Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ и рассмотреть основные направления его развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать особенности реализации пенсионной реформы в Российской Федерации;
- рассмотреть правовой статус Пенсионного фонда РФ;
- дать организационную характеристику Пенсионному фонду РФ;
- проанализировать особенности управления пенсионными накоплениями;
- охарактеризовать основные направления развития Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение.
1. Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ.
1.1. Анализ реализации пенсионной реформы в РФ.
1.2. Правовой статус Пенсионного фонда РФ.
1.3. Организационная характеристика Пенсионного Фонда РФ.
2. Подходы к управлению пенсионными накоплениями.
2.1. Особенности управления накопительной частью трудовой пенсии.
2.2. Анализ доверительного управления средствами пенсионных накоплений государственной корпорацией «Внешэкономбанк».
2.3. Основные направления развития Пенсионного Фонда РФ в 2009 году.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение.

1. Анализ  системы управления Пенсионным  фондом РФ.

1.1. Анализ  реализации пенсионной реформы  в РФ.

1.2. Правовой  статус Пенсионного фонда РФ.

1.3. Организационная  характеристика Пенсионного Фонда  РФ.

2. Подходы  к управлению пенсионными накоплениями.

2.1. Особенности  управления накопительной частью  трудовой пенсии.

2.2. Анализ  доверительного управления средствами  пенсионных накоплений государственной  корпорацией «Внешэкономбанк».

2.3. Основные  направления развития Пенсионного  Фонда РФ в 2009 году.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный  для финансового обеспечения  защиты граждан от особого вида социального  риска - утраты заработка (или другого  постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении  старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для  отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным  социальным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный  внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. (до того пенсионное обеспечение  граждан осуществлялось за счет средств  Государственного бюджета СССР), и  главной причиной возникновения  Пенсионного фонда РФ была необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Он входит в одно из звеньев сферы государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.

Создание Пенсионный фонд Российской Федерации стало вехой  в решении одной из важных задач  по реформированию социальной сферы  Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения  к обязательному пенсионному  страхованию.

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного  лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Цель данной работы –  изучить подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ и рассмотреть основные направления  его развития.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- проанализировать особенности  реализации пенсионной реформы  в Российской Федерации;

- рассмотреть правовой  статус Пенсионного фонда РФ;

- дать организационную  характеристику Пенсионному фонду  РФ;

- проанализировать особенности  управления пенсионными накоплениями;

- охарактеризовать основные  направления развития Пенсионного  фонда РФ.

Объектом практического  исследования является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предметом исследования являются подходы к управлению средствами Пенсионного фонда РФ.

1. Анализ системы управления  Пенсионным фондом РФ

1.1. Анализ реализации  пенсионной реформы в РФ

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном  принципе, то есть взносы, перечисляемые  в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения  минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем  двух работающих. Однако демографическая  ситуация в России такова, что сегодня  на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного  возраста, а к 2020 году, по оценкам  экспертов, на одного работающего будет  приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система  не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе  размер пенсии зависел только от стажа  работы и от размера заработка  за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой  практикой существует два пути обеспечения  минимальных пенсионных выплат в  условиях старения населения.

Первый – увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.

Второй – переход к  накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан  накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется  на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной  на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет  увеличить выплаты пропорционально  полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.

Деление страховых взносов. С учетом экономической и демографической  ситуации с 2002 года в Российской Федерации  осуществлен переход к распределительно-накопительной  системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы  положен принцип обязательного  пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными  лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и  накопительной.

Начиная с 2005 года действует  следующая схема распределения взносов:

 

 

 

1) для граждан 1967 года  рождения и моложе:

Период

Базовая часть

Страховая часть

Накопительная часть

до 2008 года

6 %

10 %

4 %

с 2008 года

6 %

8 %

6 %


 

2) для граждан 1966 года  рождения и старше:

Базовая часть

Страховая часть

6 %

14 %


 

Базовая часть. Предназначена для выплаты пенсий уже существующим пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть. Страховая  часть пенсии непосредственно зависит  от размера заработной платы застрахованного  лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и  суммируются на индивидуальных лицевых  счетах застрахованных граждан и  представляют собой пенсионные обязательства  государства перед застрахованными  лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых  счетах происходит накопление не самих  средств, а обязательств государства  перед гражданином. Накопленный  объем полученных прав регулярно  индексируется в том же темпе  и в те же периоды, что и базовая  часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части  индивидуального лицевого счета  доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Накопительная часть. Выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются  на выплату текущих пенсий, а предназначены  для инвестирования и получения  дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие  от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются  Пенсионным фондом в специальной  части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть  трудовой пенсии.

Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного  счета специальную накопительную  часть, ежегодно информируются Пенсионным фондом о размере пенсионных накоплений и могут выбирать, кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.

Законодательно застрахованным лицам предоставлено право выбора:

· формировать накопительную  часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать  управляющую компанию из числа компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;

· формировать накопительную  часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной  управляющей компанией (ГУК);

· отказаться от услуг ПФР  и формировать накопительную  часть трудовой пенсии в негосударственном  пенсионном фонде (НПФ);

· отказаться от услуг НПФ  и перевести формирование накопительной  части трудовой пенсии обратно в  ПФР.

Право выбора управляющей  компании, а с 2004 года и негосударственного пенсионного фонда, застрахованное лицо может реализовывать ежегодно.

В настоящее время сформирована следующая структура управления средствами пенсионных накоплений:

· Пенсионный фонд РФ – формирует  накопительную часть трудовой пенсии, организует процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями и с государственной управляющей  компанией;

· негосударственные пенсионные фонды – формируют накопительную  часть трудовой пенсии, организуют процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями;

· государственная управляющая  компания (ГУК) – осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а также  выбравших государственную управляющую  компанию в качестве управляющей  компании;

· управляющие компании (УК) – инвестируют средства пенсионных накоплений;

· специализированный депозитарий  – осуществляет контроль за соответствием деятельности управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений требованиям законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах и некорректных действиях; ведет учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;

· брокеры – предоставляют  брокерские услуги управляющим компаниям  по приобретению разрешенных активов.

 

 

 

 

1.2. Правовой статус Пенсионного  фонда РФ

Согласно пункту 1 Положения  о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением  и создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации  является государственным учреждением  и осуществляет функции страховщика  в системе обязательного пенсионного  страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным  Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации  и его территориальные органы составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие  органы подотчетным вышестоящим.

В то же время, Положение  о Пенсионном фонде Российской Федерации  согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным  учреждением, наделенным публично-властными  полномочиями и имеющим специальную  правоспособность.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России), а также  Положением о Правлении Пенсионного  фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство  Пенсионным фондом Российской Федерации  осуществляется Правлением ПФР, которое  возглавляет Председатель Правления.

Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие  задачи системы ПФР.

Рассмотрим важнейшие  события истории ПФР в законодательных  и подзаконных актах за последние  годы.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его  территориальных органов) как страховщика  и государственного учреждения, а  также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и  обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Информация о работе Анализ системы управления Пенсионным фондом РФ