по-прежнему относятся дети, у которых высок риск абсолютной бедности, люди пожилого возраста, которые уязвимы к риску относительной бедности, незанятое население, неполные семьи, а также жители сельской местности. Риск бедности, как абсолютной, так и относительной, у последних ощутимо снизился, но все еще выше среднего уровня по стране. Ранее к уязвимым группам можно было отнести и жителей малых городов, но в 2012 г. риск бедности среди них почти не отличался от среднего по стране.

Наибольший риск абсолютной и относительной бедности характерен для Гомельской области. Структура социально уязвимого населения области повторяет среднюю по стране с повышенным риском бедности для всех уязвимых групп. Неблагоприятная ситуация в регионе связана с низким уровнем экономической активности, в том числе из-за последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Еще одним фактором является невысокая распространенность индивидуальных стратегий борьбы с трудностями. Гомельская область является единственным регионом, в котором в 2012 г. вырос риск и абсолютной, и относительной бедности.

Еще одним регионом, где на фоне роста доходов увеличилась бедность (но только относительная), оказалась Витебская область. В первую очередь это связано с высоким уровнем неравенства в регионе, а также достаточно низким средним уровнем оплаты труда и высокими показателями экономической неактивности. Высокий риск бедности в регионе характерен для детей, неполных семей и женщин.

Выше среднего риск бедности в Могилевской и Брестской областях, но размеры социально уязвимых групп в данных регионах в 2012 г. существенно снизились.  В Брестской области, где удельный вес сельского населения самый высокий по стране, снижение бедности среди данной группы было менее масштабным. В его основе лежит рост оплаты труда в сельском хозяйстве и опережающий рост пенсий (в сельской местности доля пенсионеров выше средней по стране). Тем не менее, уровень оплаты труда в этих двух регионах остается относительно низким, что является ключевым фактором, определяющим повышенный риск бедности.

Самый низкий риск бедности характерен для г. Минска, а также Гродненской и Минской областей. В случае Гродненской области благоприятный эффект достигался за счет низкой бедности в сельской местности (благодаря относительно эффективному сельскому хозяйству) и среди незанятого населения. В Минской области и г. Минске основным фактором, обеспечивающим низкий риск бедности, является высокая занятость и относительно высокий уровень оплаты труда. Среди уязвимых групп в данных регионах высок риск бедности среди детей и неполных семей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В.3).

Средний размер черты абсолютной бедности, увеличился в номинальном выражении на 69.4% до BYR 946.6 тыс. в месяц. Темпы его роста превысили среднегодовые темпы инфляции, что объясняется относительным удорожанием товаров первой необходимости и базовых услуг, включенных в бюджет прожиточного минимума. Такая динамика создает риск увеличения уровня абсолютной бедности среди социально уязвимых групп населения, избежать который можно лишь при соответствующем росте реальных доходов у малообеспеченных слоев населения [10, с. 13].

Средний размер располагаемых ресурсов населения  в 2012 г. вырос в реальном выражении на 14.1% г/г. Такой же темп роста продемонстрировал и медианный доход, что является признаком равномерного роста доходов населения. Это подтверждает и кривая распределения роста доходов населения по децилям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.3(а)). Расхождение в темпах роста были невелики (в пределах двух процентных пунктов). Это означает, что политика по стимулированию роста доходов населения, проводимая во втором полугодии 2012 г., благоприятно сказалась на материальном положении как социально уязвимых слоев, так и относительно обеспеченного населения.

Реальный рост доходов населения привел к увеличению черты относительной бедности с темпами, превышающими темпы роста черты абсолютной бедности. В номинальном выражении она выросла  на 81.4% г/г и составила BYR 1 538 тыс. на эквивалентного взрослого. В реальном выражении рост составил 14% г/г, что соответствует динамике среднего дохода населения и, следовательно, не должно приводить к росту относительной бедности. Это подтверждает и поведение кривой распределения бедности (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б.3(б)). В 2012 г. она сместилась вправо, что отражает общий рост доходов населения Беларуси, и практически не изменила своего наклона, что означает сохранение неравенства на уровне прошлого года.

Сокращение относительной бедности является признаком снижения неравенства в обществе. Это подтверждают и соответствующие индикаторы - коэффициенты Джини и фондов. Коэффициент Джини в Беларуси существенно снизился в 2011 г. с 26.5 до 26.1, когда экономический кризис негативно повлиял в первую очередь на относительно обеспеченные слои населения, в то время как наименее обеспеченные группы были частично защищены экономической политикой по увеличению минимальной заработной платы и сохранению занятости (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г.3).

Информация о работе Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия