Мировой и российский опыт развития рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение проблемы формирования рыночной инфраструктуры, ее основных элементов и изучение основных направлений развития структуры рынка на примере России и США.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие, сущность и преимущества рыночной инфраструктуры
1.2 Функции рыночной инфраструктуры
2. Элементы рыночной инфраструктуры
2.1 Кредитная система
2.2 Банковская система
2.3 Страховая деятельность
2.4 Биржи
2.5 Маркетинг
2.6 Торговая деятельность и товарные рынки
3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
4. Состояние инфраструктуры в различных странах
4.1 Формирование инфраструктуры в России
4.2 Рыночная инфраструктура в США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом[1]. теории.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

     Центральные банки  выполняют ряд важных функций,  среди которых следует выделить:

-эмиссию банкнот;

-хранение государственных золото-валютных резервов;

-хранение резервного фонда других  кредитных учреждений;

-денежно-кредитное регулирование  экономики;

-кредитование коммерческих банков  и осуществление кассового обслуживания  государственных учреждений;

-проведение расчетов и переводных операций;

-контроль за деятельностью кредитных  учреждений.

     Коммерческие банки  представляют собой главные «нервные»  центры кредитной системы. Современный  коммерческий банк является кредитно-финансовым  учреждением универсального характера.  Он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

     Операции коммерческого  банка подразделяются на пассивные  (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

     Особое место в  современной рыночной экономике  занимают специализированные кредитно-финансовые  институты, такие как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.

    

    1.      Банковская система.

 

     Банковская система-это  часть кредитной системы, которая  включает в себя банки, страховые  компании, пенсионные фонды, фонды  профсоюзных и других организаций,  обладающих правом коммерческой  деятельности. Это-совокупность учреждений и организаций, которая способна мобилизовать, аккумулировать временно свободные денежные средства и найти соответствующие формы их размещения в виде кредитов или капиталовложений.

     Банки-ядро кредитной  системы. Банковская система, как правило, имеет двухъярусное строение. Первый ярус представлен центральным (государственным) банком, который несет всю полноту ответственности за состояние и совершенствование денежного хозяйства. Он призван, с одной стороны, обеспечить условия для благоприятного инвестиционного климата и стимулирования кредитных отношений, с другой-не допускать развертывания инфляционных процессов. Банки обладают целым набором инструментов (ставка межбанковского кредита, резервы, операции на открытом рынке), чтобы воздействовать на поведение агентов денежного рынка, и прежде всего на коммерческие банки.

     Второй ярус представляют  коммерческие, инвестиционные, ипотечные  (дают кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку  и освоение технических новинок) банки. Необходимо отметить, что в современных условиях коммерческие банки существенно расширили сферу своей деятельности, осуществляя самые разнообразные операции.

 

2.3. Страховая деятельность.

 

     Крупнейшим поставщиком   сбережений  являются  страховые компании.

     Основным источником  их инвестиционного капитала  служат комиссионные за страхование всей  жизни или на какой-либо срок,  страхование индивидуальное и групповое, медицинское и пенсионное и т.д. Стразовые компании охраняют доверенные им фонды держателей стразовых полисов.

     Чтобы обеспечить  безопасность доверенных фондов,  они должны быть осторожными  в  своей  инвестиционной  деятельности.  Наибольший интерес  страховые компании проявляют  к высокодоходным долгосрочным  ценным бумагам, так как люди страхуются на годы вперед или на всю жизнь.

     В последнее время  повысилась роль пенсионных фондов,  как источников инвестиционного   капитала.  Пенсионные  фонды   формируются за счет взносов  предпринимателей для выплаты  пенсий рабочим и  служащим.  Поскольку доход на инвестиции пенсионных фондов не облагается налогом, то пенсионные фонды используются для приобретения высокодоходных государственных и других ценных бумаг.  Инвестиции пенсионных фондов в большей степени долговременные,  так как сами фонды накапливаются  годами,  до выхода людей на пенсию.

     Важнейшим поставщиком  инвестиционного капитала являются  инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды - это компании, продающие свои акции частным лицам и инвестирующие выручку от их продажи в самые  разнообразные ценные бумаги с целью получения дохода за счет разницы в их рыночной цене.

     Кредитные союзы   также выступают в качестве  источников инвестиционного капитала. В кредитные союзы, как правило, вступают лица с общими интересами или проживающие в одной местности. Капитал кредитных союзов образуется за счет паевых взносов в форме покупки акций. По акциям выплачиваются дивиденды.  Средства кредитных союзов используются для предоставления краткосрочных ссуд их членам.

 

    1.  Биржи.

 

     Биржа валютная- организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов.

     Биржи валютные традиционно  не имеют самостоятельного места  функционирования и действуют  обычно либо при биржах товарных, либо при биржах фондовых. На  валютных биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта, хотя практически большинства сделок совершаются банками по текущим валютным курсам, устанавливаемым ими. Если в валютных аукционах участвуют непосредственно предприятия, то на бирже оперируют только члены биржи - банки. Они обязаны иметь лицензию на проведение валютных операций, устойчивое финансовое положение, быть квалифицированными посредниками своих клиентов. В зависимости от изменения валютного курса банки могут либо предлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс применяемый для всех сделок банка с клиентами.

     Биржа товарная - центральное  звено инфраструктуры товарного  рынка; учреждения, в котором осуществляются  торговые сделки по купли и  продажи товаров по образцам  и стандартам, на основе предварительной  биржевой экспертизы. Невзирая на недостатки в их деятельности, в частности отсутствие финансового контроля они сыграли существенную роль в стабилизации экономике и цен. Свертывание новой экономической политики повлекло за собой ликвидацию бирж. В настоящее время биржи товарные в нашей стране возрождаются, им принадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей между товаропроизводителями. Различают биржи товарные специализированные и универсальные. За рубежом преобладают специализированные, где объектом сделки является тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка, биржа цветных металлов и т.д.

     На бирже товарной  по поручению своих клиентов  сделки заключают посредники - брокеры; учредители биржи могут заключать на ней сделки без посредников. Биржа товарная может быть государственная или акционерной организацией, но предпочтительнее акционерной (под государственным контролем, что общепринято в мире). Биржа товарная предоставляет продавцам и покупателем помещение определенной гарантией, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное вознаграждение. При правильной организации информационной службы биржи товарные служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе и предложения на различные товары. Все сделки на бирже товарной учитываются, при этом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя (предлагаемая) и фактическая. Торги проводятся в заранее установленные дни. Члены и пайщики биржи товарной заранее получают перечень товаров, предлагаемых к продаже. Цены на бирже свободные, они могут колебаться, поэтому они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее характерные цены. Обычно при большом количестве сделок эти цены рассматривают специальные котировальные комиссии. По итогам торгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно - биржевые ведомости. Биржи товарные в разных городах связанны единой информационной системой. На бирже товарной наряду с реализацией наличного товара заключаются и фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведен в будущем. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы - поставщики и покупатели значительных партий товаров, банки.

     Биржа труда - организация,  специализирующаяся на посредничестве  между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучение и трудоустройство инвалидов.

     Фондовая биржа-организация,  где совершаются акты купли-продажи  ценных бумаг: акций и облигаций  и устанавливаются их курсы,  т. е. рыночные цены. Фондовая  биржа в свою очередь обладает  собственной инфраструктурой, состоящей из сети брокерских компаний, которые от имени и по поручению клиентов выполняют биржевые операции. Фондовые биржи тесно связаны с денежным рынком, на котором осуществляют свои операции банки. Денежный рынок устанавливает связи между фондовыми биржами и банками через систему сбережений и взаимосвязей курса акций (на фондовой бирже) и процентной ставки (в банковской системе). Процентная ставка-это тот процент, который банки устанавливают на депозиты (вклады).

 

    1.  Маркетинг.

 

     Особую сферу предпринимательской деятельности в рыночной экономике представляет маркетинг.

     Сегодня под маркетингом  понимается направление деятельности  предприятия, имеющее целью анализ  рыночных условий хозяйствования, разработку путей и методов  внедрения товара на рынок и расширения объемов его реализации. Маркетинг на предприятиях обычно подразделяется на маркетинга стадии предпроизводства и производства (маркетинговые исследования, или рынковедение) и маркетинг на стадии реализации (маркетинговые усилия-деятельность по созданию и стимулированию спроса, по эффективному продвижению товара, достижению желаемой доли рынка, или «делание рынка» для своего товара, включая рекламу, определение наиболее эффективных методов ценообразования, продвижения товаров и т. п.).

      Существует также  специализированные маркетинговые  фирмы в виде частных или  смешанных (с участием государства)  предприятий. Они занимаются проведением  специальных исследований рынка,  выпускают различные справочные  и обзорные материалы. Деятельность  подобных структур и является предметом моего рассмотрения.

       На самых разных  рынках- товарных, рынках ценных  бумаг, банковских, страховых и  иных видов услуг – осуществляется  рекламная деятельность, т.е. деятельность  по ознакомлению потенциальных  потребителей с производимыми  и продаваемыми товарами, услугами, а также с производителями (продавцами) различных товаров и услуг.

      Реклама – публично  распространяемая в любой форме  информация о юридических и  физических лицах, товарах, услугах,  идеях, начинаниях и т. п. Реклама выполняет различные функции: ознакомительную, напоминающую, убеждающую, разъясняющую, стимулирующую. Конечной целью рекламы является создание особой атмосферы благожелательности со стороны потенциальных потребителей, заинтересованное выделение определенных предприятий, организаций, товаров, услуг из похожих или аналогичных (из товарного мира или рыночного сообщества).

      В зависимости  от способа распространения рекламной  информации выделяются различные  виды рекламы: распространяемая через средства массовой информации (печать, эфирное, спутниковое, кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты); наружная реклама (В виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения); реклама, размещенная на транспорте; «непрямая» реклама в виде товарного знака, упаковки товара и др.

     Производством и распространением  рекламы в качестве предпринимательской  деятельности обычно занимаются  рекламные агентства. Часто они  работают через своих агентов (рекламных агентов), действующих от имени соответствующего агентства. Рекламные агенты занимаются поиском рекламодателей, ведут с ними переговоры, оформляют и обслуживают заказы, определяют смету расходов, в отдельных случаях принимают участие в составлении рекламного сообщения.

      Особым видом деятельности, который нередко называют бесплатной  рекламой, являются услуги паблик  рилейшнз (PR) , или связи с общественностью.PR-это продуманные, спланированные и постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между экономическим субъектом (предприятием) и общественностью. PR предполагают установление связей с общественностью, прессой, выборными учреждениями, общественными организациями. Они нацелены на формирование и поддержание положительного имиджа предприятия на основе правдивой и оперативной информации. Услуги PR могут оказываться как специализированными агентствами, самостоятельными в организационном и юридическом отношении, так и специализированными структурными подразделениями рекламных, информационных агентств, консалтинговых фирм и т.п.

Информация о работе Мировой и российский опыт развития рыночной инфраструктуры