Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - исследование фандрайзинга организаций сферы культуры.
Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
- рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга;
- определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;
- обозначить перспективы развития фандрайзинга в России, в том числе в обозначенной сфере.

Содержание работы

Введение …...............................................................................................3
1. Функции и задачи фандрайзинга в сфере культуры ….................5
1.1 Сфера культуры …......................................................................5
1.2 Инструменты фандрайзинга в социально-культурной
сфере ….......................................................................................8
2. Роль фандрайзинга в финансовом обеспечении организаций
сферы культуры …..........................................................................15
2.1 Планирование фандрайзинговой деятельности …...............15
2.2 Финансирование культуры России …....................................18
Заключение ….........................................................................................22
Список литературы …............................................................................23

Файлы: 1 файл

с эк культ.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                      

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Факультет организации и управления

Кафедра управления и экономики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Экономика культуры

Тема: Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2013 г 

Содержание

 

      Введение …...............................................................................................3

          1. Функции  и задачи фандрайзинга в сфере  культуры ….................5

              1.1 Сфера культуры …......................................................................5

              1.2 Инструменты фандрайзинга в социально-культурной

                    сфере ….......................................................................................8

          2. Роль фандрайзинга в финансовом обеспечении организаций

              сферы культуры …..........................................................................15

               2.1 Планирование фандрайзинговой деятельности …...............15            

               2.2 Финансирование культуры России  …....................................18

      Заключение ….........................................................................................22

      Список литературы  …............................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Воздействие рыночных механизмов  на формирование и развитие  общественных институтов играет  все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться. Другими словами, вопросы выживаемости в условиях острейшей конкуренции, в том числе, в сфере организаций культуры, носят основополагающий характер, оказывая при этом факторное влияние на избранную руководством организации концепцию развития.

  Необходимость поиска источников  финансирования под определенный  проект или их ряд на протяжении  долгосрочного периода для некоммерческих  организаций - организаций сферы  культуры, принято обозначать как  фандрайзинг. В целом данное направление  деятельности может сочетаться с основным видом деятельности организации, однако, на практике, в том числе, и в нашей стране, поиск заинтересованных партнеров для реализации проектов организаций сферы культуры, является обременительным занятием, отвлекающим от главной цели. В этой связи, применение широкого набора PR услуг, как самостоятельного вида деятельности, при этом, желательно, выставленных на аутсорсинг, становится одним из основных направлений выхода из сложившейся ситуации.

    Цель работы - исследование  фандрайзинга организаций сферы культуры.

    Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим  пунктам:

- рассмотреть теоретические аспекты  фандрайзинга;

- определить роль фандрайзинга  при формировании и функционировании  организаций сферы культуры;

- обозначить перспективы развития фандрайзинга в России, в том числе в обозначенной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Функции и задачи фандрайзинга в сфере культуры
    1. Сфера культуры

     Культурная деятельность - это деятельность, направленная  на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов. Тогда социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.

  Следовательно, организация сферы  культуры представляет собой  некоммерческую организацию, основанную в форме юридического лица, которая осуществляет социально-культурную деятельность, направленную на удовлетворение и развитие культурных потребностей общества.

      В сфере культуры  и искусства организации функционируют  в области как развития производителей, так и совершенствования вкуса и интереса потребителей и удовлетворения их спроса на интеллектуальную собственность и духовные запросы. В этой сфере, как ни в одной другой, по мере удовлетворения потребностей людей проявляется закон роста и взаимосвязи их интересов, спроса и потребления.1

    Организации сферы культуры  можно различать между собой  в зависимости от форм передачи  конечного продукта деятельности, то есть создаваемой интеллектуальной  собственности:

1. Постоянная (статичная) форма передачи собственности:

а) живопись;

б) литература;

в) газеты;

г) музеи;

д) выставки;

2. Динамичная форма передачи  собственности:

а) звуковая (музыка, театр, эстрада, радио, шоу-бизнес);

б) зрительная (театр, телевидение, кинематография);

г) компьютерная (Интернет).

     Отталкиваясь от сферы, в которой занята организация, и представляя её реальные  возможности в процессе осуществления  своей деятельности, в последующих  частях данной работы можно  будет непосредственно рассмотреть  интересующие способы и принципы  проведения фандрайзинга в рамках культурной сферы.

  Нормативно-правовое регулирование  организаций сферы культуры соответствует  законодательному полю, в котором  лежит деятельность некоммерческих  организаций. Некоммерческая организация (НКО) -- организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для укрепления охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     Таким образом, организации  сферы культуры являются составной  частью национальной экономики, выступающие в форме некоммерческих  организаций, финансирование которых, вследствие отсутствия мотива получения прибыли, возложено на общественные институты. Однако специфика функционирования отрасли культуры и искусства, являющейся важнейшей частью социально-культурного сектора сферы услуг, в рыночной среде заключается в том, что экономические модели рыночной экономики, способные эффективно работать в сфере материального производства, в чистом виде непригодны для духовного производства, на котором специализируется сфера культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инструменты фандрайзинга в социально-культурной сфере

     Фандрайзинг (англ. Fundraising) -- процесс привлечения денежных  средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с  целью реализации как определённого  социального проекта, так и серии  проектов, объединенных одной общей идеей или же "вектором движения". Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.

    Организация фандрайзинга  предполагает поиск потенциальных  источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Но прежде чем дальше рассматривать фандрайзинг рассмотрим понятия, имеющие к этой деятельности непосредственное отношение. К таковым можно отнести благотворительность в форме меценатства и спонсорства.

 Благотворительность - добровольное  бескорыстное пожертвование физических  и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи, при этом она выражена двумя формами - меценатством и спонсорством.

  Меценат - физическое лицо, оказывающее  материальную, финансовую, организационную  и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Причины, мотивирующие данное лицо делать пожертвования могут быть самыми разнообразными:

  • - просьба о помощи;
  • - собственное стремление помочь;
  • - личная заинтересованность в решении проблемы;
  • - прямая выгода (например, налоговая льгота);
  • - общественный интерес к проблеме;
  • - получение непрямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать пациентами);
  • - косвенная выгода (реклама).

  Спонсор - индивидум или группа, которая обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие от благотворительности, спонсирование не носит бескорыстного характера. Спонсирование может быть договорным, обмениваться на рекламирование с целью популяризации товара или юридического лица.

     Например, спонсор может  обеспечивать покупку или аренду  оборудования для известного  спортсмена или спортивной команды  в обмен на демонстрацию его  торговой марки на обмундировании  этого спортсмена или команды. Спонсор тем самым зарабатывает рейтинг, а поддерживаемый зарабатывает деньги или иные материальные выгоды. Этот тип спонсирования, является популярным инструментом спонсирования в таких сферах как спортивные соревнования, искусство, средства массовой информации и благотворительность. Оказываемая материальная помощь также может осуществляться в форме грантов. Грант - благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.2

     Теперь, определив круг  сопутствующих понятий и терминов, определим главные особенности  фандрайзинга в сфере культуры:

- фандрайзинг осуществляется в  форме денежных средств и иных  материальных ресурсов;

- финансирование деятельности  организаций культуры происходит за счет нескольких источников: привлеченные, собственные, государственные средства;

- на практике в качестве основного  источника финансирования организаций  сферы культуры выступают привлеченные  средства (до 90 % финансовых фондов  организации), то есть пожертвования и спонсорская помощь;

- в фандрайзинге главное не  деньги, а ЦЕЛИ, достижение которых  требует поддержки;

- фандрайзинг чаще является  обоюдовыгодной деятельностью, как  для спонсора, так и для самой  организации.

 

  Таким образом, подводя промежуточные  итоги исследования, стоит отметить, что фандрайзинг играет для  организаций сферы культуры системообразующую  роль, представляя собой деятельность  по определению и поиску основных  потенциальны каналов поступления  финансовых ресурсов. Необходимость фандрайзинга в данном случае является принципиальным вопросом нормального функционирования данной организации.

  Осуществление деятельности  по привлечению и аккумулированию  финансовых средств (фандрайзинга) предполагает ее организационное и техническое обеспечение.

  Главным условием, обеспечивающим  успех фандрейзинга является  привлекательность проекта, программы  или учреждения культуры в  целом. Прежде чем заниматься  фандрейзингом, имеет смысл задаться  вопросом: "Кто и почему должен давать вам деньги?". Организация культуры не должна позиционировать себя как несостоятельный субъект, способный только на просьбы о помощи. Особенность некоммерческой деятельности в данном случае заключается в том, что денежные средства могут зарабатываться, однако, не используя при этом коммерцию в качестве основного направления, и в то же время исключается случайность возможных заработков. В этой связи на первый план выходит привлекательность конкретного субъекта для потенциального спонсора. Но за счет чего проект или фирма могут быть привлекательны? Условиями привлекательности могут выступать следующие:

  • - рекламная, коммерческая или имиджевая привлекательность для нужд рекламы, PR донора;
  • - престижность, подтверждение или продвижение социального статуса донора.3

Информация о работе Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений культуры