Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретическую сторону государственного регулирования естественных монополий, изучить методы, применяемые государством для регулирования их деятельности и их эффективность.
Задачи работы – изучить, проанализировать различные аспекты и подходы к регулированию естественных монополий государством, выяснить причины государственного вмешательства в деятельность естественных монополий, рассмотреть влияние естественных монополий на экономику России.

Содержание работы

Введение
1.


Понятие естественной монополии .

1.2. Причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий .
1.3. Государственное регулирование деятельности естественных монополий за рубежом.


Методы регулирования деятельности естественных монополий

2.1. Ценовое (тарифное) регулирование деятельности естественных монополий

2.2. Антимонопольное регулирование деятельности естественных монополий
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того, эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных издержек, связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органов власти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.

Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с недостатками действующего антимонопольного законодательства. Однако эти недостатки касаются не исключительности естественных монополий, как объектов антимонопольного контроля, а общих недостатков конкурентного законодательства, проявляющихся также и в конкурентных секторах экономики. Таким образом, стоит говорить в целом о совершенствовании антимонопольного законодательства, в том числе и в отношении регулирования естественных монополий.

Сами естественные монополии находятся в двоякой ситуации (табл. 2).

С одной стороны, централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем. Они не несут ответственности перед антимонопольными органами даже в случае установления завышенных тарифов; монополии фактически застрахованы от неудачных инвестиций, так как затраты будут включены в тарифы, а значит перенесены на потребителей; нет необходимости в серьезном сокращении издержек.

 

Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения естественных монополий

Государственное регулирование

Рыночное регулирование

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

1.Перекладывание ответственности  за уровень тарифов на государственные  органы, принимающие соответствующие  решения.

2.Отсутствие контроля  со стороны антимонопольных органов.

3.Возможность установления долее высоких тарифов, чем при рыночном регулировании.

4.Отсутствуют стимулы  снижения издержек.

5.Страховка от неудачных  инвестиций, так как затраты будут  перенесены на потребителей.

1. Нельзя установить тарифы выше  или ниже, чем определило правительство РФ.

2.Нельзя в одностороннем  порядке изменить тарифы.

3. Снижать издержки иногда  просто выгодно, так как на  величину снижения издержек в  следующем периоде могут быть  снижены тарифы.

4. При установлении тарифов  не полностью учитываются интересы  естественных монополий.

1.Тарифы устанавливаются самой  монополией. Следовательно, на стадии  ценообразования государство не  вмешивается в деятельность компании.

2. Независимо от уровня  тарифов у естественных монополий  есть возможность доказать их  обоснованность через суд.

1.Ответственность за установление  завышенных тарифов перед антимонопольным  органом.


 

С другой стороны, существуют не менее значимые минусы. Административный контроль не позволяет естественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию на сколько-нибудь длительный период.

Ответственность перед антимонопольными органами в случае рыночного регулирования вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначно более прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций со стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможность опротестовать вердикт в суде.

Кроме того, подобного рода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будет вынуждать естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивные технологии управления.

Для потребителей услуг естественных монополий также можно выделить преимущества и недостатки государственного и рыночного регулирования тарифов (табл. 3).

Главным плюсом государственного регулирования для потребителей является учет государством социального аспекта. То есть независимо от экономических предпосылок государство всегда оглядывается на возможности населения по оплате услуг естественных монополий. В кризисных же ситуациях государство может пойти на еще более радикальные меры и сознательно снижать тарифы с целью сглаживания последствий кризисов. Как показывает практика, цены все равно «берут свое». Однако в краткосрочной перспективе потребители действительно могут надеяться на учет государством их интересов.

К минусам относится тот факт, что на протяжении всего периода экономических реформ (за исключением периода 1991 – 1992 гг.) тарифы естественных монополий росли более высокими темпами по сравнению с ценами на продукцию почти всех других отраслей экономики. Это значит, что государство не в состоянии было удерживать их хотя бы на уровне среднеэкономических показателей в долгосрочной перспективе. То есть можно констатировать, что, начиная с 1993 года, потребитель переплачивал за услуги естественных монополий.

Важно и то, что государственное регулирование не оставляет возможности потребителям установленные тарифы опротестовывать. В условиях же рыночного ценообразования всегда есть возможность обратиться с иском в суд.

 

Таблица 3 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения потребителей

Государственное регулирование

Рыночное регулирование

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

1. Тарифы не могут быть выше, чем установило правительство  РФ, то есть учитывается социальный  аспект проблемы.

2.Тарифы устанавливаются  на определенный срок.

1.Тарифы устанавливаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сравнительная динамика тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях.

1.Монополиям в целом не выгодно  завышать тарифы, поскольку существует  угроза санкций со стороны  антимонопольного органа.

2. В случае завышения тарифов есть возможность обратиться с иском в антимонопольный орган.

1.В случае злоупотребления монополией  своим положением бремя дополнительных  расходов ложится на потребителей.


 

С точки зрения потребителей, главным плюсом является то, что монополиям в целом становится не выгодно повышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа. При госрегулировании угрозы санкций нет. Таким образом, действенность рыночного регулирования оказывается выше по сравнению с госрегулированием.

При этом необходимо учитывать, что нет, и традиционной в рыночной среде угрозы, когда цены конкурентов оказываются ниже, ведь положение монополиста сохраняется.

 

2.2. Антимонопольное регулирование деятельности естественных монополий

 

Главной целью антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый подобный законодательный акт был принят в 1889 г. в Канаде. Но более известен закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Принято считать, что именно закон Шермана является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX века оно было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию. Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой, а в США в настоящее время действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936), а также ряд решений Верховного суда. Кроме федеральных законов, действуют еще и законы Штатов.

Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), документами Европейского экономического сообщества, других организаций.

 

 

Заключение

 

Изученная тема дает мне основание утверждать, что регулирование сфер естественных монополий является одной из острейших проблем, как для экономики переходного периода, так и для нормально действующей рыночной экономики.

В своей работе я выяснил причины государственного вмешательства в экономическую деятельность естественных монополий. Одна из главных – это злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен.

Подробно рассмотрел опыт зарубежных стран в регулировании естественных монополий и методы регулирования. Например, конкуренция за монопольный рынок (аукцион), регулирование нормы прибыли и регулирование верхнего предела тарифа (дефлятор – Х).

Во второй части работы рассмотрены методы регулирования естественных монополий: ценовое регулировании и антимонопольное. Определены преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения государства. Рассмотрен основной метод антимонопольной политики государства – законодательное регулирование и ответственность за нарушение действующего законодательства.

 

 

Список используемых источников и литературы

 

  1. Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Москва: КомКнига, 2006, - 200с.
  2. Городецкий А.Н., Павленко Ю.С. Реформирование естественных монополий. Москва: Феникс, 2006, - 250с.
  3. Кудряшова Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. Москва: Мысль, 2005, - 200с.
  4. Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  5. Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений. Москва: Просвещение, 2007, - 274с.
  6. Баранов Э.Ф., Соловьев Ю.П., Посвянская Л.П. Тарифы на услуги естественных монополий и инфляционные процессы // Вопросы экономики, 2007, № 8, с.114-121.
  7. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2005, с.103-115
  8. Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция // Экономический журнал ВШЭ, 2005, №2, с.245-254
  9. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий // Общественная экономика, 2007, №1, с. 102-120.
  10. Пожилов Д.В. Государственное ценообразование на продукцию естественных монополий // Банковское дело, 2007, №11, с. 13-21
  11. Сюзаева Т.А. Регулирование цен на продукцию естественных монополий. Финансы, №8, 2005, с. 37-41
  12. Федеральная антимонопольная служба России // http://www.fas.gov.ru/
  13. Экспертный институт. Естественные монополии // www.gazeta.ru/2006/12/20/oa_227149.html
  14. Энциклопедия Википедия. Монополия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Естественная_монополия
  15. Энциклопедия статей. Монополизации как фактор максимизации прибыли // http://articles.excelion.ru/science/em/47067409.html

 

 


 



Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий