Контроллинг на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 Контроллинг: понятие, цели и задачи………………………………………..5
2 Причины возникновения контроллинга и основные этапы развития……...8
3 Роль контроллинга в системе управления и развития предприятия……….11
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «Контроллинг на предприятии»

 

по дисциплине «Система оперативного управления на предприятиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Контроллинг: понятие, цели  и задачи………………………………………..5

2 Причины возникновения  контроллинга и основные этапы  развития……...8

3 Роль контроллинга в системе управления и развития предприятия……….11

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования,  контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Контроллинг  это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными стратегиями. Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга.

Интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в такие сферы, как инновационный менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.

Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом.

Уже сегодня можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.

Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Цель работы – рассмотреть контроллинг как инструмент процесса планирования на предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;

– рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;

 

 

1 Контроллинг: понятие, цели и задачи

 

При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.

Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:

• планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);

• сбором, анализом внутренней и внешней информации;

• целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

• регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).

 

 

 Функции контроллинга определяются поставленными  перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.     

Функции контроллинга зависят от многих обстоятельств, однако практика предприятий (в которых созданы службы контроллинга), позволили идеально представить перечень функций и задач контроллинга.

  1. Учет:

- сбор и обработка информации;

- разработка и ведение системы внутреннего учета;

- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

  1. Планирование:

- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

- формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;

- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

- координация процесса обмена информацией;

- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

- составление сводного плана предприятия.

3. Контроль и регулирование:

- определение  величин, контролируемых во временном  и содержательном разрезах;

- сравнение  плановых и фактических величин  для измерения и оценки степени  достижения цели;

- определение  допустимых границ отклонений  величин;

- анализ  отклонений, интерпретация причин  отклонения плана от факта  и выработка предложений для  уменьшения отклонений.

4. Информационно-аналитическое  обеспечение:

- разработка  архитектуры информационной системы;

- стандартизация  информационных носителей и каналов;

- предоставление  цифровых материалов, которые позволили  бы осуществить контроль и управление организацией;

- сбор  и систематизация наиболее значимых  для принятия решений данных;

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины возникновения и  основные этапы развития

 

  
             Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

1.Повышение нестабильности внешней  среды выдвигает дополнительные  требования к системе управления предприятием, а именно:

- смещение акцента с контроля  прошлого на анализ будущего;

- увеличение  скорости реакции на изменения  внешней среды, повышение гибкости  предприятия;

- необходимость  в непрерывном отслеживании изменений,  происходящих во внешней и  внутренней средах предприятия;

- необходимость продуманной системы  действий по обеспечению выживаемости  предприятия и предотвращении  кризисных ситуаций.

2.Усложнение  систем управления предприятием  требует механизма координации внутри системы управления.

3. Информационный  бум при недостатке существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ: 

  1. 15 век –  первое упоминание контроллинга (Великобритания);

 

     Контроллинг, как система на предприятии, рожден в конце 19 века. Главной причиной рождения и формирования контроллинга как системы является промышленный рост в США в конце 19 – начале 20 века, который вызвал усложнение процессов учета, планирования, контроля и управления.

  1. 1778г. – законодательно учреждено ведомство конроллеров, задача которого управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств (США).
  2. 1880г. – контроллинг впервые использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом (США).
  3. 1892  - впервые введена должность контроллера на предприятии (США)   
  4. 5. 1929 – Мировой экономический  кризис. Анализ экономической истории позволяет сделать вывод о том, что в решающей мере на развитие системы контроллинга оказал влияние мировой экономический кризис. Именно в этот период руководство многих компаний пришло к пониманию необходимости формирования системы внутреннего планирования, учета и контроля (1929г). В этот период развитие контроллинга проходило как бы за «закрытыми дверями».

 

    6. 1931г. - основан Институт контроллеров (в 1962 году преобразован в Финансово-административный  институт). Это профессиональная  организация, которая проводила  и проводит большую работу по систематизации задач контроллинга (США).     

7. 1950-1970 контроллинг стал распространяться  во многих странах Европы. Особый  подход формируется к контроллингу  в Германии. В этот период экономика  страны характеризовалась высокими  темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Начиная с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношениях ведения учета. В начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.     

Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций:

  1. Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета
  2. Академия контроллеров (1971г.)
  3. Союз контроллеров (1975г.)
  4. Основание журнала «Контроллер» (1989г.)

В настоящее  время выделяют две концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции  центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах  (документальной, плановой и контрольной). Американская включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

В общих  чертах эволюция контроллинга за рубежом  проходила в 4 этапа:

1 –  ликвидность, имущество

2 –  прибыль

3 –  потенциал

4 –  видение и миссия компании

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.

Основные  этапы развития контроллинга в России:

1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;

1996-1997гг. – учет затрат и результатов;

1998-2000гг. – бюджетирование, оперативное  планирование и управление затратами

С 2000 – информационный сервис для руководства

В 2000г. В России создано НП «Объединение контроллеров»

Информация о работе Контроллинг на предприятии