Анализ розничного оборота предприятия торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Оборот розничной торговли отражает как денежную выручку предприятий торговли, так и сумму расходов населения на покупку т< шаров. Как обобщающий показатель оборот розничной торговли пи многом характеризует состояние экономики страны (развитие промышленности и сельского хозяйства, инфляционные процессы, уровень жизни населения, емкость рынка). Этот показатель имеет важное социально-экономическое значение, что проявляется в следующем:
• посредством оборота происходит смена формы стоимости (товарной на денежную);
• возмещаются затраты производителей товаров;
• выявляется потребительная стоимость товаров;

Содержание работы

1. Пояснительная записка.........................................................................стр.
2. Практическая часть...............................................................................стр.
2.1. Анализ оборота предприятия торговли по общему объему и ассортименту..............................................................................................стр.
2.1.1. Цель, задачи анализа оборота...............................................стр.
2.1.2. Типы анализа оборота розничной торговли........................стр.
2.1.3. Аналитические показатели общего объема оборота...........стр.
2.1.4. Анализ ассортиментной структуры оборота розничной торговли........................................................................................................стр.
3.1. Планирование оборота розничной торговли по общему объему и товарным группам........................................................................................стр.
3.1.1. Планирование оборота розничной торговли по общему объему............................................................................................................стр.
3.1.2. Планирование оборота розничной торговли по товарным группам...........................................................................................................стр.

Заключение.....................................................................................................стр.
Список использованной литературы............................................................стр.

Файлы: 1 файл

Николаев.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

Задачей стратегического анализа является определение влияния стратегии развития оборота предприятия на его конкурентоспособность.

 

2.1.3. Аналитические показатели общего  объема оборота

В процессе анализа общего объема оборота розничного торгового предприятия (наименование предприятия) рассчитываются следующие  аналитические показатели:

1. Динамика оборота в действующих и сопоставимых ценах.

Динамика  оборота в действующих ценах  рассчитывается как отношение фактического объема оборота отчетного периода  к фактическому объему оборота предшествующего  или базисного периода, выраженному  в процентах. Динамика оборота в сопоставимых ценах рассчитывается как отношение объема оборота отчетного периода в сопоставимых ценах к фактическому объему оборота предшествующего или базисного периода, выраженному в процентах. При этом оборот отчетного периода в сопоставимых ценах определяется путем деления оборота в действующих ценах на индекс розничных цен.

Рассчитаем  оборот розничной торговли (наименование предприятия) за 2012 год. Все расчеты  сведены в таблице 1.

Таблица 1

Оборот  розничной торговли предприятия  за отчетный 2012 год

 

№ п/п

Показатели

Предшествующий год

(Орт(пред.г)

Отчетный год

Динамика (%) или отклонение (+/ -)

В действ ценах

(Орт(дц)

Индекс цен

В сопостав ценах (Орт (сц)

В действ ценах

В сопостав ценах

1

Оборот розничной торговли предприятия (Орт)

31436

38060

1,09

34917,4

121,1

111,1

2

Оборот розничной торговли региона             (Орт рег.)

843210

892980

1,09

81924,7

105,9

9,7

3

Доля предприятия в обороте   региона, 10 %

84321

89298

 

8192,5

105,9

9,7


 

В отчетном году динамика оборота  предприятия в действующих ценах составила:  (Орт(дц) / Орт(пред.г) х 100) = 38060/31436*100 %= 121,1

Оборот розничной торговли предприятия за отчетный год в сопоставимых ценах:   (Орт(дц) / Инд. цен) = 38060/1,09=34917,4тыс. руб.

Динамика оборота предприятия в сопоставимых ценах составила:

(Орт(сц)  : Орт(пред.г)  х 100) =34917,4/31436*100=111,1%

Вывод:

 Оборот предприятия за год  вырос на 21,1 %.

Рост  произошел в основном в результате повышения цен, так как физический объем оборота увеличился  лишь на 11,1%

 

  1. Изменение объема оборота под влиянием изменения цен и физической массы реализованных товаров. Влияние изменения розничных цен определяется как разность между оборотом отчетного периода в действующих ценах и оборотом отчетного периода в сопоставимых ценах. Влияние изменения физического объема оборота рассчитывается как разность между оборотом отчетного периода в сопоставимых ценах и оборотом предшествующего периода.

     Прирост оборота за счет повышения цен составил:

   (Орт(дц)-Орт(сц) = 8060тыс.руб-34917,4тыс.руб=3142,6 тыс.руб.

или  [Прирост оборота /(Орт(дц)-Орт(пред.г) х 100]  =  3142,6/(38060-31436)*100=47,4% общего прироста оборота.

Прирост оборота за счет увеличения физического объема составил:

(Орт(сц) - Орт(пред.г) = 34917,4-31436=3481,1тыс. руб.,

что составляет [Прирост  оборота : (Прирост оборота - Орт(пред.г) х 100] =3481,1/( 38060- 31436)*100=52,6%  общего прироста оборота.

Рост  розничных цен на 47,4% вызвал дополнительные расходы населения в сумме: (Орт(дц) - Орт(сц) = 38060- 34917,4= 3142,6тыс. руб.

3. Доля (удельный вес) предприятия на рынке региона или зоны деятельности и изменение этой доли за анализируемый период. Этот показатель определяется как процентное отношение объема оборота предприятия к объему оборота розничной торговли региона или зоны деятельности. Положительно оценивается увеличение данного показателя, так как свидетельствует о повышении конкурентоспособности предприятия.

Доля  предприятия на рынке региона  в отчетном году составила:

(Прирост оборота / Орт рег.(дц) х 100) =  3142,6/892980*100=0,4% 

 в предшествующем году:  (Орт(пред.г) / Орт рег.(пред.г.) х 100) = 31436/843210*100= 3,7%

Вывод:

Оборот розничной торговли предприятия  снижался более быстрыми темпами, чем оборот розничной торговли региона (темп роста оборота составил                         0,4% и 3,7 %, соответственно), в результате чего доля предприятия на рынке региона увеличилась (уменьшилась) за отчетный 2012 год на:

( 0,4 - 3,7 ) =-3,3  процентного пункта,  что оценивается отрицательно.

4. Степень выполнения самостоятельно установленного плана оборота. Рассчитывается как отношение фактического объема оборота за отчетный период к плановому объему оборота за этот же период, выраженному в процентах.

План оборота розничной торговли ООО «Плюшкины радости» на 2012 год составлял     44200 тыс. руб.

Степень выполнения плана оборота:   ( 38060 / 44200 х 100) = 86,1%

 т. е. план оборота был недовыполнен на   13,9  %.

5. Удельный вес оборота отдельных периодов (месяца, квартала) в годовом обороте розничной торговли и его изменение. Рассчитывается как процентное отношение объема оборота за месяц (квартал) к объему оборота за год. Изменение этого показателя позволяет выявить сезонные колебания в реализации товаров.

Таблица 2

Сезонные колебания реализации товаров ООО «Торг» в 2012 г.

Оборот розничной торговли

2012 г.

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

1. По продовольственным товарам

899,1

2697,3

3596,4

2697,3

2397,6

2097,9

1798,2

2997

2397,6

2097,9

2097,9

4195,8

Итого:

29970

2. По непродовольственным товарам

152,7

1832,4

1221,6

2137,8

916,2

763,5

916,2

2290,5

610,8

763,5

763,5

152,7

Итого:

15270

Всего за год:

45240


Продолжение табл. 2

Оборот розничной торговли

Удельный вес, %

1. По продовольственным товарам

66,2

2. По непродовольственным товарам

33,8

Итого:

100


 

6. Доля отдельных видов оборота (оборота розничной торговой сети, оборота предприятий питания) в общем объеме оборота розничной торговли и ее изменение за анализируемый период. Рассчитывается как процентное отношение объема оборота каждого вида к общему объему оборота.

7. Степень охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов населения и ее изменение. Этот показатель может быть рассчитан в целом по региону как выраженное в процентах отношение объема оборота розничной торговли региона за период к сумме покупательных фондов населения региона за этот же период.

Оборот  розничной торговли региона составил за отчетный 2012 год  тыс. руб., за предшествующий год — тыс. руб. (таблица 1).  Покупательные фонды населения региона составили за отчетный 2012 год         -   1200300 тыс. руб., за предшествующий год —   1150300   тыс. руб.

Степень охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов населения составила:

в отчетном 2012 году -  (Орт рег.(дц) : ПФ пред.г. Х 100) = (892980\1150300*100)= 77,6%

 в  предшествующем  - (Орт рег.(пред.г.) : ПФ (отч.г.)   x 100) = (843210/1200300*100)= 70,2%

 

 

     2.1.4.  Анализ ассортиментной структуры оборота розничной торговли

В процессе анализа ассортиментной структуры оборота розничного торгового предприятия рассчитываются следующие аналитические показатели:

1. Динамика оборота по каждой товарной группе в действующих и сопоставимых ценах. Следует учесть, что индексы розничных цен по отдельным товарным группам различны.

Оборот  розничной торговли ООО «Торг» за 2012 год представлен в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Оборот розничной торговли ООО «Торг» по товарным группам за отчетный 2012 год  (тыс. руб.)

№ п/п

 

 

Группы товаров

предшествующий год

Отчетный год

Динамика, %

Удельный вес, % к итогу

в действующих ценах

индекс цен

в сопоставимых

ценах

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

предшествующий год

Отчетный год

Отклонение (=/-)

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в действующих

ценах

в сопоставимых ценах

1

Продовольственные товары

26845

29970

1,09

32667,3

111,6

121,6

66,6

66,2

66,2

-0,4

-0,4

 

Мясо и мясные товары 43%

11543,35

12887,1

2,5

14046,9

47,9

52,9

28,6

28,5

28,5

-0,17

-0,17

 

Рыба и рыбные товары 57%

15301,6

17082,9

0,6

18620,4

195,8

213,3

116,8

37,7

37,7

0,23

0,23

2

Непродовольственные товары

13444

15270

1,09

16644,3

113,5

123,8

33,4

33,8

33,8

0,4

0,4

 

Галантерейные товары  50%

6722

7635

0,55

8322,1

56,7

61,9

16,7

16,9

16,9

0,2

0,2

 

Ткани 50%

6722

7635

0,55

8322,1

56,7

61,9

16,7

16,9

16,9

0,2

0,2

 

Итого:

40289

45240

 

49311,6

112,3

122,4

100

100

100

   

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Вывод:

1. Оборот  розничной торговли ООО «Торг» увеличился  в отчетном 2012 году по сравнению с предшествующим годом на  12,3    % в действующих ценах и на   22,4  % в сопоставимых ценах, что оценивается положительно.

2. Наблюдается рост  оборота  в действующих ценах как по продовольственным (на 11,6%), так и по непродовольственным товарам                  (на 12,5    %) .

3. В сопоставимых ценах оборот также возрос (снизился):

- по продовольственным товарам  - на  21,6 %;

-  по непродовольственным товарам — на 23,8  %.

Это свидетельствует об увеличении  физического объема оборота и оценивается положительно.

4. Розничные  цены  за год:

-  по  продовольственным товарам уменьшились на 0,4  %;

- по непродовольственным товарам  возросли на 0,4  %.

5. Средний индекс розничных цен  по предприятию составил:

 [Орт(дц) / Орт(сц)  = 45240/49311,6=0,917

или (ИЦпрод. х Уд.вес прод(дц)  + ИЦнепрод. х Уд.веснепрод.(дц)) / 100] = [(1,09 * 66,2 + 1,09 * 33.8)/100] = 1.09

2. Доля (удельный вес) оборота отдельных групп товаров в общем объеме оборота и ее изменение за анализируемый период и по сравнению с плановыми показателями. Данный показатель позволяет оценить структуру оборота и ее изменение. Рассчитывается как процентное отношение оборота по товарной группе за период к общему объему оборота розничной торговли за этот же период.

В структуре оборота предприятия  преобладают продовольственные товары, удельный вес которых в общем объеме оборота в действующих ценах составил в отчетном 2012 году   33,8   % и снизился по сравнению с предшествующим годом на  (66,6– 66.2) = 0.4 процентных пункта.

Соответственно на  (111,6 – 113.5) = 3.1  процентных пункта увеличилась доля продовольственных товаров. Это произошло в результате опережающего темпа роста оборота по продовольственным товарам по сравнению с темпом роста оборота по непродовольственным товарам (   3.1 % и 3.1 % соответственно). В отчетно 2012 году доля непродовольственных товаров в общем объеме оборота возросла не только в действующих, но и в сопоставимых ценах, что характеризует реальное изменение структуры потребления. Увеличение составило  процентного пункта ( 12.3 ) при росте оборота в сопоставимых ценах по непродовольственным товарам на 13.5  %, по продовольственным товарам на   11.6 %. Произошедшие изменения свидетельствуют об улучшении структуры оборота и структуры потребления, повышении уровня жизни населения.

3. Доля предприятия в продаже  отдельных товарных групп на  рынке региона или зоны деятельности  и изменение этой доли за  анализируемый период. Этот показатель  определяется как процентное  отношение объема обороту предприятия  по товарной группе к объему  оборота розничной торговли региона  или зоны деятельности по этой  же товарной группе.

Информация о работе Анализ розничного оборота предприятия торговли