Контрольная работа по: «История развития финансово-кредитной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Советский Союз выстоял, выдержал жестокий натиск фашизма и победил. Одной из причин победы является и более эффективная финансовая система СССР, чем финансовая система фашистской Германии. В ее основе находилась плановая экономика, а не рыночные случайности. Социалистическая экономическая организация не содержала в своей структуре частного капитала, что обеспечивало рациональное использование всех имеющихся ресурсов.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................................2
1. Подвиг Народа……………………………………………………………………………….3
2. Подвиг финансовой системы ……………………………………………............................8
3. Подвиг Страны………………….……………………………………………………….…12
Заключение.................................................................................................................................14
Литература..................................................................................................................................15

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ИРФКС (Финансы в годы Великой Отечественной войны.).doc

— 887.50 Кб (Скачать файл)

С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. Букин. В июле 1941 г. он предложил работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, ежедневно давать по две нормы. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более.

Разумеется, сильное моральное воздействие на массы оказывала организационная и пропагандистская работа партийных и комсомольских организаций. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами.

Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли 38,4 %, то в 1944 г. — 57,4 %. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Девушки осуществляли сварку корпусов самоходных артиллерийских установок. Когда варили стенки, было еще терпимо, но когда добирались до потолочных швов, становилось совсем невмоготу: внутри тесного корпуса температура превышала 40°. Работали, скорчившись или лежа, обливаясь потом в удушливом от сварки газе. После часа такой работы сварщицу вытаскивали наружу, обливали дымящуюся от искр робу водой, потом она снова продолжала работу.

Советские люди, которые по тем или иным причинам оказались в заключении, трудились с большей, чем до войны, отдачей. В лагерях и колониях широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд Главного командования. Производительность труда заключенных в 1944 г. превзошла довоенный уровень почти в два раза.

По заданиям военных наркоматов работали ученые и инженеры, репрессированные еще до войны по политическим мотивам. Создавались особые конструкторские бюро (ОКБ) под надзором представителей НКВД. Одно из таких ОКБ, которым руководил авиаконструктор А. Туполев, находилось под Москвой, в Белашеве. Со своими помощниками Туполев сконструировал фронтовой бомбардировщик Ту-2. Его заместитель итальянский коммунист Р. Бартини с небольшой бригадой совершенствовал в этом же ОКБ транспортные самолеты. Все они, даже находясь в заключении, искренне желали одного — приблизить победу Советского Союза.

Патриотизм тружеников тыла выражался также в их личной финансовой и материальной помощи стране и армии. Уже в первые дни войны возникло массовое движение за создание на добровольных началах фонда обороны Родины. В фонд обороны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные изделия, ценные вещи. В него также передавались крупные суммы, заработанные во время воскресников. Из сельской местности поступало зерно, мясо, масло, овощи, фрукты и многие другие продукты питания, а также сырье для изготовления обмундирования. Многие колхозы засевали сверх плана «гектары обороны», весь урожай с которых шел на нужды фронта.

В связи с переходом многих предприятий на выпуск оружия и военной техники сократилось производство гражданской продукции. Иным стал ассортимент товаров легкой и пищевой промышленности: основное место заняла продукция, необходимая для снабжения армии продовольствием и обмундированием. Из-за потери в оккупированных районах огромных посевных площадей и поголовья скота сократилось сельскохозяйственное производство. В связи с этим распределение продовольственных ресурсов велось по карточкам.

В сельской местности карточки не вводились, но и там было установлено по гарантированным нормам снабжение хлебом населения, не связанного с сельскохозяйственным производством, включая эвакуированных городских жителей. Сельским учителям, медицинским работникам и другим представителям интеллигенции хлеб отпускался по талонам или спискам.

Введение нормированного снабжения позволило государству в условиях острого дефицита сельскохозяйственной продукции обеспечить людей прежде всего таким важнейшим продуктом питания, как хлеб, что помогло многим спастись от голодной смерти.

Если хлебом по карточкам снабжали население всех без исключения городов и рабочих поселков, то карточная система на мясо, рыбу, крупу и макаронные изделия была введена отнюдь не везде. Указанная на карточке норма хлеба выдавалась полностью, другими продуктами он не заменялся. Остальные продукты, положенные по карточкам, в напряженные периоды с продовольствием выдавались отдельным категориям населения не в полной норме. Нередко потребитель получал заменители: вместо мяса — яичный порошок, вместо сахара — кондитерские изделия низкого качества и т.д.

В числе тяжелых проблем военного быта оказалась жилищная. В результате массовой миграции резко возросла переуплотненность населенных пунктов в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии. В 1943 г. в восточных регионах страны население увеличилось на треть за счет эвакуированных рабочих и служащих с их семьями, мобилизованных в промышленность и на строительство колхозников. Например, в городах Свердловской области норма жилой площади во время войны не превышала 2,5-3 м2 на человека.

Советские люди были убеждены в справедливости дела, за которое они сражались на фронте и ради которого самоотверженно трудились и переносили лишения в тылу. Они доверяли руководству, не сомневались в правильности проводимой политики. Это давало им силы для выживания в тяжелейших условиях войны, вселяло уверенность в победу, надежду на лучшую жизнь. 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДВИГ ФИНАНСВОЙ СИСТЕМЫ

 

Отечественная война потребовала срочной трансформации экономики СССР на военные рельсы. В 1941 г. военные действия на территории нашей страны уже шли, и в этих сложных условиях необходимо было произвести реорганизацию народного хозяйства в соответствии с потребностями фронта: эвакуировать предприятия из западных и южных районов страны в восточные регионы, что означало полную перестройку производительных сил такой огромной страны, как Советский Союз. Большая часть предприятий должна была перепрофилироваться с мирного производства на выпуск оборонной продукции. Следовало не только возместить ущерб, причиненный временным захватом врагом ряда территорий, которые имели огромное экономическое значение для хозяйства страны, но и расширить производство, при этом надежды на зарубежную помощь, по крайней мере, в начале войны, было чрезвычайно мало.

Это требовало от государственного бюджета и от всей финансовой системы огромных единовременных затрат сверх нарастающих прямых военных расходов.

Если в начале войны возникшие проблемы с наполнением государственного бюджета привели к возникновению существенного бюджетного дефицита, а своего пика дефицит достиг в 1942 г., когда военные расходы составили 59% общей суммы расходов бюджета (в тот год бюджетный дефицит составлял 17,8 млрд. руб., или свыше 10% доходной части бюджета), то уже с 1943 г. положение с наполнением бюджета стало меняться в лучшую сторону. Государственные бюджеты 1944 и 1945 гг. были сформированы с профицитом, что было немалой заслугой и работников финансовой системы страны.

Необходимо отметить положительную роль в наполнении бюджета, которую сыграла плановая экономика, в соответствии с которой выстраивалась вся система народного хозяйства Советского Союза. Указывалось, что созданная в 1930-х гг. советская банковская система показала свою состоятельность, эффективность в годы тяжелых испытаний. Главное преимущество было в том, что она полностью соответствовала сложившимся производственным отношениям, плановым методам ведения народного хозяйства, действовала в соответствии с ними. Плановая система ведения народного хозяйства и банковская система, как неотъемлемая ее часть, при всех объективных недостатках, в условиях войны, требующей мобилизации всех сил и средств, проявили себя не худшим образом. Так, кредитная политика в годы войны была направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей военного хозяйства, при этом особую поддержку в годы войны оказывали предприятиям, производящим продукцию непосредственно для нужд фронта, а также заводам и сельскохозяйственным предприятиям, возобновлявшим свою деятельность в районах, освобожденных от оккупации. При этом принципы кредитования (срочность, возвратность и платность) в целом не изменились, они были ослаблены лишь в наиболее сложный период в апреле 1942 г. Достичь этого можно было только в условиях строгой кредитной дисциплины в самой банковской системе.

Законы военного времени потребовали решения таких задач, как улучшение работы по мобилизации денежных средств, использование всех возможностей для привлечения денежной наличности в кассы Госбанка, обеспечение бесперебойных расчетов, ускорение оборачиваемости денег, укрепление кассовой дисциплины. Это было особенно сложно в условиях передислокации поставщиков и покупателей, переадресовки грузов и перемещения ценностей.

В такой экстремальной военной ситуации возникла необходимость в прямой мобилизации денежных средств. В связи с тем, что с началом войны доходы бюджета в виде прибыли предприятий и организаций значительно сократились, то достижение цели по мобилизации денежных средств стало возможным в значительной мере благодаря аккумуляции средств населения. Для этого в эти и без того трудные для населения годы были введены новые налоги (военный налог, налог на бездетных, одиноких и малосемейных граждан, повышены ставки сельско-хозяйственного налога); размещались государственные облигационные займы среди населения, а также колхозов и промысловых артелей; формировались специальные фонды, предназначенные для военных нужд, на основе добровольных взносов.

Рис. 1 «Структура финансовой службы в годы ВОВ»

Народным комиссариатом финансов СССР был оперативно организован прием от населения средств на приобретение вооружения, военной техники и на другие цели. Уникальный механизм сбора этих средств позволил получить: свыше 17 млрд. руб. наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, на 1,7 млрд. руб. других драгоценных металлов, более чем на 4,5 млрд. руб. облигаций государственных займов.

В стране, с одной стороны, были введены временные ограничения на право получения вклада, внесенного в сберкассу до 22 июня 1941 г. (можно было получить не более 200 руб. в месяц), с другой — проводились меры по стимулированию притока новых вкладов, заключавшиеся в том, что внесенные населением после 22 июня 1941 г. вклады выдавались беспрепятственно, был введен прием выигрышных вкладов, создавались условия для увеличения числа вкладчиков из состава военнослужащих. Специфической формой государственного кредита являлась система специальных вкладов, т.е. компенсации за неиспользованные отпуска рабочих и служащих (в связи с прекращением их на время войны). Эти средства были аккумулированы в сберкассах и составляли 1 млрд. руб. В результате остатки на депозитных счетах населения в 1942 г. выросли в 4,9 раза, а в 1943 г. — в 8,9 раза по сравнению с 1941 г., и накопленные средства направлялись на нужды обороны страны.

С первых дней войны финансовая служба приступила к финансированию потребностей военного времени в соответствии с заранее разработанными планами. Это позволило в начале войны оперативно и эффективно решать любые вопросы финансирования действующей армии. В ходе войны механизм этого финансирования совершенствовался исходя из складывающихся условий. Значимость труда военных финансистов подтверждается тем, что через финансовую службу Красной Армии обеспечивалось исполнение более 50% бюджета страны.

Увеличение затрат на оборону обеспечивалось поступлением налогов и платежей от социалистического хозяйства (1940 г. - 90% всех доходов). В этот же период возрастал объем средств, вкладываемых в оборонную промышленность. В 1938 г. ее валовая продукция увеличилась против уровня 1937 г. на 36.4%, а в 1939 г. по сравнению с уровнем 1938 г. — на 46,5%. Резко возрастала численность Вооруженных Сил СССР.

Наряду с увеличением расходов на оборону в предвоенные годы, Наркомфин большое внимание уделял и вопросам перевода финансовой системы СССР с мирных на военные рельсы. Благодаря заблаговременно принятым мерам войска с объявлением войны беспрепятственно получили в учреждениях Государственного банка СССР денежные средства, предназначенные для удовлетворения потребностей военного времени.

С началом Великой Отечественной войны потребовались существенная перестройка деятельности финансовой системы СССР, значительное увеличение ассигнований по смете НКО и НКВМФ. Удельный вес их в расходах государственного бюджета составил: 1941 г. —43,4%; 1942 г. - 59,3%; 1943 г. - 59,5%; 1944 г. - 52,2%; 1945 г. - 42,9%. В целом на оборону за 1941—1945 гг. было направлено 582,4 млрд. руб., что составило 50,8% к общей сумме расходов государственного бюджета СССР за указанные годы. В связи с этим в НКФ были приняты меры для мобилизации дополнительных источников на финансирование потребностей войны. В их число были включены бюджетные резервы (8,2 млрд. руб. — превышение доходов над расходами), резервы предприятий (20 млрд. руб. — свободные оборотные средства, остатки фонда директора, капитальных вложений, ширпотреба и др.). Кроме того, были внесены изменения в налоговую систему страны, в том числе введены и новые налоги: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и военный налог. Только эти два налога позволили увеличить доходную базу бюджета за годы войны на 80,2 млрд. руб. За годы войны была проведена подписка на четыре военных займа и получено в бюджет 76 млрд. руб., а также выпущено четыре денежно- вещевые лотереи на 10 млрд. руб.

Принятые меры по развитию вкладных операций в сберегательных кассах и полевых учреждениях Госбанка СССР позволили в годы войны привлекать на финансирование и сбережения граждан.

В годы войны пересматривалась и структура расходов государственного бюджета в целях мобилизации дополнительных средств на военные нужды. Так, в начале войны были сокращены расходы на финансирование гражданских нужд и социально-культурные потребности, что позволило только за 1941— 1942 гг. дополнительно направить на оборону страны 40 млрд. руб.

В целом следует отметить, что снижение поступлений от предприятий народного хозяйства, обусловленное оккупацией части территории страны и передислокацией 1360 крупных предприятий вглубь страны, было в определенной мере компенсировано дополнительными источниками финансирования. Благодаря этой работе доходы бюджета уже в 1944 г. стали превышать расходы.

Информация о работе Контрольная работа по: «История развития финансово-кредитной