Роль товарного знака в коммерческой работе предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что в нашей высоко конкурентной экономике немногие товары способны надолго оставаться на вершине технического совершенства. Приходится давать им некое индивидуализирующее значение, наделять их теми или иными ассоциациями и образами, приписывать им многоуровневую значимость - только так они будут хорошо продаваться, и вызывать к себе эффективную привязанность, которая выражается в верности покупателя той или иной марке.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 100.49 Кб (Скачать файл)

Марочные товарные знаки — зарегистрированные торговые марки. Они могут быть словесными, цифровыми, буквенными, изобразительными или комбинированными. Например, марочные знаки шоколадных батончиков «Пикник», «Твикс», «Шок» и прочих приобрели словесную форму, причем особенности имеет цветовая гамма и графическое исполнение надписи. Примером изобразительного марочного знака может служить изображение города на водке «Вечерний Гомель», ячменного колоса на пиве «Ячменное» и др. [3].

Показательны и такие примеры. «Каша Нестле», «Супчик Галина Бланка» — ассортиментные товарные знаки, где слова «каша», «супчик» выступают видовой частью товарного знака, так как они изменяемы и не охраняемы законом, а слова «Нестле», «Галина Бланка» — марочная часть ассортиментных товарных знаков, поскольку зарегистрирована, в установленном порядке и имеет правовую защиту. Торт-мороженое «Винетта» содержит марочное название и видовое изображение торта с волнистыми линями по боковым и верхней части торта как распространенное во многих фирмах.

Фирменные товарные знаки - отличительные знаки, характерные для конкретного изготовителя товаров (услуг). По принадлежности к тем или иным субъектам рынка их делят: на знаки производителей, сервисные знаки и дилерские знаки [16, c. 81].

Знаки производителей используются для продуктов питания (около 70%), автомобилей (100%), бытовых приборов (более 2/3), бензина (более 80%). Они ориентированы на круг потребителей, которые хотят быть уверены в высоком качестве и хорошем функционировании продукции. Такие товары хорошо известны, имеют высокую репутацию в силу строгого контроля качества. Цены на них несколько выше, чем на товары-аналоги.

Сервисные знаки - это знаки отличительной характеристики услуг или знаки обслуживания.

Дилерские знаки - знаки посредников, имеющие место при реализации 50% обуви, около 1/3 шин, 30% продуктов питания и почти 1/3 бытовых приборов. Примером их могут служить достаточно известные товарные знаки: «Филипс», «Браун», «Ровента», «Сименс» и пр.

К прочим товарным, знакам следует отнести собственные товарные знаки некоторых розничных торговых организаций. Многие из них хорошо известны, как и знаки производителей (например, «Сире», «Бе-неттон» и др.). В США шины под частными марками известных торговых объединений «Сире» и «Дж.К. Пенни» так же равнозначно качественны, как шины крупных производителей. «Сире» создала ряд таких марочных названий, как «Дайхард» - для автомобильных аккумуляторов, «Крафтсман» - для ручного инструмента, а «Кенмор» — для электробытовых приборов, и потребители интересуются товарами этих марок. Более 90% товаров, предлагаемых магазинами «Сире», продаются под ее частными марками [10].

 

1.3 Правовые аспекты  использования товарного знака

 

Существует ряд основных требований, которые предъявляются к товарной марке:

- частота (т.е. минимальное количество линий, отсутствие мелких, плохо читаемых линий, деталей и всего прочего, что мешает быстрому и точному запоминанию);

- индивидуальность (должна обеспечивать отличие и узнаваемость товарной марки, однако индивидуальность не должна превращаться в похожесть марки на основное изделие фирмы);

- привлекательность (товарная марка не должна вызывать отрицательных эмоций);

- охраноспособность (т.е. возможность зарегистрировать товарную марку официально);

- новизна и возможность регистрации;

- смысловая нагрузка (например, Pentium: pente (пять) – пятое поколение; суффикс ium – ассоциация с чем-то маленьким, но мощным) [19,c. 78].

Товарными знаками не могут быть:

- государственные гербы, флаги;

- иные эмблемы государств, правительств, городов;

- награды;

- иные знаки отличия;

- названия международных национальных праздников, указания их дат.

В некоторых случаях такие элементы или их части могут быть разрешены для использования (бесплатно или за определенную плату).

Более жестки к товарному знаку международные критерии:

- адекватность содержания – соответствие товарного знака целям и образу (имиджу)фирмы;

- современность;

- практичность;

- надежность;

- способность отличаться от других знаков;

- возможность использования в различных ситуациях – в деловой документации, в печатной рекламе, для теле- и кинорекламы, световой рекламы. Он может быть отпечатан на ткани, отштампован на литейных изделиях, увеличен или уменьшен в размерах;

- цветовая индивидуальность [21, c. 341].

При разработке торговой марки, которая включает в себя сочетание различных элементов, также необходимо исходить из возможных ассоциаций потребителей. Например, прямые линии и ровные формы ассоциируются с порядком, надежностью, благополучием; диагональ и перевернутый треугольник – движение и изменение. Важное значение имеет цветовая гамма товарной марки. Воздействие цвета на психику человека было открыто М. Люшером в середине XX века. Разработанная им методика тестирования, апробирована на больших аудиториях и используется психологами до настоящего времени. Так, психологическое проявление синего цвета – это спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность; желтого – непостоянство, оптимизм, веселость; красного – жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству; зеленого – самоуверенность, самоуважение, упорство и т.д. Сочетание различных цветов имеет самостоятельное значение и воздействие на психику. Например, сочетание синего и желтого означает готовность оказать помощь, зеленого и желтого – требование признания; красного и синего – объединение усилий и т.д.

Приняв решение об использовании товарного знака, товаропроизводитель может:

  1. создать собственный товарный знак;

  1. передать товар посреднику, который будет продавать данный товар, используя свой товарный знак;

  1. продать часть товаров с собственным товарным знаком, а другую часть товаров передать посредникам, которые будут продавать эти товары, используя свои торговые знаки.

В реальной жизни большинством фирм используются все три варианта. При этом отдельные товары могут одновременно иметь как товарный знак производителя, так и торговую марку продавца. В этом случае говорят о множественности товарного знака.

При использовании товарного знака необходима его защита, которая осуществляется с помощью правовой охраны.

Правовая охрана товарного знака может быть обеспечена как внутри государства, так и в зарубежных странах. В соответствии с существующими международными правилами фирмы, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на внешне рынке, должны зарегистрировать свои товарные знаки во всех странах, где они такую деятельность проводят.

Правовая защита товарных знаков обеспечивается более чем в 160 странах, причем более чем в 90 странах существует законодательная база, определяющая возможности регистрации и использования товарных знаков.

Для обеспечения охраны товарного знака в большинстве стран достаточно его зарегистрировать в соответствующих государственных учреждениях. В некоторых странах (например, в Великобритании) для регистрации товарного знака необходимо, используя его, осуществить несколько продаж.

На международном уровне права владельца товарного знака были оговорены в принятой еще в 1888 году Парижской конвенции. Помимо этой конвенции существует также соглашение, заключенное рядом стран в 1981 г. в Мадриде и определяющее правила Международной регистрации товарного знака. В соответствии с этим соглашением товарный знак, зарегистрированный в одной из стран, подписавших Мадридскую конвенцию, представляется для регистрации во все другие страны – пригодным для регистрации, и его регистрация не противоречит существующим положениям о товарном знаке в других странах [16, c. 190].

Каждая фирма заинтересована в регистрации своего товарного знака. Во-первых, цена товаров, имеющих товарный знак, на 10-40 % выше по сравнению с ценой аналогичных товаров, не имеющих такого знака. Во-вторых, владелец товарного знака может разрешить его использование другим фирмам и получить за это значительную сумму денег. Правовая охрана товарного знака в РБ представляется на основании его государственной регистрации в порядке, который установлен Законом «О товарных знаках…» (1993 г.) право на товарный знак охраняется законом.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Оно удостоверяет приоритет товарного знака: исключительное право владельца на товарный знак, на пользование, распоряжение и запрещение его использования другими лицами. «Никто не может использовать охраняемый в РБ товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца. Нарушение прав владельца товарного знака признаётся несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа товарного знака либо товара, обозначенного этим знаком».

Регистрация товарного знака осуществляется Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков в РБ. Регистрация производится в течение месяца со дня получения документа об уплате установленной пошлины. Выдача свидетельства на товарный знак производится в течение одного месяца со дня регистрации в государственном реестре [3].

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая со дня поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца каждый раз на десять лет.

Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом в патентный орган РБ. Заявка может быть подана через патентного поверенного РБ. В заявке указывают местонахождение или местожительство заявителя; описание и обозначение товарного знака, перечень товаров, для которых предназначен товарный знак.

Заявка должна относиться к одному товарному знаку.

Не допускается регистрация товарных знаков, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, международных организаций, официальные, контрольные, гарантийные клейма, печати, награды, названия произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, фамилии, имена, псевдонимы известных лиц и др.

Регистрация товарного знака необходима:

- для защиты от патентного рейдерства и актов недобросовестной конкуренции, связанных с регистрацией третьими лицами на свое имя Ваших незащищенных обозначений, что в свою очередь поставит Вашу деятельность под данными обозначениями вне закона;

- для обеспечения возможности борьбы с незаконным использованием Вашего товарного знака, в частности с контрафактной продукцией и услугами.

При использовании товарного знака возникают исключительные права, которые заключается в следующем:

- после того, как произведена регистрация товарного знака, правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами;

- никто не может использовать охраняемый в РБ товарный знак без разрешения правообладателя;

- незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РБ.

Использование товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь, при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или их упаковке.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой знак на реализуемых ими товарах наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также помещать его вместо товарного знака изготовителя.

Юридические лица, имеющие право использовать коллективный знак, могут наряду с коллективным знаком использовать свои товарные знаки на выпускаемых ими товарах.

Регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить другим лицам использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот в Республике Беларусь не посредственно владельцем товарного знака или с его согласия [4].

Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно в отношении всех или части товаров, указанных в регистрации, в связи с неиспользованием товарного знака без уважительных причин непрерывно в течение любых пяти лет с даты его регистрации на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь. Заявление о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака может быть по дано в Верховный Суд Республики Беларусь любым лицом при условии, что этот товарный знак не используется до подачи такого заявления.

При решении вопроса о рассмотрении досрочного прекращения действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не за висящим от него обстоятельствам.

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь.

Информация о работе Роль товарного знака в коммерческой работе предприятия