Пути совершенствования системы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Анализ истории развития Российского государства, управления его финансовыми ресурсами, системы государственного контроля над публичными финансами указывает на необходимость воссоздания в современной России целостного предоставления о государственном счетоводстве, т.е. системы взглядов о государственном финансовом контроле, которое может стать составной частью финансового права и теории управления.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.

Содержание работы

Введение
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации
1.1. Сущность и виды финансового контроля
1.2. Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3. Формы и методы финансового контроля
2. Основные принципы и требования организации государственного финансового контроля
2.1. Принципы организации государственного финансового контроля
2.2. Требования организации государственного финансового контроля
2.3. Критерии эффективности государственного финансового контроля
3. Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля РФ
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

.Государственный финансовый контроль в России и пути его развития..doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Вообще говоря, ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопастность и общественное благосостояние в целом.

В то же время следует признать, что этот принцип нарушается как исполнительной, так и законодательной властью.

Но стоит также отметить, что вопросы ответственности в полной мере не отражены и в Законе о Счетной палате РФ (там лишь указано об ответственности инспекторов, но нет ни слова об ответственности ее членов за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее задач).

Должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью, они должны нести ответственность согласно степени тяжести (в отношении бюджетных последствий) и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий для государственных финансов (в том числе наносящих государству непосредственный или опосредованный ущерб).

Третьи лица, включая органы государственной власти, обладающие правом принятия решений (и их исполнения) на основе представлений или предписаний органов государственного финансового контроля, а также иные организации, вступающие в правоотношения с последними, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам ГФК (например, обязанность исполнять представления или предписания, обязанность предоставлять информацию и т.д.), что должно быть предусмотрено в нормативно-правовых актах.

6. Принцип сбалансированности

Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности

Предполагает наличие именно системы органов ГФК. Но системообразующеий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую иерархическую конструкцию подчиненности как цементирующего ее начала. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Следует особо подчеркнуть тесную взаимосвязь всех вышеуказанных принципов.

2.2. Требования  организации государственного финансового  контроля

Также необходимо отметить основные требования к организации государственного финансового контроля.

1. Требование информационной  обеспеченности

Для формирования и представления органам государственной власти и управления качественной контрольной информации органу государственного финансового контроля (государственному контролеру) в свою очередь необходима качественная информация о реальном состоянии или действии контролируемого объекта (качественное информационное обеспечение системы государственного финансового контроля). Степень необходимости информации должна определяться самим органом государственного финансового контроля. Государственным контролерам должно формально предоставляться право доступа к любой необходимой для контроля информации независимо от стадии ее формирования или прохождения (в том числе к проектам документов, черновым и беловым схемам, первичным бухгалтерским документам, учетным регистрам, отчетам, организационно-распорядительной документации, документам по переписке или корреспонденции, справкам, расчетам и т.п.), право беспрепятственного доступа в любые помещения (в том числе на склады, в хранилища, производственные помещения и т.д.), право изъятия документов в случае необходимости, а также опечатывания объектов в установленном в законодательных актах порядке, право на проведение специальных расследований по фактам нарушений и т.д. В свою очередь должностные лица проверяемых субъектов обязаны создавать все условия для нормальной работы контролеров, препятствование же деятельности последних в какой-либо форме должно влечь за собой строгую ответственность. Государственный контролер также должен иметь право требовать у сотрудников проверяемых организаций письменных и устных объяснений по любым, интересующим его вопросам, которые имеют отношение к его контрольной деятельности. Необходимо регламентировать порядок действий при получении информации у сотрудников проверяемых организаций, так как контрольные процедуры не должны отвлекать без необходимости, препятствовать или мешать должному исполнению этими сотрудниками своих непосредственных обязанностей и порядку деятельности проверяемой организации. Таким же образом государственным контролерам должно предоставляться право получать необходимую информацию от третьих лиц. Все эти вопросы соответственно должны быть закреплены в нормативно-правовом порядке.

2. Требование соответствия  контролирующей и контролируемой  систем

Степень сложности государственного финансового контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Естественно, необходимо, чтобы адекватность была достигнута в главном, в принципиальном, чтобы звенья государственного финансового контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы его объектов.

3. Требование постоянства  и комплексности

Постоянное адекватное функционирование органов государственного финансового контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять. В то же время, постоянный контроль одних и тех же объектов (организаций) будет не только осложнять их текущую деятельность, но и весьма затратным для казны. Поэтому, чтобы обеспечить постоянство в государственном контроле, вопрос решается установлением периодичности ревизий и проверок для различных бюджетополучателей.

Требование комплексности означает, что объекты различного типа для целостного представления об их состоянии (функционировании) должны быть охвачены комплексным контролем. Не будет полного и адекватного представления об объекте, если сосредоточить контроль только над относительно узким кругом его вопросов. Иными словами, необходимо сочетание тематического и комплексного контроля. Требование комплексности подразумевает также необходимость охвата контролем всех основных объектов (в течении определенного отчетного периода).

4. Требование подконтрольности  каждого субъекта государственного  финансового контроля

Выполнение контрольных функций каждого субъекта государственного финансового контроля должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту государственного финансового контроля без какого бы то ни было дублирования. Например, качество работы органов ГФК исполнительной власти (в частности, контроль в рамках бюджетного процесса) должно проверяться Счетной палатой РФ, качество же работы последней - соответствующими парламентскими комитетами. Все органы государственного финансового контроля должны соответствующим образом отчитываться за свою деятельность (т.е. быть подотчетными на предмет качества выполнения своих функций).

5. Требование компетентности, добросовестности и честности  государственных контролеров (аудиторов, инспекторов, ревизоров и т.п.)

Если персонал органов государственного финансового контроля, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованный контроль не сможет быть эффективным.

6. Требование приемлемости (пригодности) методологии государственного  финансового контроля

Рациональность ставящихся перед органом государственного финансового контроля контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ контроля, а также применяемых методов.

7. Требование непрерывности развития и совершенствования

Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система государственного финансового контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее “настраивать” на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства, обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

8. Требование приоритетности

В первую очередь проверяются наиболее важные объекты. Как отмечалось в выступлениях участников I Конгресса Европейской организации высших контрольных органов (Мадрид, ноябрь 1990 г.), контрольному органу незачем стремиться охватывать контролем всю финансово-экономическую жизнь государства, но нужно подвергать контролю те объекты, где он мог бы проявить себя с наибольшей отдачей и максимально способствовать экономии государственных средств и денег налогоплательщиков. Иными словами, абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач. Но если высшее руководство государственного финансового контроля считает, что какие-либо области имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу “затраты-эффект”.

9. Требование исключения  ненужных этапов, процедур в проведении  контроля

Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.

10. Требование оптимальной централизации (или адекватности оргструктуры государственного финансового контроля)

Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы государственного финансового контроля (каждого ее органа или их группы) обуславливается единством и оптимальным уровнем централизации ее оргструктуры (оргструктуры органа, группы органов).

11. Требование единичной  ответственности (или четкого разграничения  функций органов государственного  финансового контроля)

Каждая отдельная контрольная функция (область деятельности) должна быть закреплена только за одним органом государственного финансового контроля или центром ответственности (ЦО). Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими органами государственного финансового контроля (исключая ситуацию, если эти органы образуют ЦО). Но закрепление нескольких контрольных функций за одним органом вполне допустимо. То же самое справедливо и в отношении структурных единиц в рамках самих контрольных органов.

12. Требование регламентации

Эффективность государственного финансового контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность. Когда нет готового решения и его приходится изобретать, что называется, “на ходу”, велика вероятность ненужных шагов, ненужных затрат, а то и просто грубых ошибок. Без регламентации и применения типовых решений в той или иной типовой ситуации контрольная организация не сможет работать слаженно во всех ее звеньях. Кроме того, интуитивный способ решения срабатывает только при определенном масштабе контроля (контрольных мероприятий). С ростом этого масштаба, усложнением контроля ресурсов и возможностей контрольной организации может не хватить для решения всех возникающих проблем. Насколько деятельность подчинена четкому регламенту - настолько можно ожидать от нее успеха. Конечно, все предусмотреть невозможно, приходится принимать решения в условиях неопределенности, но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие порядок деятельности.

13. Требование взаимодействия  и координации

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех его органов. Необходима четкая координация их усилий для решения задач государственного финансового контроля.

14. Требование своевременного сообщения об отклонениях

Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль. Предварительный контроль в России давно и в большей части безуспешно пытались внедрить реформаторы прошлого.

15. Требование конфиденциальности  планов контроля

Планы государственного финансового контроля, решения о назначении контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны. Но в процессе самого контроля в целях установления тесного контакта с работниками ревизуемого предприятия и вскрытия с их помощью нарушений целесообразно их информировать о проводимых мероприятиях (например, вывешивать соответствующие объявления).

16. Требование обеспечения  сочетания разной компетенции  субъектов контроля в рамках  бюджетного процесса и обеспечения  единства их интересов в достижении конечной цели контроля

Информация о работе Пути совершенствования системы государственного финансового контроля