Классификация видов анализа, основные элементы анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 02:35, контрольная работа

Описание работы

Экономический анализ – система специальных знаний, связанных с исследованием процессов, взаимосвязи процессов, которые в свою очередь складываются под воздействием объективных экономических законов, под воздействием факторов. Это система знаний, которая связана с научным обоснованием бизнес-планов, с оценкой бизнес-плана. Это система специальных знаний, связанных с выявлением положительных и отрицательных факторов, с раскрытием тенденций, оценкой пропорций, с определением результатов хозяйственных процессов

Файлы: 1 файл

контр.работа щелянова.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

1.Классификация видов анализа, основные элементы анализа.

 

Экономический анализ – система специальных знаний, связанных с исследованием процессов, взаимосвязи процессов, которые в свою очередь складываются под воздействием объективных экономических законов, под воздействием факторов.                    Это система знаний, которая связана с научным обоснованием бизнес-планов, с оценкой бизнес-плана. Это система специальных знаний, связанных с выявлением положительных и отрицательных факторов, с раскрытием тенденций, оценкой пропорций, с определением результатов хозяйственных процессов. Познавательная деятельность опирается всегда на практику, эксперименты, наблюдения, в результате которых устанавливаются эти факторы. Осмысление факторов начинается с анализа.

Основная цель экономического анализа – ускорение социально-экономического развития нашей страны на основе развертывания научно-технического прогресса и быстрейшего внедрения его достижений, роста производительности труда, рационального и экономического использования технических, материальных и финансовых ресурсов, выявления и реализации других факторов интенсификации народного хозяйства, повышения эффективности системы управления общественным производством на всех его уровнях.

От полноты и целенаправленности применения всех видов анализа в управлении во многом зависит и эффективность самого управления.

Чтобы обеспечить наиболее полное и эффективное использование экономического анализа, необходимо хорошо знать задачи отдельных его видов, их содержание и особенности.

Основными признаками наиболее рациональной классификации видов экономического анализа (хозяйственной деятельности) являются: виды систем управления хозяйственной деятельностью или общественным производством, в которых анализ играет роль одной из ведущих управленческих функций; объекты управления, служащие и объектами анализа как функции управления; взаимосвязанные объекты управления хозяйственной деятельностью; уровни и масштабы управления хозяйственной деятельностью.

В соответствии с первым признаком, в содержании которого преобладают циклы управления или отрезки времени совершения хозяйственных процессов, различают анализ:

– оперативный (в оперативной или краткосрочной системе управления);

– текущий (в текущей или среднесрочной системе управления);

– перспективный (в перспективной или долгосрочной системе управления).

По объектам управления, выражающим содержание или характер управляемых процессов, анализ делится на: функциональный (анализ функций потребительных стоимостей или функций продуктов конкретного труда); технический (инженерный) анализ натурально-веществен­ных процессов деятельности по созданию потребительных стоимостей с определенными функциями; экономический (анализ экономических про­цессов или абстрактного труда); социальный (анализ социальных процессов); экологический (анализ экологических процессов).

По взаимосвязанным объектам управления хозяйственной деятельностью анализ делится на следующие виды:

- функционально-экономический (или функционально-стоимостный);

- технико-экономический;

- социально-экономический;

- экономико-эколо­гический.

По уровню и масштабам управления анализ делится на:

- внутрихозяйственный (работы обьединения, предприятия, цехов, участков и бригад);

- отраслевой (анализ работы отрасли в целом); межотраслевой (анализ работы предприятий и объединений разных отраслей, находящихся на территории данного района. Он иногда называется региональным или территориальным);

- народнохозяйственный (анализ работы народного хозяйства в целом).

Кроме того, анализ хозяйственной деятельности может подразделяться и по другим признакам, в частности:

1) по преимущественному  применению того или иного  метода и его целям:

- сравнительный межзаводской (межхозяйственный) с целью выявления и использования в основном внешних резервов;

- корреляционно-регрессионный, применяемый для выяснения тесноты связи между факторами и результативными показателями в условиях стохастических причинно-следственных связей;

2) по обеспечению выполнения  целевых программ социально-эко­номического развития – программно-целевой анализ.

 

2.Рентабельность-сущность, виды. Факторы,виды. Факторы ,влияющие на увеличения рентабельности

Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

Рентабельность разделяют на две группы: общую и расчетную.

Общая рентабельность представляет собой процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств.

 Расчетная представляет  собой - отношение расчетной прибыли  к среднегодовой стоимости тех  производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.

Рентабельность предприятия является главным показателем эффективности его деятельности. Виды рентабельности и их назначение заключается в оценке эффективности работы предприятия. Это относительные показатели, с помощью которых можно увидеть доходность предприятия относительно всех затрат, которые необходимы для получения этого дохода. Выражаются показатели чаще всего в процентах.

Основные показатели рентабельности это:

Общая рентабельность производства - отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.

Рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли (бухгалтерской прибыли) к среднегодовой величине собственного капитала за период.

Рентабельность производственных фондов - отношение чистой прибыли к сумме среднегодовой величине основных производственных фондов и среднегодовой величине материальных оборотных средств за период.

Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств и других внеоборотных активов.

Рентабельность активов - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

Рентабельность продаж - отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.

Рентабельность продукции - отношение чистой прибыли к ее полной себестоимости.

Рентабельность единицы продукции - отношение валовой, операционной или чистой прибыли единицы продукции к ее себестоимости.

После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.

Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости.

Основные пути роста рентабельности производства - развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров или услуг, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

В течение производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние - связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы. Которые можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.

Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

а) изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

б) изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

а) повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

б) использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

в) повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар.

 

 

 

 

 

 

3. Используя метод абсолютных разниц, установить влияние на объем услуг изменения самолето-вылетов, если имеются следующие данные:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Объем услуг, тыс. руб.

23 743

23 661

 

Коэффициент сменности

1,28

1,34

 

Реализация услуг за 1 рейс-смену

     

 

Реализацию услуг за 1 рейс-смену

Прошлый год: 23 743 тыс.руб. / 1,28 =18 549,2

Отчетный год: 23 661 тыс.руб. / 1,34 =17 657,5

 

Отклонение:

Объем услуг, тыс.руб. : 23 661 – 23 743 = - 82

Коэффициент сменности: 1,34 – 1,28 = +0,06

Реализация услуг за 1 рейс-смену: 17 657,5 – 18 549,2 = - 891,7

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Объем услуг, тыс. руб.

23 743

23 661

- 82

Коэффициент сменности

1,28

1,34

+0,06

Реализация услуг за 1 рейс-смену

18 549,2

17 657,5

- 891,7

Информация о работе Классификация видов анализа, основные элементы анализа