Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа
Цели и задачи анализа производства и продаж товаров, порядок анализа объемов производства и продаж, анализ обновления продукции и ее качества.
Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Анализ объема производства и продаж……………………….………5
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров……………..…….5
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж………………...………9
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ…………………………………………………...…17
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента……………….17
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров………………………………………………………..…..20
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров……………………………………………………………………………23
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества…………………….….30
3.1 Критерии оценки новых товаров……………………………………..…….30
3.2 Анализ показателей качества товара………………………………...……..36
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров…………………………………………………………..………42
4.1 Анализ ритмичности производства……………………………………...…42
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств………………………………………………………….…….…….46
4.3 Анализ сбыта товаров……………………………………………….………51
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………56
Из таблицы 5.17 видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.).
Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются.
Важным косвенным показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (5.18).
Таблица 5.18
Анализ потерь от брака товаров
Показатели |
тыс. руб. |
Себестоимость забракованных товаров |
620 |
Расходы по исправлению брака |
90 |
Стоимость брака по цене возможного использования |
210 |
Сумма удержаний с виновных лиц |
100 |
Потери от брака |
400 |
Основными причинами понижения качества товаров могут быть:
- плохое качество сырья;
- низкий уровень
технологии и организации
- низкая квалификация работников;
- аритмичность производства и др.
После изучения причин снижения качества и допущенного брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Экономическая эффективность таких мероприятий оценивается на основе показателей изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения /или снижения затрат.
Ритмичность – равномерный выпуск товаров в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров, несвоевременно поступает выручка. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему, удельный вес производства товаров за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес товаров, выпущенных в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (VВП), на плановый объем производства (VПЛ). При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности 1.
, (5.18)
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):
, (5.19)
где VФ и VПЛ – фактический и плановый объем производства соответственно,
n – число суммируемых плановых заданий.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по изменению объема производства товаров в связи с неритмичной работой.
Для этого используют:
а) разность между плановым и засчитанным объемом производства;
б) разность между
фактическим и возможным
Равномерность производства товаров определяется каким-либо внутренним нормативным документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Но это совсем не означает, что выпуск должен быть одинаковым в течение всего года. Как правило, графики составляют на месяц, и на основе графика определяется темп производства товаров в течение всего года.
Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем является коэффициент равномерности:
, (5.20)
где Н – недовыполнение за сутки в соответствии с графиком;
- сумма недовыполнения за все дни месяца;
VПЛ - план на месяц.
Для оценки ритмичности производства в организациях рассчитывается также общее число аритмичности – как сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности - ноль.
Рассмотрим оценки ритмичности производства товаров для условного предприятия (Таблица 5.19).
Таблица 5.19
Анализ ритмичности производства товаров
Дека- ды |
План |
Факт |
По факту в пределах плана |
Коэф- фициент ритмич- ности |
Числа аритмичности | |||||
сумма, тыс. руб. |
струк- тура, % |
сумма, тыс.руб. |
струк- тура, % |
абсолютное отклонение |
относительное отклонение, % | |||||
+ |
- |
+ |
- | |||||||
1 |
15600 |
31,51 |
13850 |
27,98 |
13850 |
0,888 |
- |
-1750 |
-24,5 | |
2 |
16700 |
33,74 |
16380 |
33,09 |
16380 |
0,981 |
- |
-320 |
-1,9 | |
3 |
17200 |
34,75 |
19270 |
38,93 |
17200 |
1,000 |
+2070 |
+12,0 |
||
Итого: |
49500 |
100 |
49500 |
100 |
47430 |
0,958 |
+2070 |
-2070 |
+12,0 |
-26,4 |
Из данных таблицы 5.19 следует, что организация увеличивало производство товаров подекадно, но если в первой декаде было недовыполнение плана на 24,5% (1750 тыс.руб.), то во второй - только на 1,9% (320 тыс.руб.), а затем произошло перевыполнение плана в третьей декаде на 12% (2070 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция – увеличение выпуска товаров, однако очевидна аритмичность, которая может создать существенные проблемы со складированием и сбытом товаров, поскольку сверхплановое производство не было предусмотрено. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства товаров. В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (31,51%, 33,74%, 34,75%), чем в отчетных данных (27,98%, 33,09%, 38,93%).
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности по выпуску товаров в связи с неритмичной работой.
Объем продаж товаров в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товара и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.
При расчете объема продажи товаров учитывается изменение остатков не проданных товаров на начало и конец планируемого периода.
Для анализа выполнения плана по объему продаж составляется баланс продажи товаров в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Если объем продаж в организации определяется по отгрузке товаров, то балансовое уравнение имеет вид:
Vзн + Vпл = Sпл + Vзк ,
Sпл = Vзн + Vпл – Vзк , (5.21)
где Sпл – плановый объем продаж;
Vпл– объем производства товаров по плану;
Vзн , Vзк - запасы товаров на начало и конец планового периода соответственно.
Если выручка определяется после оплаты отгруженных товаров, то товарный баланс можно записать так:
Vзн + Vпл + Vон = Sпл + Vок + Vзк ,
Sпл = Vзн + Vпл - Vок - Vзк , (5.22)
где Vон , Vок - остатки отгруженных товаров на начало и конец периода соответственно.
В целях обеспечения выполнения плановых заданий осуществляется анализ факторов, влияющих на объем продажи товаров в результате:
Графически взаимосвязь между факторами представлена на Рис. 5.2
Рис. 5.2
Факторы,
обуславливающие изменение
Расчет влияния данных факторов на объем продаж товаров производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (Таблица 5.20).
Таблица 5.20
Анализ факторов изменения объема продаж товаров
Показатель |
Сумма в плановых ценах, тыс.руб. | ||
план |
факт |
+, - | |
1. Запасы товаров на начало периода |
30118 |
68862 |
+38744 |
2. Объем производства |
652711 |
717416 |
+64705 |
3. Запасы товаров на конец периода |
31595 |
81472 |
+49877 |
4. Отгрузка товаров за период (п.1+п.2 - п.З) |
651234 |
702066 |
+50832 |
5. Остаток товаров, отгруженных потребителю: 5.1. на начало периода |
0 |
0 |
0 |
5.2. на конец периода |
0 |
461 |
+461 |
6. Объем продаж (п.4+п.5.1-п.5.2) |
651234 |
701605 |
+50371 |
Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж