Анализ внешней среды предприятия ОДО «Белмедсервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Анализ внешней среды предприятия ОДО «БЕЛМЕДСЕРВИС»
Выявление потенциальных угроз и возможностей для данной фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…3
Внешняя среда…………………………………………………….4
Макросреда организации…………………………………...4
Микросреда организации.…………………………………11
Анализ внешней среды ОДО «Белмедсервис»…………….22
Общие характеристика организации……………………………22
Анализ микроокружения ОДО «Белмедсервис»………..24

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_1_kurs_Adamovich_A_S.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра Экономической информатики  и математической экономики

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: Анализ внешней среды предприятия ОДО «Белмедсервис»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 2 курса                       

дневного отделения                                  

«Экономика» группа 21

Адамович А.С.                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011 г.

 

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………….…3

  1. Внешняя среда…………………………………………………….4
    1. Макросреда организации…………………………………...4
    2. Микросреда организации.…………………………………11
  2. Анализ внешней среды ОДО «Белмедсервис»…………….22
    1. Общие характеристика организации……………………………22
    2. Анализ микроокружения ОДО «Белмедсервис»………..24
    3. Анализ макроокружения ОДО «Белмедсервис»…..……33
  3. SWOT-анализ ОДО «Белмедсервис»…………………………35

Заключение…………………………………………………………...45

Список  литературы…………………………………………………46

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики внешняя среда характеризуется необычайно высокой степенью сложности и динамизма. Существует множество интерпретаций термина  «Внешняя среда», вот один из наиболее часто встречающихся: «Совокупность экономических субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность». Наиболее часто применяется подход, согласно которому внешняя среда любой организации делится на два уровня: микро- и макросреду.

K микросреде  относятся внутренние условия, факторы и возможности предприятия, определяющие его деятельность. Основными факторам являются - организационная структура предприятия, поставщики, потребители, конкуренты.

Макросреда  является совокупностью внешних  факторов влияющих непосредственно  на внутреннюю среду предприятия. Основными факторами являются: экономический, политический, социальный, технологический

На сегодняшний  день, в условиях высокой степени  неопределённости, организация должна не только приспосабливаться и адаптироваться к внешней среде, но и активно  формировать условия своей внешней деятельности, постоянно выявляя потенциальные угрозы и возможности. Данная идея легла в основу стратегического анализа, определяющего критически важные факторы среды, предугадывающего их дальнейшее развитие и степень воздействия на предприятие.

Целью данной работы является:

  • Анализ внешней среды предприятия ОДО «БЕЛМЕДСЕРВИС»
  • Выявление потенциальных угроз и возможностей для данной фирмы.

 

1.Внешняя среда

1.1 Макроокружение организации

 

В Макроокружении создается общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Но степень влияния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями в внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов макроокружения включают: экономический, политический, правовой, социальный, технологический, природно-географический факторы[3,с.143]

Рисунок 1 - Компоненты макроокружения организации.


 

 

 

 

 

 

Экономический фактор. Изучение экономического компонента макроокружения позволяет понять то, каким образом распределяются и формируются ресурсы. При изучении необходимо обращать внимание на такие факторы как: общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, тип и уровень развитости конкурентных отношений[3,c.123].

При анализе внешней  обстановки для некоторой организации требуется оценить ряд следующих экономических показателей: курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие. Рассмотрим важнейшие из них.

Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости других денежных единиц зарубежных стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на зарубежные рынки. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в Беларуси, относительно недороги, что снижает угрозу проникновения со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что в свою очередь повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными компаниями.

Инфляция. Правительства большинства стран прилагают значительные усилия для понижения уровня инфляции. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может увеличить запасы поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать заем, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут обесценены и тем самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов.

Темп экономического роста. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются потребительские расходы, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в привлекательной области[3,c.143]. Организации так же могут в благоприятные периоды увеличить число нанимаемых работников или запас готовой продукции. Если прогнозируется экономический спад, предприятие может прибегнуть к уменьшению запасов готовой продукции, так как могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить планы расширения производства.

 Состояние экономики  может кардинально изменить возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и учетную ставку, устанавливаемую НацБанком. Этотим банком изменяются условия получения кредита и повышает (снижает) ставки процента и долю обязательных резервов для коммерческих банков. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса[5,c.236].

 Текущее и прогнозируемое  состояние экономики может отрицательно  влиять на цели организации.  Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться. Что одна организация видит как, другая воспринимает как возможность.

Политические  и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важной частью анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через определение политических и правовых факторов, воздействующих на организацию[6,c.54]. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, поэтому выделяют наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; государственные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом  законодательстве. Другие — только на небольшое количество фирм, действующих  на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи — существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу[6,c.74]. Однако в той или иной мере, политические и правовые факторы воздействуют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения в налоговой политике государства и т.п.

Огромное значение для предприятий, ведущих операции или имеющие рынки сбыта в зарубежных странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к установлению специальных пошлин на импорт. Однако политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает необходимость в притоке зарубежного капитала.

Также необходимо заметить, что воздействие этого компонента макроокружения не носит строго однонаправленный характер. Происходит и взаимодействие с государством. Оно может быть эффективном только в том случае, если будет пересечение интересов и целей. С точки зрения предпринимателя, государство должно создавать среду, в которой можно эффективно работать. А с точки зрения политики, руководитель организации должен обеспечить экономический рост, снижение безработицы и других крупных общественно-значимых проблем. Взаимодействие же организации с региональными и муниципальными органами власти происходит во время регистрации фирмы, сертификации, регистрации товарных знаков, стандартизации, экологического контроля[6,c.79].

Изучение  социального фактора. Значение социального компонента очень важно, так как он влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы протекают относительно медленно. Некоторым организациям необходимо учитывать новые тенденции на конец 1990-х — начало 2000 г. и далее (например, такие факты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающих женщин, стареющее население)[4,c.263]. Так, например, стареющее население с большим процентом людей старше 55—60 лет означает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей, — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, здравоохранение и т.д. Однако в случае протекания определенных социальных изменений происходит очень существенные изменения в окружении организации. Социальный компонент представлен социальными процессами и тенденциями, происходящими в обществе и влияющие на деятельность организации. Эта составляющая воздействует на уровень спроса, потребительское предпочтения, выбор рынка сбыта продукции и т. д. Также она определяет особенности регионального рынка труда, от которого зависит месторасположение предприятия[4,c.256].

Основные социально-культурные факторы, с которыми организации  сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; мобильность рабочей силы;  стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; социальная ответственность; социальное благосостояние[4,c.243].

Технологический фактор. Технологический компонент позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее существенные угрозы для фирм. Большинство организаций не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, поскольку технические возможности для осуществления коренных преобразований преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют долю своего рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них[2,c.32].

Технология является одновременно внутренним и внешним фактором. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения». Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности[2,c.39]. Так же стоит отметить, что, в зависимости от отрасли и предприятия, существует разная степень необходимости тех или иных технологий, будь то машиностроение, сельское хозяйство или лёгкая промышленность.

  Не все организации  подвергаются воздействию быстрого  научно-технического прогресса,  однако, руководство обязательно должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию «футурошока» (разрушительный процесс, возникающий из-за воздействия слишком больших перемен за слишком короткое время), который может привести к разрушению организацию[2,c.41].

Воздействие технологических  факторов можно оценивать как  процесс созидания нового и разрушения старого. Хороший пример — изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки закрылись или перепрофилировались, а их рынок поделили между собой множество небольших производств аудиодисков. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии[2,c.43]. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия ОДО «Белмедсервис»