Концепции реформ экономистов-романтиков ( С. Сисмонди, П. Прудон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является историко-экономическое изучение особенностей научных основ экономического романтизма, которые были сформированы экономистами-романтиками, на примере учения С. Сисмонди и П. Прудона.
В соответствии с целью работы можно обозначить следующие задачи:
рассмотреть историко-экономические предпосылки зарождения экономического учения экономистов-романтиков;
рассмотреть само понятие экономического романтизма;
изучить сущность реформаторских проектов С. Сисмонди и П. Прудона.

Файлы: 1 файл

Сущность и понятие.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Прудон основывался на том, что наличие организованного труда и всеобщего благополучия требует определенных условий, которые бы обеспечивали поддержание равновесия и подчинение законам и которые не зависят от человеческого произвола. В противном случае, по мнению П. Прудона, общество будет подвержено всеобщей анархии труда, когда «полезные действия экономических сил оказываются перемешаны с вредными». Очевидно, что в оценке экономических сил, он по существу, не подвергал их всестороннему анализу, а лишь выделял и противопоставлял положительные и отрицательные черты.

Основополагающим законом экономики и общества Прудон считал разделение труда. Положительными чертами данного экономического фактора были: способствование развитию производства, росту богатства, а также то, что разделение труда - способ «осуществления равенства, условий и умственных способностей». К отрицательным чертам разделения труда, по мнению экономиста-романтика, относятся рост нищеты и бедности в обществе, а так же то, что труд, в соответствие со свойственным ему законом, разделяясь, в конце концов, приходит к отрицанию своих целей и самоуничтожению. Исходя из положительных и отрицательных черт, П. Прудон видел необходимость найти новое сочетание противоположных черт, которое способно устранить вредные стороны разделения труда, сохраняя его полезные проявления. Однако, Прудон не дал научного решения проблемы, а напротив, запутал ее, рассматривая разделение труда, как продукт абсолютного разума и вечную идею, не учитывая, что разделение труда - это исторически развивающийся процесс, без понимания которого сделать научно-обоснованный анализ разделения труда невозможно.9

На такой же методологической основе П. Прудон характеризовал собственность. Не раскрыв содержание данной экономической категории и дав ей весьма поверхностное толкование, он выступил против крупной собственности и назвал ее кражей. В собственности Прудона также интересовало то, что позволяло выделить ее положительные и отрицательные стороны, а также способ, благодаря которому возможно преобразовать данный экономический институт в интересах реформирования общества. Будучи сторонником мелкого индивидуального владения, П. Прудон определил положительную сторону собственности, как обеспечение независимости, самостоятельности и свободы индивидов. Вместе с тем, к отрицательным проявлениям собственности он отнес способность собственности разъединять людей, углублять их имущественное неравенство, усиливать противостояние в обществе. П. Прудон предложил устранить крупную собственность, заменив ее индивидуальным владением, не связанным с эксплуатацией чужого труда.10

Полное непонимание сущности экономических категорий Прудон проявил и при анализе конкуренции, монополии, денег, прибыли и др. «Ненаучность» и субъективизм взглядов Прудона нашли свое концентрированное выражение в его теории стоимости. Прудон претендовал на «открытие» «конституированной» стоимости.

Согласно идеям Прудона, стоимость — вечная абстрактная категория, включающая две противоположные идеи: идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости; где потребительная стоимость и меновая стоимость противоположны друг другу. Потребительная стоимость, продолжает - воплощение изобилия, а меновая стоимость — отражение редкости. Если применить эти две противоположности, то в результате их синтеза возникнет новая категория - синтетическая, или конституированная, стоимость. Ее образование, по мнению П. Прудона, связано с взаимопроникновением противоположностей, означающим превращение потребительной стоимости в меновую стоимость, что позволяет достичь процесс обмена, которым и подтверждается образование конституированной, или синтетической, стоимости.

В основе теории конституированной стоимости лежит идея о том, что рынок воспринимает не все товары, что в процессе обмена происходит отбор, благодаря чему часть товаров втягивается в обменный процесс, захватывается рынком и, благополучно преодолевая этот бартер, попадает в сферу потребления. Участвуя в обмене, товары получают общественное признание, более того процесс обмена придает им свойство конституированной стоимости. В случае если товар не может преодолеть барьер реализации и попасть к потребителю, отталкивается рынком, не получает общественного признания то, следовательно, он не приобретает свойств конституированной стоимости. Под конституированной стоимостью П. Прудон имел в виду стоимость, санкционированную рынком, подтвердившим ее конституированный характер. Он называл ее также пропорциональной, поскольку конституированная стоимость соответствовала требованиям пропорционального обмена, пропорционального распределения, пропорционального роста производства.

Таким образом, конституированная стоимость - это стоимость, возникающая и проявляющаяся в обмене, свидетельством ее наличия является реализация обладающего ею товара. Если товар не реализуется, то, согласно этой теории, он не является стоимостью. П. Прудон был убежден, что его теория дает ключ к разрешению противоречий экономической системы и отражает заветные чаяния мелких производителей, испытывающих трудности с реализацией своих товаров.11

Теория конституированной стоимости легла в основу программы реформирования сферы обращения, чему П. Прудон придавал первостепенное значение. Исходя из того, что не всякий товар реализуется, а значит не является подлинной стоимостью, Прудон предлагал заранее конституировать стоимость товаров за счет денег (золото и серебро), которые должны обладать свойством непосредственной обмениваемости. Реформирование сферы обращения требовало устранения препятствий реализации, для решения данной проблемы он предлагал товары наделить свойством денег, то есть свойством непосредственной обмениваемости. Это означало, что необходимо устранить противоречие между товаром и деньгами, превратив все товары в деньги, наделив их свойствами денег.

Данная теория не вышла за рамки благих пожеланий. Она базировалась на непонимании закономерностей формирования стоимости, законов товарного обращения, функционирования рынка. Стремление придать всем товарам свойства денег - не больше, чем утопия.12

Объявляя себя революционером, Прудон в то же время выступал как типичный мелкобуржуазный реформатор, так как именно в реформах он видел способ избавления общества от вражды, потрясений, злоупотреблений, кризисов - путь к справедливости для самостоятельных производителей, путь избавления их от неудобств рынка. Проведение реформ, по мнению П. Прудона, залог общественного равенства между людьми, превращение их в работников, способных стать самостоятельными производителями, обменивающимися на рынке равными количествами труда. Эти идеи были изложены в прудоновском проекте «прогрессивной ассоциации», который предусматривал взаимопомощь ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий с целью достижения эквивалентного обмена по принципу уравновешивания интересов.

К одному из центральных пунктов экономической программы П. Прудона Научитель М.В. относит преобразование развитой рыночной системы хозяйства (капитализма) в пользу мелких собственников посредством реформирования сферы обращения, где основными аспектами выступали внедрение безденежного обмена и беспроцентного кредита базировавшиеся на концепции конституированной стоимости. Все преобразования П. Прудон сводил к организации безденежного обмена, предусматривая создание народного банка, который должен был выдавать товаропроизводителям удостоверения о количестве труда, затраченного на производство их товара. Так называемые «рабочие деньги» были необходимы их обладателю для получения в народном банке другого товара, эквивалентного по затратам сданному им ранее продукту. П. Прудон был уверен, что реализация этого проекта будет способствовать ликвидации нетрудовых доходов и утверждению всеобщего равенства. Таким образом, можно сказать, что экономические реформы были нацелены исключение денежного обмена при сохранении товарного производства и рынка. Поскольку в концепции П. Прудон исходил из отождествления капитала с деньгами, претворение в жизнь данного пункта программы рассматривалось как средство уничтожения эксплуатации.13

Путем устранения денег Прудон предполагал уничтожить капитал, нетрудовые доходы, эксплуатацию и обеспечить равенство. Однако это была утопическая мечта.14 Стоит отметить, что сама идея «рабочих денег» принадлежит английским социалистам - утопистам.

Прудон стремился сохранить товарно-денежное хозяйство, капиталистическую собственность, но без денег, капитала и процента. Он выступал против капитала, приносящего проценты, не понимал внутренней связи между процентом и системой наемного труда.15

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие идеи П.Прудона:

    • теорию народонаселения – где продукты человеческого труда растут как квадраты числа работников, и на этом основании возможно ускорении роста производительных сил в перспективе;
    • теорию разделения труда – где основные акценты ставятся на негативных последствиях закона разделения труда, соответственно которому происходит постоянное введение новых машин. Машина (фабрика), по мысли П. Прудона, подчиняет рабочего хозяину, унижая и превращая его из ремесленника в чернорабочего;
    • теорию конституированной стоимости – где ценность вещи должны быть « конституирована», то есть отрегулирована еще до продажи при помощи установления заранее количества соответствующих расходов труда и времени. Первыми товарами, стоимость которых конституировалась, были золото и серебро;
    • теорию доходов.- где Прудон был солидарен с С. Сисмонди в том, что рабочим платят за их работу урезанную часть дохода, который возникает в процессе производства;
    • теорию воспроизводства - где между производством и потреблением должно существовать равновесие, что невозможно, так как в реальной же действительности владельцы не работают, их потребление непроизводительно, а, следовательно, нарушается «экономический закон», по которому труд должен уравновешиваться продуктом;
    • теорию реформ – где предлагал решение социальных вопросов путем реформ, отбрасывая при этом всякую мысль о революции. К числу специфических реформаторских идей Прудона можно отнести:

1) ликвидация денег и введение вместо них бонов обращения (обмена);

2) уничтожение процента путем  создания дармового (беспроцентного) кредита;

3) организация Банка народа;

4) ликвидация правительства, как  итог осуществления реформ.16

Отметим, что Прудон считается создателем теории анархизма, превосходящей по своей утопичности все социалистические теории

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Рассмотрев учения идеологов экономического романтизма С. Сисмонди и П. Прудона и историко-экономические предпосылки данного направления экономической мысли можно сделать следующие выводы и обобщения

  1. Экономический романтизм - одно из направлений экономической мысли, которое проявилось в постмануфактурный период и нашло свое развитие в эпоху становления капитализма. Благодаря трудам экономистов-романтиков, в частности С. Сисмонди и П. Прудона, стало понятно, что основоположники классической экономической теории, провозглашая и следуя принципам абсолютного невмешательства государства в экономическую сферу, обещая полную гармонию в условиях экономического либерализма превратились в заложников собственных заблуждений.
  2. Впервые термин «экономический романтизм» был введен в научный оборот в сочинениях В. И. Ленина, которые относятся к раннему этапу его творчества. По Ленину, «экономисты-романтики» находятся «в стороне от главных течений» политической экономии, поскольку они выступают за «слабое развитие капитализма, взывают к его задержке».
  3. Идеологи экономического романтизма - С. Сисмонди и П. Прудон – придают основополагающее значение морально-этическим идеям и идеям социальной справедливости в сфере политической экономии и используют при оценке эффективности экономических факторов неэкономические категории – добра, справедливости, чести.
  4. Концепция реформ С. Сисмонди достаточно содержательно и убедительно характеризует кризисы как явления неизбежные без государственного вмешательства.
  5. Согласно экономической программе П. Прудона социальная справедливость достижима лишь при условии осуществления экономической справедливости, основанной на справедливом обмене. Для достижения «правил», которые бы упорядочивали обмен, предлагается создание народного банка (банка обмена).
  6. Основная цель идей экономистов-романтиков - гарантия постоянного, надежного и справедливого сбыта товаров всеми производителями.

В целом, можно сказать, что идеи С. Сисмонди и П. Прудона положили начало реформаторским концепциям по ограничению "злоупотреблений свободой" и государственному регулированию в экономике

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

    1. Агапова И. История экономической мысли // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/04.php
    2. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов / Рындина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983.
    3. Костакова Т. А. Шпаргалка по истории экономических учений //http://uchebnik-ekonomika.com/history-ekonomik/teoriya-sismondi-ego-proekt-reformirovaniya.html
    4. Научитель М.В. История экономических учений / Учебник - Москва: Интеграция, 2005
    5. Экономика и экономическая мысль эпохи перехода к индустриальному обществу // http://natecon.com/epoxa-perexoda-k-industrialnomu-obshhestvu/#h2_4
    6. Ядгаров Я. С. История экономических учений // http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560

 

1 Ядгаров Я. С. История экономических учений// http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560.html?page=7

2 См. там же.

3 Ядгаров Я. С. История экономических учений// http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560.html?page=7

4 Агапова И. История экономической мысли // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/04.php

5 Экономика и экономическая мысль эпохи перехода к индустриальному обществу // http://natecon.com/epoxa-perexoda-k-industrialnomu-obshhestvu/#h2_4

6 Экономика и экономическая мысль эпохи перехода к индустриальному обществу // http://natecon.com/epoxa-perexoda-k-industrialnomu-obshhestvu/#h2_4

7 Костакова Т. А. Шпаргалка по истории экономических учений //http://uchebnik-ekonomika.com/history-ekonomik/teoriya-sismondi-ego-proekt-reformirovaniya.html

 

8 Ядгаров Я. С. История экономических учений// http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560.html?page=7

9 Ядгаров Я. С. История экономических учений// http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560.html?page=7

10 Ядгаров Я. С. История экономических учений// http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560.html?page=7

11 История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов / Рындина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983.-С. 75

12 Ядгаров Я. С. История экономических учений// http://rudocs.exdat.com/docs/index-51560.html?page=7

13 Научитель М.В. История экономических учений / Учебник - Москва: Интеграция, 2005 – С. 192.

14 История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов / Рындина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983.-С. 76

15 Научитель М.В. История экономических учений / Учебник - Москва: Интеграция, 2005 – С. 193

16 Экономика и экономическая мысль эпохи перехода к индустриальному обществу // http://natecon.com/epoxa-perexoda-k-industrialnomu-obshhestvu/#h2_4

 


 



Информация о работе Концепции реформ экономистов-романтиков ( С. Сисмонди, П. Прудон)