Маркетинговая деятельность на предприятиях связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий невозможна без ориентации на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги.
С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике почтовая связь, в новой постсоветской России, оказалась предоставлена сама себе. Низкий уровень тарифных доходов и отсутствие финансовой поддержки со стороны государства поставили почтовую связь на грань выживания

Файлы: 1 файл

диплом по маркетингу.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                                                ВВЕДЕНИЕ.

 

Производственная деятельность предприятий связи направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей  общества в услугах почтовой связи. По количеству  и качеству предоставляемых услуг   общество судит  о работе отрасли в целом, поэтому  основная задача отрасли  - удовлетворение  общественных потребностей  в услугах и с учетом требований  развития общества  и научно-технического прогресса.

 Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий невозможна без ориентации  на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги.

 С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике почтовая связь, в новой постсоветской России, оказалась предоставлена сама себе. Низкий уровень тарифных доходов и отсутствие финансовой поддержки со стороны государства поставили почтовую связь на грань выживания. В настоящее время почта России является низкорентабельным предприятием, несмотря на увеличение числа предоставляемых услуг, финансовые показатели предприятий отрицательные. Почта России выполняет большую социальную работу для государства, следовательно, ее работа должна оплачиваться государством. Та коммерческая составляющая, которая существует, слишком мала, чтобы покрыть убытки. Осознавая социально важную роль почтовой связи в жизни России, сложность сложившейся в отрасли ситуации, видится актуальным анализ состояния маркетинга в почтовой связи и поиск возможностей развития отрасли,

Цель работы: изучить и проанализировать маркетинговую деятельность почтовой связи на примере ОСП Вологодский почтамт, дать рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности на предприятиях связи.

Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. изучена группа маркетинга ОСП Вологодский почтамт;

2. проанализировано ценообразование  и ценовая политика в ОСП Вологодский почтамт;

3.    исследовано современное состояние текущего потребления услуг связи на территории Вологодского почтамта;

4.  разработаны предложения по усовершенствованию маркетинговой деятельности в сфере почтовой связи на территории Вологодского почтамта.

Предмет исследования: маркетинговая деятельность почтовой связи.

Объект исследования: группа маркетинга ОСП Вологодский почтамт.

Краткий обзор использованной литературы: в работе использованы учебники следующих авторов: Резниковой Н.П., Деминой Е.В., Горелик М.А, Голубицкой Е.А. и Жигульской Г.М, Масловой Т.Д., Федько В.П., Ходяченко В.Б. и Слободиной О.А. Эриашвили Н.Д.; федеральные законы о связи, о почтовой связи; постановления правительства о развитии и реструктуризации почтовой связи, корпоративный журнал «Почта России», журнал «Маркетинг в России и за рубежом», статистические данные группы маркетинга, а так же материалы Интернета: www.russianpost.ru, www.minsvyaz.ru.

 В работе автором были использованы такие методы, как методы социологического исследования; графический; монографический статистический; сравнительный анализ; экспертных оценок; документальный.

Объем работы составил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ СВЯЗИ.
    1. Маркетинговое исследование в системе маркетинга почтовой связи.

 

          Маркетинг является дисциплиной с почти вековым интеллектуальным капиталом и выступает как продукт или услуга, обладающая  высокой потенциальной ценностью для менеджеров, но только при условии, если она выражена таким языком и в таких рамках, которые понятны и значимы для опыта и практических нужд.

          В настоящее время существует множество определений маркетинга. С одной стороны, маркетинг – это концепция, на которой строится управление организацией и которая заключается в том, чтобы предвидеть, идентифицировать и с пользой для производителя удовлетворять  потребности покупателей. С другой стороны, маркетинг – это практический инструмент, позволяющий производить то, что надо, там, где надо, когда надо и по цене, какой надо и включающий в себя: определенные виды деятельности, методы по исследованию и оценке рынков товаров или услуг и по мотивации покупателей вести себя на рынке так, а не иначе[3].

            Маркетинг дает менеджеру теоретический инструментарий,  с помощью которого можно исследовать ситуации, складывающиеся  на рынке, принимать решения о путях преодоления проблем, воплощать эти решения в практику. Таким образом, маркетинг как определенная деятельность на бизнес-уровне является управляемым процессом, состоящим из трех сложных подсистем, для каждой из которых характерен свой набор решений:

  • исследование рынка и рыночных возможностей для фирмы;
  • разработка маркетинговых планов;
  • организация маркетинговой деятельности.

          Проблема определений маркетинговых возможностей предприятия сводится к составлению балансовой модели, связывающей прогнозируемый спрос с необходимыми для его удовлетворения производственными ресурсами и затратами. Расчеты требуемых ресурсов и затрат и определение возможных источников их покрытия должны проводиться как на ближайший год, так и на более длительный период с тем, чтобы предприятие могло обосновать стратегию своего развития и оценить степень насыщения рынка производимыми услугами и перспективы удовлетворения спроса[4].

           В настоящее время бурный количественный и качественный рост услуг негосударственных операторов связи обострил конкуренцию и показал необходимость изменения подходов в разработке планов деятельности организации, одним из основных инструментов которых должна стать приоритетная программа, базирующаяся на маркетинговых исследованиях рынка  услуг.  Отсутствие ориентации на маркетинговый подход при разработке программ деятельности, как показывает практика, чреват огромными финансовыми потерями.

Основная цель, стоящая перед предприятиями связи (особенно почтовой) – обеспечение максимального объема прибыли в результате  удовлетворения спроса на услуги  связи путем проведения работ по росту доходов и объемов, предоставляемых услуг, продвижение и развитие новых услуг, эффективное использование производственных мощностей. Достижение поставленных целей осуществляется при проведении  комплексного исследования рынка услуг связи, которое в себя включает: анализ текущего потребления услуг, изучение потребителей, оценка существующего и прогнозируемого спроса, изучение факторов, определяющих его величину.

     Обязательным условием  успеха товаров, предлагаемых на рынке, являются  маркетинговые исследования. Они эффективны  в том случае, когда рассматриваются не только как  процесс получения труднодоступной информации, но и как средство, обеспечивающее руководство организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения  возможностей  системы управления. Распространенным мнением является, то, что маркетинг как систему управления предприятием эффективно применять там, где есть так называемый «рынок потребителя», т.е. там, где предложение превышает спрос и где существует достаточно жесткая конкуренция.

        Под маркетингом понимается система управления разработкой и предоставлением необходимых обществу услуг связи, основанная на комплексном изучении рынка и активном воздействии на потребительский спрос, нацеленная на получение максимального эффекта организациями связи и пользователями услуг при минимальном коммерческом риске. Маркетинговая концепция основана на взаимодействии и оптимизации интересов операторов и пользователей, которые выражены, с одной стороны, в получении максимальной прибыли производителями, а с другой – наиболее полном удовлетворении потребностей пользователей услуг связи по количеству, качеству и тарифам.

             Под рынком услуг связи понимается совокупность экономических отношений, увязывающая между собой предложение услуг связи и спрос на них. Предложение услуг связи формируется возможностями предоставления потребителям необходимой номенклатуры услуг в нужных объемах с требуемым качеством, а спрос формируется способностью потреблять традиционные услуги связи и в определенной степени генерировать потребность в новых услугах. Спрос и предложение складываются под воздействием множества факторов, которые, взаимодействуя, формируют закономерности развития рынка услуг связи и его конъюнктуру[5].

Изучение рыночного спроса сопровождается изучением товаров, работ, услуг с точки зрения соответствия требованиям потребителей, а так же сравнением его с аналогичными продуктами конкурентов.  В процессе создания  и внедрения на рынок нового продукта объединяются усилия множества специалистов. В этом  сложном процессе можно выделить ряд этапов: выдвижение идей, проверка их на возможность практической реализации.

       В  маркетинге выделяют три взаимосвязанных функциональных элемента:

  • управление деятельностью по сбыту и продаже товаров и услуг;
  • маркетинговое регулирование рыночных процессов с помощью социально-экономических рычагов с тем, чтобы, обеспечить максимальный коммерческий успех;
  • изучение и прогнозирование состояние и развития рынка, информационно-аналитическое обеспечение маркетингового менеджмента и маркетингового регулирования.

      Маркетинговое исследование – это систематическая подготовка и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией. Посредством проведения маркетинговых исследований реализуется функция, которая через информацию  связывает предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами внешней среды[9].

К основным принципам маркетинговых исследований  относятся системность, систематичность, объективность, точность и тщательность.

    -  системный подход: при анализе рассматриваются внутренняя и внешняя среды в их совокупности и тесной взаимосвязи;

  • систематичность: маркетинговые исследования не могут носить случайного характера и должны  включать всю совокупность действий или процессов, регламентированных данным стандартом – от сбора информации, ее записи и обработки до анализа;
  • объективность: маркетинговые исследования проводятся без смещений и должны учитывать все факторы внешней среды, в рамках которой функционирует маркетинг;
  • точность: каждый элемент (этап) исследования должен тщательно планироваться и выполняться с использованием всех доступных методов.

Информация, собранная в результате маркетинговых исследований должна способствовать решению следующих задач:

  • изучение потребителей;
  • изучение и прогнозирование спроса на услуги (товары);
  • изучение услуг (товаров) и оценка их конкурентоспособности;
  • изучение и анализ конкуренции, оценка конкурентоспособности организации;
  • изучение и анализ эффективности каналов распределения и сбыта;
  • изучение и анализ эффективности системы маркетинговых коммуникаций.

Процесс маркетингового исследования включает в себя следующие основные операции:

  • определение проблемы и целей исследования;
  • разработка плана исследований;
  • реализация плана исследований (сбор информации);
  • интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства.

В широком смысле маркетинговое исследование адекватно понятию «изучение рынка», т.е. дает оценки его состояния, характеристики тенденций и закономерностей его развития, осуществляет анализ результатов рыночной деятельности. Это понятие охватывает макроуровень, т.е. рынок товаров и услуг в целом, локальные и региональные рынки конкретных продуктов и услуг. На микроуровне отдельной фирмы в понятие маркетингового исследования вкладывается более скромное содержание. На микроуровне выявляются и моделируются закономерности и тенденции развития рынка, дается оценка рыночной ситуации, определяется емкость рынка, а так же дается прогноз спроса.

Маркетинговое исследование – одно из орудий конкурентной борьбы. Обеспечивая объективную информацию о себе и конкуренте, осуществляя сравнение, правильно оценивая ситуацию на рынке и прогнозируя ее развитие,  фирма получает конкурентные преимущества, а значит, снижает уровень коммерческого риска, получает возможность найти для себя соответствующий сегмент рынка,  а значит выбрать правильно направленное развитие, установить оптимальный уровень цены, провести удачную рекламную компанию. О важной роли  маркетингового исследования убедительно говорят многочисленные факты, выявляемые  по материалам анализа причин коммерческих неудач фирмы на рынках новых продуктов. К таким причинам  в числе других относят отсутствие детального изучения рынка и слабое его тестирование, а также недостаточный уровень квалификации работников маркетинговых служб.

Маркетинговое исследование призвано дать прогнозно-информационную базу для стратегического планирования деятельности и информационную поддержку гибкого оперативного управления маркетинговыми мероприятиями. А в конечном итоге маркетинговое исследование нацелено на информационно – аналитическое обоснование номенклатуры,   объемов  предоставленных услуг и их цены, что лежит в основе  осуществления эффективных программ модернизации производства и доведения  услуг до потребителей, совершенствования  форм их обслуживания[6].

       Таким образом, учитывая специфику рынка услуг  связи, особенностями маркетинговых исследований являются: разветвленная сеть почтовых отделений; широкий спектр услуг; главный системный стандарт почтовой сети (все отделения связи работают по одним и тем же правилам и нормативным документам); разный характер предоставления услуг в городе и на селе; продвижение бренда «Почта России»; социальная ориентированность почтовой связи, а так же ярко выраженная сегментация рынка.

Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятиях связи