Анализ себестоимости продукции швейного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ себестоимости и поиск путей ее снижения.
В связи с этим необходимо решение ряда конкретных задач:
- во-первых, изучение себестоимости как экономической категории;
- во-вторых, анализ затрат себестоимости продукции;
- в-третьих, оценка финансового состояния предприятия и взаимосвязь его с уровнем себестоимости данного предприятия;
- в-четвертых, анализ себестоимости продукции исследуемого предприятия;
- в-пятых, разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

диплом 1 правлено.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

Диплом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

Проблемы снижения себестоимости  продукции получает новое развитие.

Как известно, перед предприятием стоят две основные цели: максимизация прибыли и минимизация затрат.

 Поскольку основным  источником доходов предприятия является выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции, то задачей каждого хозяйственного субъекта становится соблюдение строгой экономии средств и наиболее эффективное их использование. 

  От уровня себестоимости  продукции зависят финансовые  результаты деятельности предприятия.  Для стабилизации и повышения  уровня финансовых результатов  необходимо управлять затратами.

               Процесс управления затратами и себестоимостью продукции предприятия носит комплексный характер и предусматривает решение вопросов  формирования издержек производства и себестоимости как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности, установление продажных цен по каждому изделию и определяет их рентабельность, выявление и практическое  использование резервов экономии затрат и снижения себестоимости, осуществление контроля за состоянием и характером изменений фактической себестоимости и величины затрат по сравнению с плановыми показателями, утвержденными предприятием и в динамике.

  Большое значение имеет информация об издержках для принятия управлением решений.

Непосредственно в процессе управления издержек и себестоимости  продукции, решают, где, когда и в каких объёмах должны расходоваться ресурсы предприятия, где  для чего и в каких объёмах нужны дополнительные финансовые ресурсы и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов.

Не менее актуальна  и проблема поиска путей снижения себестоимости продукции, поскольку это снижение несет в себе резерв для увеличения прибыли предприятия.

Целью данной работы является анализ себестоимости и поиск  путей ее снижения. В связи с  этим необходимо решение ряда конкретных задач:

  • во-первых, изучение себестоимости как экономической категории;
  • во-вторых, анализ затрат  себестоимости продукции;
  • в-третьих, оценка финансового состояния предприятия и взаимосвязь его с уровнем себестоимости данного предприятия;
  • в-четвертых, анализ себестоимости продукции исследуемого предприятия;
  • в-пятых, разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Цель и задачи предопределили структуру  данной работы. Она включает в себя введение, две главы и заключение. В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования и анализа себестоимости продукции промышленного предприятия. Во второй главе проведен анализ себестоимости продукции конкретного предприятия ООО «Талион».

Методологической базой  для написания данной работы послужили  законодательные акты, учебники и учебные пособия, монографии, статьи, бухгалтерская и статистическая отчетность.

  

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Себестоимость  как экономическая категория

 

Основу себестоимости промышленной продукции составляют издержки или затраты производства. Понятие затрат предприятия существенно различаются в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства   является определяющим моментом в теории и практической деятельности.

По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

  1. Затраты  на производство и реализацию продукции (себестоимость). Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборотного капитала;
  2. Затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения под новую или модернизированную продукцию. Они увеличивают уставный капитал. Эти затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Они осуществляются за счет таких источников финансирования, как амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит;
  3. Затраты на социально–культурные, жилищно–бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо с производством не связаны, финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

        Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг),  представляющие собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов, а также другие затраты некапитального характера называются себестоимостью выпускаемой продукции. Уровень себестоимости определяет объём прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово–экономической  деятельности предприятия.

          Существует несколько классификаций  издержек.

  1. Наиболее общее понятие издержек производства фирм определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вменённые), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна  его ценности  при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.

       Экономическая  теория [9] значительно углубила и  конкретизировала, даже детализировала, анализ издержек производства. Согласно ей издержки бывают следующие: постоянные, переменные, валовые, средние и предельные.

  1. Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от изменения объёма производства и продаж. Данная классификация имеет большое значение для обоснования принятия решений и планирования процесса производства, поэтому остановимся на ней подробнее.

          Постоянные издержки не меняются (остаются стабильными) при изменении объёма производства. Например, к ним относятся затраты на оплату труда управленческого персонала, амортизация, расходы на рекламу, арендная плата и т.п.   

           Переменные  издержки возрастают с расширением  объёма производства и уменьшаются  при его сокращении. К переменным относят все прямые затраты на сырьё, материалы, рабочую силу и т.п., которые возрастают в зависимости от роста масштабов деятельности [11]. Некоторые непрямые расходы, такие, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, также растут с ростом бизнеса и относятся поэтому к категории переменных издержек.

           Прямые  издержки фирмы всегда относятся  к категории переменных, а непрямые  расходы в зависимости от конкретного  случая могут быть отнесены как к постоянным (в большинстве своем), так и к переменным.

            Однако чёткое деление издержек  на постоянные и переменные  провести достаточно сложно, поскольку  отдельные их виды могут быть  отнесены как к постоянным, так  и к переменным.  В этом случае говорят об условно постоянных или условно переменных затратах. Например, часть заработной платы рабочих, которая зависит от выработки, относится к переменным издержкам, другая часть, выплачиваемая вне зависимости от количества произведённой продукции, -к постоянным [16].

Сложность состоит также и в  том, что деление издержек на постоянные и переменные может быть осуществлено лишь применительно к определённому  промежутку времени. Например, расходы  на рекламу относят к постоянным затратам, однако расширения масштабов деятельности может привести к необходимости их увеличения, что придаёт им характер переменных. То же относится к амортизации, расходам на содержание административного аппарата и другим видам постоянных затрат. В длительном периоде, для которого характерна возможность расширения масштаба предприятия, все издержки ведут себя как переменные.

            Поэтому решение об отнесении  тех или иных затрат к категории  постоянных или переменных принимается  для каждого конкретного предприятия с учётом специфики его затрат и определённого периода его деятельности.

            Деление издержек на постоянные  и переменные помогает в принятии  ряда важнейших решений, касающихся  планирования объёма выпуска,  дающего максимальную прибыль,  определения точки безубыточности, обоснования принятия решений об ассортименте.

        Смысл деления  затрат на постоянные и переменные  состоит  в том, что сближаются  показатели себестоимости произведённой  и реализованной продукции. Это  позволяет нормировать затраты, и установить  стандартные затраты. Именно данная форма определения затрат наиболее широко используется в ценообразовании.

Принцип деления издержек на постоянные и переменные применяется для  определения оптимального объёма производства и продаж предприятия.

          Классификация издержек на постоянные  и переменные позволяет определить  так называемую точку безубыточности (мёртвую точку), т.е. такие как  выручка и объём  выпуска,  при которых фирма сможет лишь  окупить все свои затраты, не  имея при этом ни прибыли, ни убытков[17].

3. С точки зрения различных  аспектов деятельности фирмы  выделяют фактические и вменённые.  Фактические издержки являются  фактические затраты на производство  в денежном исчислении (затраты  на сырьё, оборудование, заработную  плату, амортизационные отчисления, арендную плату и др.).

            Вменённые издержки – это затраты,  связанные с  упускаемыми или  упущенными возможностями фирмы.  Издержки упущенных возможностей  всегда связаны с проблемой  выбора: выбирая один вариант  производства или поведения фирмы, мы упускаем выгоды, связанные с использованием другого варианта. И только время впоследствии покажет, при каком варианте упущенных возможностей оказалось больше. Содержание вменённых издержек хорошо иллюстрируется примером: время или деньги. Например, можно купить товар по более дешевой цене, но потратив на это значительное количество времени, а можно купить этот же товар по дорогой цене, но не потратив на это времени [19].

           В  данной ситуации в одном случае  можно сэкономить деньги, а в другом – время.

4. Издержки обычно  рассматриваются в краткосрочном  и долгосрочном периодах. Краткосрочным  считается период производства, в течение которого фирма может изменить состояние сооружений, оборудования, количества машин. Долгосрочным же считается период, в течение которого все издержки по существу становятся переменными. Здесь условия производства усложняются, поэтому поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах существенно различается и  тактически, и стратегически [19].

            Возможности изменения способов  производства варьируются в зависимости  от того, сколько времени требуется  фирме, чтобы отреагировать на  изменения в знаниях или рыночной  коньюктуре. Этот факт как один  отражение в существенном различии  между краткосрочным и долгосрочным периодами.

              Долгосрочный период – это  период времени, достаточно продолжительный  для того, чтобы фирма была  способна изменить все свои  факторы производства.

               Краткосрочный период–это такой  период времени, в течение которого некоторые затрачиваемые фирмой ресурсы не могут быть  изменены.

               Производственные возможности выбора  фирмы ограничены в краткосрочном  периоде вследствие того, что  некоторые виды затрат являются  фиксированными и не могут быть быстро изменены соответствующим образом даже в том случае, если изменяется их стоимость.

             В краткосрочном периоде такие  виды затрат, как здание и оборудование  фирмы, являются постоянными.  Эти виды затрат не могут  быть изменены в кратчайший период.

            С другой стороны, в долгосрочном  периоде фирма может полностью  адаптироваться к изменениям  цен на используемые ресурсы  и рынков продукции. Имея достаточно  времени, фирма может изменить свои способы производства и приобрести производственное оборудование, которое наилучшим образом  соответствует новым условиям её деятельности.

           Продолжительность  периода, требуемого для адаптации  всех видов производственных  затрат, сильно различается по  отраслям.

          Различию  между краткосрочными и долгосрочными периодами точно  соответствует столь же важное различие между постоянными и переменными факторами производства.

             Фирма может соответственным образом изменять затраты переменного фактора по желанию даже в краткосрочном периоде. Затраты постоянного фактора являются заданными в краткосрочном периоде, но могут быть изменены надлежащим образом только в долгосрочном периоде.

   Таким образом, в основе себестоимости как экономической категории [7] лежат издержки производства. Уровень последней оказывает непосредственное влияние на размер получаемой предприятием прибыли и создает условия для дальнейшего развития предприятия.

 

1.2 Анализ затрат и себестоимости  продукции

 

Себестоимость продукции  – один из основных экономических  показателей, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Управление издержками  производства – планомерный процесс формирования издержек и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, определения продажных цен и, следовательно, рентабельности производства и отдельных видов продукции, выявления резервов экономии, снижения себестоимости и обеспечения систематического контроля за выполнением установленных плановых (нормативных) заданий по себестоимости.  Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Иными словами, она показывает, во что обходится каждой организации производство и сбыт продукции.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции швейного предприятия