Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных показателей прибыли и деятельности предприятия. Объектом исследования выступает ОАО " TEXSTYLE ".
В процессе написания курсовой работы будут решены такие задачи: выявление характеристик прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды прибыли предприятия, её функции………………….
Формирование прибыли предприятия……………………………….
1.3 Показатели прибыли предприятия и ёё планирование ( прямым счётом и аналитическим методом)……………………………………………………
РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Понятие рентабельности предприятии…………………………………
2.2 Порог рентабельности, оценка безубыточности деятельности предприятия…………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «TEXSTYLE»
3.1 Общая характеристика предприятия…………………………………..
3.2 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономика!!!.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

3. Определение  влияния на прибыль по сравнимой  товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента. 
4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сорта исчисляют в процентном отношении к цене  сорта и т. д.

5. Расчет влияния  на прибыль изменений цен реализации  товарной продукции. Определяют  товарную продукцию, на которую  введены новые цены, в ценах  реализации, умножая на изменение цен (в процентах).

6. Исчисление  прибыли в переходящих остатках  готовой продукции. Себестоимость  переходящих остатков умножают  на рентабельность в 4 квартале  отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли  от продаж. Определяют валовую  прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыли в переходящих остатках готовой продукции и вычитают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение  прибыли по несравнимой товарной  продукции. Эту прибыль находят  прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей  прибыли от продаж. Суммируют  прибыль от продаж сравнимой  и несравнимой продукции. Для исчисления конечного финансового результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают

результаты  от операционных и внереализационных  доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 ТЕОРЕКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Понятие и виды рентабельности предприятии

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия. В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятия является норма прибыли — отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу. Различают следующие виды рентабельности:

1) общая рентабельность рассчитывается по формуле 1.2.1:

R= Пб/Ф                                                                                                   (1.2.1)

где:

R – общая рентабельность;  Пб – балансовая прибыль (убыток); Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств,  нематериальных активов и материальных оборотных средств.

 

 

Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств). Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным.

2) рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается по формуле 1.2.2:

=Пр/Z                                               (1.2.2)

где: R - рентабельность реализованной продукции;  Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг); Z - затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

3) рентабельность активов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы, и рассчитывается по формуле 1.2.3:

Рентабельность чистая прибыль (ф. №2)

 активов            =                 • 100                    (1.2.3)                                            

(имущества) средняя стоимость активов        

                                                (расчет по данным баланса)                                                          

       Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Рентабельность активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в бизнес. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов.

4) Рентабельность собственного капитала показывает эффективность 
использования средств, принадлежащих собственникам предприятия, cлу- 
жит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже и 
рассчитывается по формуле 1.2.4:

Рентабельность чистая прибыль (ф. №2)

 собственного         =         • 100                  (1-2.4)

капитала источники собственных средств

(итог раздела III пассива баланса)

5) Рентабельность продаж (оборота) показывает, какую прибыль имеет 
предприятие с каждого рубля реализованной продукции, рассчитывается по 
формуле 1.2.5:

Рентабельность прибыль от реализации

 продаж                = • 100          (1.2.5)

(оборота) объем продаж

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются: рост затрат на производство и реализацию продукции; падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего - проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов: выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения; произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности; проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует сосредоточить на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия - производство, маркетинг и сбыт.

6) рентабельность инвестиций - способ оценки «мастерства» управления инвестициями, рассчитывается по формуле 1.2.6:

Рентабельность                       прибыль до налогообложения

    инвестиций        =               • 100         (1.2.6)

                                             Валюта           краткосрочные

                                             баланса      -     обязательства4

Любые расчеты нормы прибыли несут в себе те или иные допущения и условности. В идеале следует анализировать все доступные показатели нормы прибыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли - наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Порог рентабельности, оценка безубыточности деятельности  предприятия

Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость  между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется "эффект дополнительной прибыли".

 Анализ безубыточности (анализ соотношения "затраты - объем производства - прибыль", CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

• критического объема производства для безубыточной работы;

• зависимости  финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

• запаса финансовой прочности предприятия;

• оценки производственного риска;

• целесообразности собственного производства или закупки;

• минимальной  договорной цены на определенный период;

• планирования прибыли и т. д.

  Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части - так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

Во-вторых, зависимость  между объемом реализованной  продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

Известно, что  соотношение переменных издержек и  объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

В-четвертых, объем  производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

Данные допущения  соответствуют условиям массового  производства с достаточно непродолжительным  производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа  безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции. 
      Основной составной частью анализа безубыточности является определение "точки безубыточности" ("порога рентабельности", "мертвой точки"). 
      Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

При расчете  точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости  точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями. 
      Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT == 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin = F/(P-a) , шт. или в денежном выражении: 
Bmin=F/(1-b) где Q - количество единиц продукции;

Р - цена единицы  продукции;

F-расходы постоянные;

V- расходы переменные;

а - величина переменных затрат в цене единицы продукции;

b - доля переменных  затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна:

EBIT=PQ - F - a * Q,

где EBIT - прибыль  до уплаты процентов и налогов.

Помимо рассмотренного математического метода анализа  безубыточности рекомендуется рассмотреть  маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

Маржинальная  прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Маржинальный  подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики. 
      Удельная маржинальная прибыль (GMgm) - производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции: 
 
GMgm = р - а,

Информация о работе Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия