Анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий» и поиск путей ее оптимизации. Из цели вытекают задачи дипломной работы:
определение экономической сущности, значения и методов анализа себестоимости выпуска продукции организации;
анализ общей величины себестоимости ЗАО «Завод химических изделий»;
анализ влияния основных факторов на себестоимость продукции ЗАО «Завод химических изделий»;
предложение путей роста прибыли и повышения финансовой эффективности деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Экономическая сущность себестоимости выпуска продукции и ее роли в укреплении конкурентных позиций промышленной организации 8
1.2 Методика экономического анализа себестоимости выпуска продукции 16
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ЗАВОД ХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ» 28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности
ЗАО «Завод химических изделий» 28
2.2 Анализ общей величины себестоимости и отдельных статей затрат по выпуску продукции 35
2.3 Оценка влияния факторов на изменение себестоимости выпуска
продукции ЗАО «Завод химических изделий» 41
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ
ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Файлы: 1 файл

Диплом Химики(себестоимость).doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                 4

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К  АНАЛИЗУ  СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА  ПРОДУКЦИИ                                        8

1.1 Экономическая сущность себестоимости  выпуска продукции и ее роли  в укреплении конкурентных позиций промышленной организации                8

1.2 Методика экономического анализа  себестоимости выпуска продукции     16

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ЗАВОД ХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ»                           28

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности

ЗАО «Завод химических изделий»                           28

2.2 Анализ общей величины себестоимости  и отдельных статей затрат  по выпуску продукции                                       35

2.3 Оценка влияния факторов на изменение себестоимости выпуска

продукции ЗАО «Завод химических изделий»                 41

3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ  СЕБЕСТОИМОСТИ 

ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ                   49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                      69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ       72

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                         75      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях совершенствования хозяйственного механизма все большее значение приобретают конечные финансово-экономические результаты деятельности организаций.

Как показывает само их название, конечные финансово-экономические результаты завершают хозяйственно-финансовую деятельность любой организации. В качестве конечного финансово-экономического показателя выступает прибыль, однако, анализ прибыли невозможно проводить без тщательного анализа важнейшего фактора, влияющего на нее – себестоимости продукции.

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любой организации естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов организации, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности организаций (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.

Себестоимость – важнейший показатель, характеризующий качественную сторону деятельности организации, экономическую эффективность производства. Он отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивных технологий, уровень организации производства и труда, рациональность управления организацией. Себестоимость также учитывается  при выборе рационального варианта какого-либо проекта развития организации, при определении оптимального размера производства, эффективных форм специализации и кооперированных связей.

Исследование экономических процессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.

В условиях инновационного развития в Республике Беларусь неизмеримо возрастает значимость менеджмента, маркетинга, управления экономикой, экономического анализа. Правильно организованное управление и анализ являются важнейшими функциями хозяйствующих субъектов, факторами успешного экономического и социального их развития, повышения эффективности использования активов организации, достижения наилучших результатов при наименьших затратах средств и труда.

Важной является проблема совершенствования системы управления производственными затратами в организации, на основе использования единых принципов планирования, учета, контроля и анализа. Особое значение приобретают вопросы оптимизации удельного веса затрат в себестоимости.

Повышение эффективности производства возможно на основе дальнейшей интенсификации использования материальных, топливных и энергетических ресурсов. Уменьшение материальных затрат на производство продукции ведет к снижению ее себестоимости, росту прибыли и рентабельности производства.

В этой связи все больше возрастает значимость анализа и контроля в системе управления производственными затратами и себестоимостью продукции в организации.

Выбор темы данной дипломной работы обусловлен ее актуальностью в условиях инновационной экономики, когда каждая организация стремиться извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.

Тема оптимизации себестоимости чрезвычайно актуальна для белорусских организаций, так как в условиях менее благоприятных, чем у российских и украинских организаций-конкурентов, им приходится конкурировать не только на внешних, но и на внутреннем национальном рынке. Основные из этих неблагоприятных условий – более высокая налоговая нагрузка, наличие оборотных налогов, изношенность оборудования, отсутствие эффективного собственника, способного вкладывать инвестиции в современные технологии.

Особенную роль приемы управления расходами играют в условиях кризиса. Поиск резервов снижения затратности является задачей экономического анализа.

Каждая организация стремится уменьшить себестоимость своей продукции, потому что тогда у нее увеличится прибыль. Главное чтобы уменьшение себестоимости не стало самоцелью в ущерб качеству продукции. Организация должна постоянно отслеживать динамику изменений своих затрат, себестоимости и других важных экономических показателей, только тогда организация сможет работать наиболее эффективно и принимать правильные решения по поводу своего дальнейшего развития. Без налаженной калькуляционной работы, постоянного контроля за себестоимостью и рентабельностью продукции, невозможно надолго обеспечить высокие доходы. Правильное формирование себестоимости так же очень важно для процветания организации.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает организация вопросы снижения себестоимости продукции.

Объектом исследования в данной дипломной работе является хозяйственная деятельность ЗАО «Завод химических изделий».

Предмет исследования – себестоимость продукции.

Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий» и поиск путей ее оптимизации. Из цели вытекают задачи дипломной работы:

  • определение экономической сущности, значения и методов анализа себестоимости выпуска продукции организации;
  • анализ общей величины себестоимости ЗАО «Завод химических изделий»;
  • анализ влияния основных факторов на себестоимость продукции ЗАО «Завод химических изделий»;
  • предложение путей роста прибыли и повышения финансовой эффективности деятельности.

Вопросы анализа хозяйственной деятельности промышленности всегда стояли перед теоретиками и практиками экономики, поэтому данная тема достаточно хорошо разработана в литературе.

Проблемам затрат и анализа себестоимости выпускаемой продукции посвящены работы таких авторов, как Ермолович Л.Л.,  Савицкой Г.В., Елисеевой Т.П., Головачева А.С., Стражева В.И. и др. Также теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства Республики Беларусь, Министерства Республики Беларусь, научные труды отечественных и зарубежных экспертов в области управления и анализа затрат на производство.

При написании дипломной работы были использованы общие и специальные методы исследования:

-диалектический метод, который  предусматривает рассмотрение экономических показателей во взаимосвязи;

-анализ и синтез – изучение  отдельных экономических показателей деятельности организации, а затем обобщение результатов анализа и написание общих выводов;

-метод сравнения, позволяющий выявить  изменение показателей по сравнению с планом или прошлым периодом;

-метод абсолютных и относительных  величин, позволяющих выявить долю участия одних показателей в общей деятельности организации;

-метод цепных подстановок и  абсолютных разниц, применяемый  при оценке факторов, влияющих  на экономические показатели  деятельности организации и другие методы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Дипломная работа выполнена на __ листах печатного текста, содержит __ таблицы, __ рисунков. Список использованных источников включает __ наименование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К АНАЛИЗУ  СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ

 

 

1.1 Экономическая сущность себестоимости выпуска продукции и ее роли в укреплении конкурентных позиций промышленной организации

 

В процессе производства и реализации продукции в организации используются материальные, трудовые, нематериальные (интеллектуальные и информационные) и финансовые ресурсы. Денежная оценка стоимости всех ресурсов, использованных в процессе производства и реализации продукции за период времени, определяет понятие «затраты».

Затраты характеризуются:

-денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения  различных их видов;

-целевой установкой (затраты связаны с производством и реализацией продукции в целом, или с какой-то из стадий этого процесса);

-определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов, незавершенное производство, запасы готовой продукции. Таким образом, затраты обладают свойством запасоёмкости и в данном случае они относятся к активам организации.

С экономической точки зрения затраты представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая организация заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт [26, с. 223].

Существуют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что затраты организации в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах организации зафиксированы фактические («явные») затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.). Однако экономисты, кроме явных, учитывают и «неявные» затраты. Суть неявных затрат хорошо характеризует такая ситуация.  В производство продукции организация вкладывает заемный капитал, который она взяла в банке; тогда в затраты включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода организации необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента.

Однако даже понятие «неявные затраты» не дает полного представления об истинных затратах на производство. Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использования ресурсов осуществляется один определенный выбор, единственность которого вынуждается ограниченностью ресурсов. Принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных возможностей.

Под затратами упущенных возможностей понимают затраты и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов. Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить организации факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах. Любая организация стремиться получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому совокупные общие затраты делятся на постоянные и переменные.

В хозяйственной практике нашей страны для определения величины затрат производства используется категория себестоимость [26, c. 223]. Себестоимость соответствует рассмотренным бухгалтерским затратам, т.е. не учитывает неявные (вмененные) затраты. Любая организация, прежде чем начать производство, должна четко представить, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучает спрос и определяет, по какой цене будет продаваться её продукция. Решение принимается после сравнения предполагаемых доходов с затратами.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий»