Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение анализа управления затратами и себестоимостью продукции. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности затрат и себестоимости продукции;
особенности и специфика управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии;
методика определения эффективности управления затратами и себестоимостью продукции;
выявление факторов и путей снижения себестоимости продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии «Селенга».
определение мероприятий по снижению затрат на производство продукции.

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

8.   Расходы на подготовку и освоение производства.

9.   Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

       10.  Общепроизводственные расходы.

       11.  Общехозяйственные расходы.

       12.  Потери от брака.

       13.  Прочие производственные расходы.

По статьям осуществляется текущий учет производственных затрат. По составу статей расходы могут  быть одноэлементными и комплексными (расходы по созданию и эксплуатации оборудования, общепроизводственные и  общехозяйственные расходы).

1.2. Методика управления затратами и себестоимостью продукции

Успешность функционирования любого предприятия определяется уровнем  ее конкурентоспособности. Наиболее конкурентоспособным  является то предприятие, продукция  которого имеет наилучшее соотношение  «цена-качество».

Как известно, цена товара определяется затратами на его производство. От затрат зависит будущая прибыль  предприятия. Чем выше прибыль, тем  больше средств направляется на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых  видов продукции. Следовательно, важнейшим  условием развития и расширения предприятий  является умелое управление затратами  на производство продукции.

Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов. Следовательно, управление затратами – это воздействие  на них с целью улучшения результатов  деятельности предприятия, достижения высокого экономического результата. Оно распространяется на все элементы управления.

К задачам управления затратами можно отнести4:

  • выявление роли затрат как фактора повышения экономических результатов деятельности;
  • расчет затрат по отдельным подразделениям предприятия;
  • исчисление необходимых затрат на единицу продукции;
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса и во всех подразделениях предприятия.

Решение поставленных перед  предприятием задач требует конкретизации  и систематизации основных методов  управления затратами. Рассмотрим основные и наиболее эффективные из них.

Первый метод – управление затратами по системе «Стандарт-кост». Термин «стандарт-кост» означает стандартные затраты: стандарт – количество необходимых производственных затрат (материальных, трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство; кост – это денежное выражение производственных затрат, приходящихся на единицу продукции5.

Система «Стандарт-кост» служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию продукции, исчислить себестоимость для определения цен, определить сумму ожидаемых доходов в будущем году.

В основе данной системы  лежит предварительное (до начала производства) нормирование по статьям затрат: основные материалы, оплата труда основных производственных рабочих, производственные накладные  затраты (заработная плата вспомогательных  рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация), коммерческие затраты (затраты по сбыту, реализации продукции).

К основным преимуществам  данного метода можно отнести:

  • получение информации о стандартных затратах на отдельные виды продукции;
  • регистрация и учет в оперативном порядке отклонений по местам и причинам их возникновения;
  • контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизво-дительных расходах;
  • поиск резервов снижения затрат;
  • оценка результатов работы производственных подразделений и предприятия в целом.

Существенным недостатком  данного метода является трудность  определения и составления стандартов в условиях инфляции и при выполнении большого количества разных по характеру  и типу заказов за сравнительно короткое время. Кроме того, стандарты можно  устанавливать не на все производственные затраты, в связи с чем на местах всегда ослабляется контроль за ними.

Далее рассмотрим метод управления затратами по видам внутрихозяйственной  деятельности (Activity-Based Costing).В данном методе предполагается, что затраты возникают в результате осуществления внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов и что конечная продукция создает спрос на определенные виды внутрихозяйственной деятельности.

При использовании данного  метода формирование информации о затратах проходит три стадии:

  • определение величин расхода ресурсов по организационным подразделениям предприятия (по филиалам, структурным подразделениям, отделам, цехам, участкам);
  • на основе величин расхода ресурсов рассчитываются затраты по каждому виду внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессу, осуществляемому в одном или нескольких подразделениях предприятия;
  • исходя из величин затрат по отдельным видам внутрихозяйственной деятельности и объемов потребления данной деятельности определяется себестоимость продукции.

Можно выделить следующие  основные преимущества данного метода:

  • выявление дополнительных резервов для снижения затрат в ходе рационализации бизнес-процессов;
  • высокая точность определения себестоимости продукции;
  • выявление причинно-следственной взаимосвязи между величиной затрат и процессами, происходящими на предприятии;
  • улучшение механизма контроля и управления затратами.

Недостатком данного метода является то, что на каждый бизнес-процесс  воздействует множество факторов, и  зачастую их бывает сложно определить. Особенно сложно определить краткосрочные  факторы, воздействующие на бизнес-процессы.

Теперь остановимся на методе целевого калькулирования себестоимости (Target costing).

Целевое калькулирование себестоимости осуществляется на стадии планирования и разработки продукции. Исследованиями установлено, что именно на данном этапе закладывается около 80% затрат по производству. Поэтому здесь имеются наиболее существенные возможности снижения себестоимости. Целевое калькулирование себестоимости – подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством обеспечит желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.

Данный метод осуществляется по следующим этапам:

  • установление целевой продажной цены продукта исходя из рыночных ожиданий, установление целевого объема производства;
  • определение целевой прибыли с учетом общей стратегии развития предприятия;
  • определение целевой себестоимости, которая рассчитывается как разность между целевой продажной ценой и целевой прибылью;
  • определение целей по сокращению себестоимости путем вычитания текущей плановой себестоимости из целевой и распределения полученной разницы по видам затрат, а также потребительским функциям изделия.

Следует также рассмотреть  метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing). Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции является инструментом управления затратами, который применяется на стадии производства и сбыта продукции для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом. Оно дополняет метод целевого калькулирования себестоимости продукции. Кайзен в переводе с японского означает улучшение, которое должно происходить во всех аспектах деятельности предприятия: расходования материалов, рабочего времени, использования оборудования.

Методика калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции применяется на двух уровнях:

  • на уровне предприятия кайзен-костинг помогает выявить способы более эффективного выполнения бизнес-процессов в сферах производства, сбыта, обслуживания и таким образом обеспечивает снижение основных и накладных затрат;
  • на уровне продукции производится поиск способов и путей снижения себестоимости того или иного вида изготавливаемой продукции или отдельных компонентов продукции.

Важнейшим направлением кайзен-костинга является измерение и анализ затрат по обеспечению качества, так как затраты, связанные с несоответствием продукции установленным стандартам качества очень велики. Кайзен-костинг позволяет снизить количество затрат, связанных с дефектами продукции.

Таким образом, мы рассмотрели основные методы управления затратами:

  1. Система «Стандарт-кост».

В основе данной системы  лежит предварительное (до начала производства) нормирование по статьям затрат: основные материалы, оплата труда основных производственных рабочих, производственные накладные  затраты (заработная плата вспомогательных  рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация), коммерческие затраты (затраты по сбыту, реализации продукции).

  1. Метод управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing).

В данном методе предполагается, что затраты возникают в результате осуществления внутрихозяйственной  деятельности и бизнес-процессов  и что конечная продукция создает  спрос на определенные виды внутрихозяйственной  деятельности.

  1. Метод целевого калькулирования себестоимости (Target costing).

Целевое калькулирование себестоимости осуществляется на стадии планирования и разработки продукции. Исследованиями установлено, что именно на данном этапе закладывается около 80% затрат по производству. Поэтому здесь имеются наиболее существенные возможности снижения себестоимости. Для их реализации необходимо формирование многомерной прогнозной информации о затратах, что помогает сделать метод целевого калькулирования себестоимости. Целевое калькулирование себесто- имости – подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа некоторого продукта с заданными функци- ональными возможностями и качеством обеспечит желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.

  1. Метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing).

Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции является инструментом управления затратами, который применяется на стадии производства и сбыта продукции для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом. Оно дополняет метод целевого калькулирова- ния себестоимости продукции.

Рассмотрев основные методы управления затратами, можно сделать вывод, что в них по-разному организовано управление затратами. Каждый метод обладает своими определенными преимуществами и недостатками. Поэтому вполне целесообразно использование смешанных методов, объединяющих в себе несколько методов управления затратами. Например, можно использовать систему управления, основанную на совместном применении метода кайзен-костинг и системы «стандарт-кост», или на применении метода управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности и метода целевого калькулирования себестоимости. Применение смешанных методов позволит повысить эффективность управления затратами и достичь более высоких экономических результатов.

1.3. Основные направления  повышения эффективности управления                                             

                      затратами и себестоимостью продукции

В настоящее время при анализе затрат и себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от их снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости и затрат: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Экономия, обусловливающая  фактическое снижение затрат и  себестои -мости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) фак- торов6:

    1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

Информация о работе Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии