Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи анализа производства и продаж товаров, порядок анализа объемов производства и продаж, анализ обновления продукции и ее качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Анализ объема производства и продаж……………………….………5
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров……………..…….5
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж………………...………9
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ…………………………………………………...…17
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента……………….17
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров………………………………………………………..…..20
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров……………………………………………………………………………23
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества…………………….….30
3.1 Критерии оценки новых товаров……………………………………..…….30
3.2 Анализ показателей качества товара………………………………...……..36
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров…………………………………………………………..………42
4.1 Анализ ритмичности производства……………………………………...…42
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств………………………………………………………….…….…….46
4.3 Анализ сбыта товаров……………………………………………….………51
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

Анализ и управление объемом производства и продаж.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 5.17 видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.).

Аналогичные расчеты  выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после  этого результаты обобщаются.

Важным косвенным  показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (5.18).

 

Таблица 5.18

Анализ потерь от брака товаров

Показатели

тыс. руб.

Себестоимость забракованных товаров

620

Расходы по исправлению  брака

90

Стоимость брака  по цене возможного использования

210

Сумма удержаний  с виновных лиц

100

Потери от брака

400


 

Основными причинами  понижения качества товаров могут  быть:

- плохое качество  сырья;

- низкий уровень  технологии и организации производства;

- низкая квалификация  работников;

- аритмичность  производства и др.

После изучения причин снижения качества и допущенного  брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности  и разрабатываются мероприятия  по их устранению. Экономическая эффективность  таких мероприятий оценивается на основе показателей изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения /или снижения затрат.

Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

4.1 Анализ ритмичности  производства

 

Ритмичность – равномерный выпуск товаров в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров, несвоевременно поступает выручка. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые  показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему, удельный вес производства товаров за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес товаров, выпущенных в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (VВП), на плановый объем производства (VПЛ). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности 1.

 

, (5.18)

 

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):

 

, (5.19)

 

где VФ и VПЛ – фактический и плановый объем производства соответственно,

n – число суммируемых плановых заданий.

В процессе анализа  необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по изменению объема производства товаров в связи с неритмичной работой.

Для этого используют:

а) разность между  плановым и засчитанным объемом  производства;

б) разность между  фактическим и возможным объемом  производства, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема.

Равномерность производства товаров определяется каким-либо внутренним нормативным  документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило, графики составляют на месяц, и на основе графика определяется темп производства товаров в течение всего года.

Для крупносерийного  или массового производства разрабатываются  графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем  является коэффициент равномерности:

 

, (5.20)

 

где Н – недовыполнение за сутки в соответствии с графиком;

- сумма недовыполнения за все  дни месяца;

VПЛ - план на месяц.

Для оценки ритмичности  производства в организациях рассчитывается также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности - ноль.

Рассмотрим  оценки ритмичности производства товаров  для условного предприятия (Таблица 5.19).

 

Таблица 5.19

Анализ ритмичности  производства товаров

Дека-

ды

План

Факт

По факту  в пределах

плана

Коэф-

фициент ритмич-

ности

Числа аритмичности

сумма, тыс.

руб.

струк-

тура, %

сумма, тыс.руб.

струк-

тура, %

абсолютное  отклонение

относительное отклонение, %

+

-

+

-

1

15600

31,51

13850

27,98

13850

0,888

-

-1750

 

-24,5

2

16700

33,74

16380

33,09

16380

0,981

-

-320

 

-1,9

3

17200

34,75

19270

38,93

17200

1,000

+2070

 

+12,0

 

Итого:

49500

100

49500

100

47430

0,958

+2070

-2070

+12,0

-26,4


 

Из данных таблицы 5.19 следует, что организация увеличивало  производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 24,5% (1750 тыс.руб.), то во второй - только на 1,9% (320 тыс.руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция – увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства товаров. В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,51%, 33,74%, 34,75%), чем в отчетных данных (27,98%, 33,09%, 38,93%).

В заключение анализа  разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности по выпуску товаров в связи с неритмичной работой.

 

4.2 Анализ факторов  увеличения объема продаж и  выполнения договорных обязательств

 

Объем продаж товаров в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товара и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

При расчете  объема продажи товаров учитывается  изменение остатков не проданных  товаров на начало и конец планируемого периода.

Для анализа  выполнения плана по объему продаж составляется баланс продажи товаров  в двух оценках: по себестоимости  и по отпускным ценам. Если объем продаж в организации определяется по отгрузке товаров, то балансовое уравнение имеет вид:

 

н + Vпл = Sпл + Vзк ,

Sпл = Vзн + Vпл – Vзк , (5.21)

 

где Sпл – плановый объем продаж;

Vпл– объем производства товаров по плану;

н , Vзк - запасы товаров на начало и конец планового периода соответственно.

Если выручка  определяется после оплаты отгруженных  товаров, то товарный баланс можно записать так:

 

н + Vпл + Vон = Sпл + Vок + Vзк ,

Sпл = Vзн + Vпл - Vок - Vзк , (5.22)

 

где Vон , Vок - остатки отгруженных товаров на начало и конец периода соответственно.

В целях обеспечения  выполнения плановых заданий осуществляется анализ факторов, влияющих на объем  продажи товаров в результате:

  1. роста объема производства товаров;
  2. осуществления мероприятий технического и организационного развития производства, в том числе выпуска новых видов товара, повышения качества выпускаемого товара, внедрения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, экономии сырья и материалов, прочих мероприятий, структурных сдвигов;
  3. изменения остатков готовых товаров на складе;
  4. других факторов.

Графически взаимосвязь  между факторами представлена на Рис. 5.2

Рис. 5.2

Факторы, обуславливающие изменение объема продаж товаров

 

Расчет влияния  данных факторов на объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (Таблица 5.20).

 

Таблица 5.20

Анализ факторов изменения объема продаж товаров

Показатель

Сумма в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

+, -

1. Запасы товаров  на начало периода

30118

68862

+38744

2. Объем производства

652711

717416

+64705

3. Запасы товаров  на конец периода

31595

81472

+49877

4. Отгрузка товаров  за период (п.1+п.2 - п.З)

651234

702066

+50832

5. Остаток товаров,  отгруженных потребителю: 

5.1. на начало  периода

0

0

0

5.2. на конец  периода

0

461

+461

6. Объем продаж (п.4+п.5.1-п.5.2)

651234

701605

+50371

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж