Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определённый период времени.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и значение валового дохода в хозяйственной
деятельности торгового предприятия 5
1.1 Экономическая сущность валового дохода, его значение,
источники образования 5
Факторы, влияющие на величину валового дохода 8
Факторный анализ валового дохода в розничной торговле 14
Анализ валового дохода торгового предприятия 18

Экономико-организационная характеристика магазина
«Продукты» 18
Анализ основных показателей магазина «Продукты» 23
Анализ валового дохода магазина «Продукты» 32
3 Пути повышения валового дохода 36
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложения 45

Файлы: 1 файл

курсовой 893.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

  

АНАЛИЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФАКТОРНЫЙ  АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

          Введение                                                                                                         3

  1. Сущность и значение валового дохода в хозяйственной

деятельности торгового  предприятия                                                        5                                                                                              

1.1 Экономическая  сущность валового дохода, его  значение,

источники образования                                                                                      5

    1. Факторы, влияющие на величину валового дохода                       8
    2. Факторный анализ валового дохода в розничной торговле          14                                                                                                          
  1. Анализ валового дохода торгового предприятия                        18

 

  1. Экономико-организационная характеристика магазина

«Продукты»                                                                                                                                          18

  1. Анализ основных показателей магазина «Продукты»                     23
  2. Анализ валового дохода магазина «Продукты»                           32

3 Пути повышения валового дохода                                                      36

Заключение                                                                                                   40 

Список  использованных источников                                                       43 

Приложения                                                                                                45 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Финансовый  результат деятельности предприятий  в конечном итоге характеризуется  показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли  предприятие не может развиваться  в рыночной экономике, за исключением  организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового  результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определённый период времени.

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  тем, что в условиях нестабильной, изменчивой бизнес - среде большое значение имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Основным  показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к  себестоимости товаров. Уровень  надбавки устанавливается в зависимости  от покупательского спроса, выраженного  рыночными ценами на данный товар, себестоимости  и издержек обращения этого товара.

Целью данной курсовой работы является проведение факторного анализа валового дохода, позволяющего объективно оценить хозяйственную  деятельность розничного торгового  предприятия.

Указанная цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:

  1. Изучить сущность и значение валового дохода в деятельности торгового предприятия.
  2. Определить факторы, влияющие на величину валового дохода.
  3. Рассмотреть методику проведения факторного анализа валового дохода в розничной торговле.
  4. Проанализировать основные показатели и валовой доход розничного торгового предприятия на примере магазина «Продукты».
  5. Предложить пути увеличения валового дохода.

Предметом исследования данной курсовой работы выступает факторный анализ валового дохода в розничной торговле.

Объектом  в данном исследовании является магазин «Продукты».

Теоретической и методологической основой исследования являются нормативные документы  по заданной тематике, а также работы отечественных авторов, посвященные вопросам  формирования   валового   дохода  торговых предприятий, таких как Николаева Т.И., Кравченко Л.И., Бланк И.А и др.

Информационную  базу исследования составили законодательные  и нормативные акты РФ, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов, данные бухгалтерского учета и отчетности объекта исследования.

В  процессе  написания  работы  используются следующие  приемы:  метод сравнения, метод процентных чисел с применением  приема разниц, метод скользящей средней, оценка абсолютных и относительных  величин.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение валового дохода в хозяйственной деятельности торгового предприятия

 

    1.  Экономическая сущность валового дохода, его значение, источники обращения, показатели измерения

 

Валовой доход  – один из основных видов доходов, способствующий решению следующих  основных задач:

1) возмещение издержек производства и обращения, что обеспечивает совокупность, текущей хозяйственной деятельности предприятий торговли;

2) формирование средств местного и государственного бюджетов, внебюджетных доходов за счет выплаты налоговых платежей, помогающих выполнить финансовые обязательства торговых предприятий перед государством;

3) формирование прибыли, направляемой на производственное и социальное развитие предприятий общественного питания, обеспечивающие решение задач самофинансирования в предстоящем периоде.

В составе  валового дохода выделяется чистая продукция  – это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (взносы во внебюджетные фонды), прибыли [5, с. 128].

Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает  его сумма, а относительным - процентное отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту.

Валовой доход по своему составу неоднороден. На предприятиях оптовой и розничной  торговли наибольший удельный вес в  нем имеют доходы от реализации товаров, а на предприятиях общественного  питания – еще и доходы от реализации продукции собственного производства. Для некоторых они являются единственным видом доходов. Валовые доходы от реализации услуг невелики, однако, их косвенное влияние, проявляющееся  в привлечении покупателей, значительно.

Валовой доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой  и розничной торговле и наценок  на продукцию собственного производства в общественном питании, являющихся особым структурным элементом цены товара (продукции) и отражающих долю предприятий в ее формировании. Чем  богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок (наценок) в цене товара.

Торговая  надбавка (наценка) является ценой услуг  предприятий торговли и общественного  питания по доведению товара до потребителя  и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих  затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение  товара от производителя к потребителю  и обеспечении рентабельности реализуемого товара. Достижение поставленных целей  зависит от размера торговой надбавки (наценки), определяемого как внешними, так и внутренними границами  ее формирования [4, с.145].

Внешние границы формирования торговой надбавки (наценки) обусловлены складывающейся конъюнктурой на потребительском рынке. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителей и оптовых  посредников. Эти цены в определенной степени подвижны, так как в  процессе совершения коммерческих сделок изменяются. Верхним пределом формирования торговой надбавки (наценки) являются цены спроса покупателей товара (продукции), которые в такой же степени  меняются в зависимости от уровня торгового обслуживания, условий  оплаты и других факторов.

Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки) выполняют  ряд экономических функций, тесно  связанных между собой:

- измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара (продукции);

- планово-учетная функция связана с измерительной. Определяя долю в цене товара (продукции), торговые надбавки (наценки) становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реализации. Наряду с учетом торговые надбавки (наценки) используются в анализе и планировании валового дохода;

- стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий торговли и общественного питания в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинансирования;

- регулирующая функция выражается в том, что торговые надбавки (наценки) представляют собой механизм уравновешивания спроса и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызывает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью устанавливаемого им верхнего предела торговых надбавок (наценок).

В настоящее  время для формирования торговых надбавок (наценок) на товары, реализуемые  по свободным ценам, используются два  подхода — затратный и рыночный [18, с.142].

При затратном  подходе величина торговых надбавок (наценок) в процентах к товарообороту  определяется путем суммирования прогнозируемых уровня издержек, показателя рентабельности (прибыли в процентах к товарообороту). Такой метод расчета торговой надбавки (наценки) применяется для  товаров (продукции), реализуемых в  условиях незначительной конкуренции.

В последние  годы все шире применяется рыночный подход к установлению торговых надбавок (наценок), сущность которого состоит  в том, что цена определяется рынком на основе спроса и предложения. Зная рыночную цену товара (сырья), торговая фирма ищет возможность покупки  его по наиболее низким ценам, с тем, чтобы получить такой валовой доход, который был бы достаточным для возмещения издержек и образования прибыли. Данный подход при определении уровня торговой надбавки (наценки) имеет место в условиях развитой конкуренции на товарных рынках.

Объем валового дохода, получаемый в результате реализации товаров, продукции, является основным источником прибыльной работы предприятий  торговли и общественного питания, условием устойчивого их положения  на рынке. Стремление наращивать валовой  доход вызывает необходимость изучения факторов, его определяющих, с целью  создания механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма многообразны.

 

 

    1.  Факторы, влияющие на величину валового дохода

 

 

В процессе управления валовыми доходами — при  их анализе, поиске резервов роста и  планировании — все факторы принято  подразделять на две основные группы:

1) зависящие  от деятельности предприятий  общественного питания (внутренние  факторы);

2) не  зависящие от деятельности предприятий  общественного питания (внешние  факторы).

В системе  внешних факторов выделяются: политика государства в области регулирования  торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских процентов  за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов; степень  конкуренции на рынке потребительских  товаров; уровень оптовых (закупочных) цен на товары (сырье) предприятий-производителей; платежеспособность населения; соотношение  спроса и предложения; жизненный  цикл товара; территориальное расположение и др.

Размер  валового дохода зависит от политики государства в вопросах регулирования  торговых надбавок (наценок). Определяя  верхнюю границу торговых надбавок (наценок) на социально значимые товары, государство, с одной стороны, защищает интересы потребителя, препятствуя  формированию высоких доходов торговли и общественного питания, а с  другой — создает заинтересованность предприятий торговли - общественного  питания в снижении издержек и  образовании прибыли.

К системе  внутренних факторов относятся: объем  товарооборота, его структура, состав, звенность товародвижения, типизация  предприятий торговли и общественного  питания, качество товаров и уровень  торгового обслуживания, целевая  стратегия.

Косвенное влияние на величину валового дохода оказывает изменение ставок налоговых  платежей, входящих в состав издержек. К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в  пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых  является фонд заработной платы. Поскольку  он составляет существенную долю в  издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня торговых надбавок, а значит, и на величине валового дохода. Аналогичным  образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение  ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного  питания за предоставленные извне  услуги. За их ростом незамедлительно  следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).

Информация о работе Анализ, планирование и факторный анализ валового дохода