Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение теоретических основ построения федерального бюджета и структурный анализ доходов и расходов бюджета данного уровня.
Задачами данной контрольной работы являются
- рассмотреть классификацию доходов и расходов федерального бюджета;
- провести анализ федерального бюджета за два периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами 5
1.2. Структура доходов и расходов федерального бюджета 6
1.3. Понятие бюджетного процесса. Его участники 8
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 12
2.1. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 12
2.2. Исполнение бюджета по звеньям бюджетной системы 14
2.3. Общие принципы, правовой статус, состав госвнебюджетных фондов РФ 15
2.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 16
2.5. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство 16
2.6. Межбюджетные отношения и их реформирование. Трансферты 18
2.7. Расходы бюджета на международную деятельность обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга 18
2.8. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ 19
2.9. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов. Дефицит. Профицит 21
3. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2008-2010 Г.Г. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

анализ бюджета 2008.doc

— 6.68 Мб (Скачать файл)

 

2. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов

 

Расходы бюджета - это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. Расход бюджета - это процесс выделения  и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджетах каждого уровня в соответствии с законом [7, c.91]. Формирование расходов бюджета всех уровней базируется на: 1) Единых методологических основах. 2) Нормативах бюджетного обеспечения. 3) Финансовых затратах на оказание госуслуг, устанавливаемых правительством РФ. Расходы в зависимости от экономического назначения делятся на капитальные и текущие - связаны с расширенным воспроизводством, при их осуществлении создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъектов федерации. Капитальные расходы обеспечивают инновационную или инвестиционную деятельность. 1) расходы на проведение инвестиций. 2) На проведение капитального ремонта. 3) Средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели. В их составе формируется бюджет развития.

2.1. Доходы и  расходы государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации

 

Статья 40. Зачисление доходов  в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда 1. Налоговые  доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации. Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. 2. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

 

2.2. Исполнение  бюджета по звеньям бюджетной  системы

 

Исполнение бюджета  начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм. Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу действий для того, чтобы оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить изменения по различным направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований. Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень ограниченное влияние. Например, снижение бюджетных доходов могут быть обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует процедуру секвестра бюджета - пропорционального сокращения всех его расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно запланированного уровня. Также должен быть предусмотрен порядок исполнения бюджета в случае, если закон о бюджете принимается с опозданием и не вступил в силу с начала финансового года; порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете; и ряд других моментов. В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.

2.3. Общие принципы, правовой статус, состав госвнебюджетных  фондов РФ

 

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются [6, c.102]: 1. Пенсионный фонд РФ; 2. Фонд социального страхования РФ; 3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов.

Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их “экономическому содержанию”. Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей: финансирование текущих расходов; финансирование капитальных расходов; предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

2.4 Классификация  источников финансирования дефицитов  бюджетов

 

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96) [1]. В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета: 1) внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы; 2) внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций. Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций. По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

2.5. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство

 

Перераспределение доходов  с целью достижения большей социальной справедливости, защиты малоимущих граждан  является одной из задач государства. Основным инструментом выравнивания доходов является система социальных трансфертов. Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости). Масштабы перераспределительных программ различаются по странам. Они зависят от предпочтений общества в пользу выравнивания доходов, приоритетов государственной политики, накопленных социальных обязательств, уровня экономического развития страны. Основным фактором, определяющим уровень социальных расходов при условии, что страна достигла определенного уровня развития, является политический выбор. Основные виды трансфертных платежей: 1. Денежные выплаты. К ним относятся пенсии и пособия, стипендии, субсидии на осуществление определенных целевых расходов, компенсации (возмещение гражданам произведенных ими расходов) и др. 2. Натуральная помощь. Оказывается в форме бесплатных (льготных) благ и услуг для всего населения или отдельных категорий. Формами натуральной помощи являются бесплатные услуги образовательных и лечебных учреждений, льготы на проезд в общественном транспорте, на приобретение лекарств и др. 3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги.

 

2.6. Межбюджетные  отношения и их реформирование. Трансферты

 

Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, стипендий. Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

2.7. Расходы бюджета  на международную деятельность  обслуживание государственного  внутреннего и внешнего долга

 

Под государственным  долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях). В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет. Обслуживание государственного и муниципального долга 2003 г. - 11,8%, в составе которого около 80% составляют расходы на обслуживание внешнего долга. Следует обратить внимание на разницу понятий “обслуживание” и “погашение долга”. Обслуживание государственного долга - это статья включающая выплату процентов, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам и т.д. Она относится к текущим расходам бюджета. Погашение основной суммы долга отражается в бюджете иначе, это вид капитальных расходов. По закону о бюджете на 2003 год на погашение государственного долга РФ должны быть направлены средства профицита бюджета в сумме 51,4 млрд. руб.

2.8. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

 

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой доходов бюджетов всех уровней. 2 уровня классификации: 1. Разделы. 2. Подразделы (В которых  конкретезируется направление бюджетных средств). 3. Классификация целевых статей расходов бюджетов (Он отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделений этой классификации). Она состоит из следующих категорий расходов: 1. 100 000 - текущие расходы. 2. 200 000 - капитальные расходы. 3. 300 000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд за вычетом погашения). Текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов госвласти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетами и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование.

 

Финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации

 

Передача расходов и доходов бюджетов: 1. Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс. 2. Отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 86 настоящего Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс. 3. Передача доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня может быть произведена в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса. 4. Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах: предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

2.9. Сбалансированность  доходов и расходов бюджетов. Дефицит. Профицит

 

В процессе исполнения и утверждения бюджета может возникнуть 3 ситуации: 1) Сбалансированность доходов и расходов. 2) Превышение расходов над доходами - дефицит бюджета. 3) Превышение доходов над расходами - профецит бюджета. Все уровни составляют и утверждают бюджет без профецита. При профеците оставшиеся средства могут направляется на различные цели. Например, на сокращение налогового бремени или, как например, в 2004 году, средства направляются в стабилизационный фонд. Первичный профецит - понимается повышение доходов над расходами без учетов расходов на обслуживание госдолга. В бюджетах обязательно предусмотрены альтернативные источники покрытия дефицита бюджета.

Информация о работе Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг