Совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение совокупного спроса.
Задачами курсовой работы:
- дать понятие совокупного спроса;
- определить факторы совокупного спроса – ценовые и неценовые;
- охарактеризовать компоненты совокупного спроса;
- проанализировать динамику и структуру совокупного спроса в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 5
1 Совокупный спрос: сущность, элементы и факторы 7
1.1 Понятие и кривая совокупного спроса 7
1.2 Факторы совокупного спроса 9
1.2.1 Ценовые факторы совокупного спроса 9
1.2.2 Неценовые факторы 12
2 структура совокупного спроса 17
2.1 Компоненты совокупного спроса 17
2.2 Динамика совокупного спроса в Республике Беларусь 18
Заключение 23
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 5

1 Совокупный спрос: сущность, элементы и факторы 7

1.1 Понятие  и кривая совокупного спроса 7

1.2 Факторы  совокупного спроса 9

1.2.1 Ценовые  факторы совокупного спроса 9

1.2.2 Неценовые  факторы 12

2 структура совокупного спроса 17

2.1 Компоненты  совокупного спроса 17

2.2 Динамика  совокупного спроса в Республике  Беларусь 18

Заключение 23

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

 

Введение

 

Главное свойство рыночной экономики заключается в том, что ее основным координирующим механизмом служит рыночная система, или система ценообразования. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков. Обычно рынок трактуют как механизм осуществления контактов между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров).

В более широком понимании рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.

Рыночная система является многосложной системой связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эти системы связей общество выносит свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды труда.

Совокупный спрос - суммарный спрос на все товары или услуги, производимые операционной системой. Сдвиги кривых совокупного спроса оказывают воздействие и на общий объем производства товаров и услуг, и на уровень цен. Поэтому, не даром государство воздействует на совокупный спрос денежно-кредитную и финансово-бюджетную политики для «здоровья» экономики. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются компенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику. Но, помимо использования инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, на совокупный спрос воздействуют и множество других факторов.

Знание факторов, влияющих на спрос, дает возможность объяснить его динамику. Правда, эти знания не всегда помогают при прогнозировании изменения совокупного спроса, ибо это предполагает точную информацию о том, каким образом и в какой степени будут проявлять себя все его факторы, которые в одно и то же время могут влиять на совокупный спрос и разнонаправлено. Тем не менее, понимание механизма формирования совокупного спроса важно, особенно если учесть его роль в стимулировании экономики.

Цель данной курсовой работы – изучение совокупного спроса.

Задачами курсовой работы:

- дать  понятие совокупного спроса;

- определить  факторы совокупного спроса –  ценовые и неценовые;

- охарактеризовать  компоненты совокупного спроса;

- проанализировать  динамику и структуру совокупного  спроса в Республике Беларусь.

Предмет исследования –совокупный спрос.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы такие общеэкономические методы исследования как: синтеза, анализа, статистический и др.

 

 

1 Совокупный спрос: сущность, элементы и факторы

 

1.1 Понятие и кривая совокупного спроса

 

Совокупный спрос является одним из исходных понятий макроэкономики. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная какими-то платежными средствами (прежде всего деньгами), на которые согласен продавец. У любого объекта, удовлетворяющего определенные потребности, есть спрос в условиях товарных отношений. При этом следует разграничивать:

1) индивидуальный спрос  – как спрос отдельного субъекта  на конкретный товар;

2) совокупный спрос на  конкретный объект – как спрос  всех субъектов на данный товар;

3) совокупный спрос общества  на все товары – как спрос  всех субъектов на все объекты  купли-продажи.

 В микроэкономике речь  идет о конкретном спросе на  отдельных рынках отдельных товаров, который определяется в зависимости  от цены и количества товара. Макроэкономика рассматривает понятие  совокупного спроса, который определяется  как реальный объем национального  производства, который потребители (физические лица, юридические лица, государство) готовы купить при  различных возможных уровнях  цен. Очевидно, что чем ниже уровень  цен, тем больший объем национального  продукта захотят купить потребители  как внутри страны, так и за  ее пределами. Таким образом, с  формальной точки зрения здесь  прослеживается явная аналогия  с индивидуальным спросом отдельных  товаров на отдельных рынках. Однако по содержанию как само  понятие совокупного спроса, так  и зависимость между совокупным  спросом и уровнем цен существенно  отличаются от микроэкономического  понятия спроса [2,c.115].

Совокупный спрос в макроэкономике определяет зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. И хотя зависимость между уровнем цен и реальным объемом внутреннего производства имеет такой же обратный характер и изображается подобной же нисходящей кривой, но процессы, происходящие в макроэкономике, отличаются от наблюдаемых в микроэкономике. В микроэкономике кривая рыночного спроса отображает изменение цены одного товара в предположении, что цены других товаров остаются неизменными. При совокупном спросе от таких предположений отказываются. Точно также номинальные доходы потребителей при рыночном спросе предполагаются неизменными. В рамках экономической системы страны или нации национальный доходнее остается неизменным. Все это свидетельствует о том, что аналогия между рыночным и совокупным спросом е означает тождества. В макроэкономике действуют совершенно иные эффекты, влияющие на изменение спроса.

Совокупный спрос описывается кривой, показывающей общее количество товаров и услуг, которые будут приобретены (т.е. предъявлен спрос на них) при различных уровнях цен (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Кривая совокупного спроса

Источник: [14,c.78]

Эта кривая имеет отрицательный наклон по трем причинам:

1) при фиксированном предложении  денег рост уровня цен увеличивает  спрос на деньги, увеличивает  процентную ставку и в результате  сокращает те расходы (потребителей  или фирм), которые чувствительны  к росту процентной ставки; снижение  уровня цен дает обратный эффект;

2) рост уровня цен также  сокращает покупательную способность  финансовых активов с фиксированной  денежной стоимостью, и поскольку  обладатели таких активов становятся  беднее, они тратят меньше на  приобретение товаров и услуг; снижение уровня цен дает обратный  эффект;

3) в дополнение, рост уровня  цен (относительно уровня цен  в других странах) сокращает американский  экспорт и увеличивает американский  импорт, сокращая спрос на товары  и услуги в американской экономике; снижение уровня цен (относительно  уровня цен в других странах) дает обратный эффект.

Это означает, что при прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике приводит к увеличению количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.

1.2 Факторы совокупного  спроса

 

1.2.1 Ценовые факторы  совокупного спроса

 

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.

К ценовым факторам относятся следующие:

1. Эффект богатства (эффект Пигу). Причина снижения совокупного спроса и соответственно приближения кривой этого спроса к оси абсцисс заключается в эффекте богатства, или, как говорят экономисты, эффекте кассовых остатков. В чем выражается богатство? Конечно в реальной стоимости имущества и прежде всего финансовых активов, их покупательной способности (акции, облигации, срочные вклады и т.п.). Но если цены повысятся, то стоимость таких активов упадет, и население, располагающее подобными финансовыми активами, станет беднее. В таком случае, вероятно, что совокупный спрос на товары длительного пользования (автомобили, радиосистемы, дичи и т.п.) уменьшится, поскольку инфляция значительно понизит реальную стоимость богатства, и в первую очередь, конечно, тех финансовых активов, которые могут быть использованы в качестве средства платежа [5,c.96].

Со снижением покупательной способности активов люди обычно сокращают расходы. Теория жизненного цикла потребления, разработанная Франко Модильяни и Альбертом Эндоу, показала, что потребление является функцией реального богатства и дохода (C + aWR + cYL), и эта модель достаточно хорошо подтверждается эмпирическими наблюдениями.

Рассмотрим деньги, которые храним в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как получаем возможность приобрести большое количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е. они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877 - 1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу.

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Как влияет повышение уровня цен на совокупный спрос, уже известно: спрос уменьшится. Но почему это происходит? Одна из причин заключается в том, что при постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет соответствующее повышение процентной ставки, так как возрастает потребность в деньгах. Потребителям они необходимы для покупок, а предпринимателям для выплаты заработной платы, ренты и т.п. Но при повышении процентной ставки покупатели отложат свои покупки, а предприниматели откажутся от кредитов, если их инвестиция в производство не даст им необходимой прибыли [7,c.212].

Таким образом увеличение уровня цен в результате повышения процентной ставки приводит к сокращению спроса на реальный национальный продукт. Именно благодаря этому эффекту процентной ставки кривая совокупного спроса приближается к оси абсцисс. Но это, разумеется, не единственная причина уменьшения совокупного спроса.

Уровень цен – одна из детерминант количества денег, на которое предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг. Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов. Так как домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства, которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом, более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет увеличение расходов на инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон МейнардКейнс (1883 – 1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса.

3. Эффект обменного курса (эффект Манделла – Фламинга). Этот эффект состоит в том, что при повышении цен внутри страны спрос на отечественные товары сократится, а спрос на более дешевые импортные товары увеличится. В самом деле, раз цены на внутреннем рынке увеличатся, граждане предпочтут покупать импортные товары, если, разумеется, не возрастут таможенные тарифы. Одновременно с этим упадет экспорт товаров за границу, поскольку иностранцы откажутся покупать товары по высоким ценам и будут стремиться купить аналогичные товары в других странах. Все это приведет к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Наоборот, понижение уровня цен повысит совокупный спрос как внутри страны, так и за границей. Снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам. (Т.е. количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается.) В результате снижения курса доллара произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данные изменения относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится [11,c.114].

Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом.

Значительная часть экономистов считает, что важнейшим (и даже единым) фактором убывающей траекторией кривой совокупного спроса является эффект предложения денег. Этот эффект означает, что возрастание цен при устойчивом номинальном количестве денег сопровождается уменьшением реального спроса на товары и услуги.

Однако при устойчивом предложении денег и возрастании уровня цен реальное предложение денег должно уменьшиться. Реальное предложение денег – эти их номинальное предложение, разделенное на уровень цен. Сужение реального предложения денег влияет на совокупный спрос через монетарный механизм. Это объясняется следующим образом. Уменьшение реального предложения денег означает, что они становятся относительно редкими и начинается период «дорогих денег». В этот период процентные ставки возрастают, и кредит является менее доступным, курсы ценных бумаг понижаются, обменный курс валюты повышается. «Дорогие деньги» ведут к уменьшению объемов инвестиций, чистого экспорта и потребления, а потому и совокупного спроса. Таким образом, существуют три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги:

Информация о работе Совокупный спрос