Банковская гарантия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное исследование применения банковской гарантии в гражданско-правовом обороте.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть банковскую гарантию как объект регулирования гражданского права;
- проанализировать банковскую гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств;
- анализ особенностей исполнения обязательства гаранта, возникающего из банковской гарантии;
- выявление правовой природы соглашения о предоставлении банковской гарантии, оформляющего отношения гаранта и принципала, связанные с выдачей банковской гарантии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института гражданского права 6
1.1 История возникновения банковской гарантии в России 6
1.2 Понятие, признаки банковской гарантии 12
1.3 Виды и значение банковской гарантии 15
Глава 2. Банковская гарантия как сделка, обязательство, возникающее из банковской гарантии 17
2.1 Гарант – субъект банковской гарантии 17
2.2 Форма банковской гарантии 20
2.3 Содержание банковской гарантии 21
Глава 3. Процедура реализации и прекращения прав по банковской гарантии 24
3.1 Соглашение о выдаче банковской гарантии 24
3.2 Исполнение и прекращение обязательств по банковской гарантии 26
3.3 Способы обеспечения регрессного требования при предоставлении банковской гарантии 30
Заключение 41
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ДиПлОм.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

 В соответствии с п. 1 ст. 379 ГК право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого выдана гарантия. Поэтому в соглашении о выдаче банковской гарантии гарант и принципал должны, во избежание в будущем неопределенности регрессных обязательств принципала перед гарантом, согласовать условия о праве гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, и об объеме этого права. При определении объема регрессных требований принципал и гарант должны решить вопрос о возможности гаранта истребовать в порядке регресса денежные суммы, уплаченные гарантом бенефициару не в соответствии с условиями гарантии, например за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром. Если такое условие не будет согласовано, то в соответствии с общим правилом диспозитивной нормы п. 2 ст. 379 ГК гарант не сможет претендовать на возмещение указанных сумм.

 Другие условия соглашения между принципалом и гарантом могут быть весьма различными и касаться:

 - определения обязательства, с целью обеспечения исполнения которого выдается гарантия;

 - установления суммы, подлежащей выплате;

 - отзывности или безотзывности выдаваемой гарантии;

 - срока, на который выдается гарантия;

 - документов, при представлении которых гарантом должна производиться выплата;

 - возможности и объема регрессных требований;

 - ответственности сторон за нарушение условий соглашения и т.д.

 Форма соглашения между гарантом и принципалом подчиняется общим нормам о форме сделок. В силу того что гарантами могут быть только банки, кредитные учреждения и страховые организации, являющиеся юридическими лицами, все их соглашения с принципалами должны совершаться в простой письменной форме (ст. 161 ГК). Нарушение простой письменной формы не влечет недействительности соглашения между гарантом и принципалом и поэтому не влияет на действительность банковской гарантии, выданной на основании такого соглашения. Последнее легко объяснимо. Выдача банковской гарантии - это односторонняя сделка порождающая одностороннее обязательство гаранта, и поэтому банковская гарантия действительна даже в тех случаях, когда она выдана на основании устной просьбы принципала.

3.2 Исполнение  и прекращение обязательств по банковской гарантии

 

Исполнение обязательств, вытекающих из банковской гарантии, начинается с момента предъявления гаранту  бенефициаром требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Требование должно быть представлено гаранту в  письменной форме с приложением  указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в  чем состоит нарушение принципалом  основного обязательства, в обеспечение  которого выдана гарантия (п. 1 ст. 374 ГК).

 При получении требования гарант обязан немедленно уведомить принципала о получении требования бенефициара и передать принципалу копию требования со всеми относящимися к ней документами. Данная обязанность играет весьма важную роль в отношениях гаранта и принципала. Ведь ее исполнение учитывается при предъявлении гарантом регрессных требований к принципалу. Только исполнение гарантом своих обязательств в соответствии с условиями его соглашения с принципалом о выдаче гарантии является бесспорным основанием для удовлетворения регрессных требований гаранта к принципалу.

 Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. 2 ст. 375 ГК). Под разумным сроком, в течение которого гарант обязан осуществить проверку документов и дать ответ об их принятии или отказе, должен пониматься срок, сложившийся в виде обычая. Указание законодателя на разумность срока осуществления проверки документов не препятствует его конкретному определению в гарантии.

 При рассмотрении документов, представленных бенефициаром, гарант не обязан осуществлять проверку соответствия документов фактическим обстоятельствам, но обязан проверить их на предмет соответствия условиям гарантии. Согласно п. 1 ст. 376 ГК, если требование бенефициара либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока, гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования. Гарант отказывает в выплате, если из представленных бенефициаром документов следует, что нарушение принципалом основного обязательства не является тем нарушением, которое в соответствии с условиями гарантии дает право потребовать платежа от гаранта.

 Гарант обязан немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование (п. 1 ст. 376 ГК). В деловом обороте принято, чтобы гарант, извещая бенефициара об отказе удовлетворить требование, информировал его о причинах отказа. В любом случае бенефициар вправе потребовать подобного объяснения, так как речь идет об отказе удовлетворить принадлежащее ему право. Если причиной отказа гаранта явились ошибки или иные недостатки в документах, то после их исправления бенефициар имеет право повторно предъявить гаранту требование об оплате, при условии, что повторное требование заявлено до окончания срока гарантии.

 В подобных случаях право на повторное предъявление требования об уплате обусловлено тем, что сам по себе отказ гаранта уплатить денежную сумму не означает прекращения гарантийного обязательства и не прекращает права бенефициара требовать выплаты денежной суммы, предусмотренной банковской гарантией. Поэтому до истечения срока, на который выдана банковская гарантия, бенефициар может не только повторно, но и сколько угодно раз требовать уплаты денежной суммы, пока его просьба не будет удовлетворена. Предъявление бенефициаром требования к гаранту должно быть сделано до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (п. 2 ст. 374 ГК).

 Окончание срока, на который выдана банковская гарантия, является основанием прекращения гарантийного обязательства в целом. Данный срок является пресекательным и не может быть восстановлен. В случае необоснованного отказа гаранта в удовлетворении требования бенефициар имеет право в общем порядке обратиться к гаранту с иском, содержащим требование об исполнении обязательств, вытекающих из банковской гарантии. Следует учитывать, что предварительное предъявление бенефициаром гаранту письменного требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии с приложением указанных в ней документов является обязательным условием для последующей исковой защиты прав бенефициара. Бенефициар, который в пределах срока действия гарантии не представил гаранту письменное требование о выплате денежных сумм, не может потребовать их уплаты путем предъявления иска по причине отсутствия материально-правовых оснований для его удовлетворения.6

 Независимость банковской гарантии от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, равно как достаточно абстрактный характер взаимоотношений бенефициара и гаранта, обусловили особенность реализации обязательств гаранта, вытекающую из п. 2 ст. 376 ГК: если гаранту до удовлетворения требований бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, то он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу. Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом.

 Вследствие этого могут иметь место две ситуации: во-первых, бенефициар получает платеж в удовлетворение требований по банковской гарантии, в то время как основное обязательство, для обеспечения исполнения которого выдавалась гарантия, прекратилось или недействительно; во-вторых, бенефициар получает платеж в удовлетворение требований по банковской гарантии, хотя основное обязательство, исполнение которого обеспечивалось выдачей банковской гарантии, полностью или частично исполнено принципалом как должником либо третьими лицами в его пользу. В обоих случаях гарант может взыскать уплаченную им бенефициару денежную сумму в порядке регресса с принципала, если такое право регресса оговорено в соглашении принципала с гарантом о выдаче банковской гарантии. Принципал, удовлетворивший регрессные требования, может предъявить бенефициару иск из неосновательного обогащения. Данный иск основан на том, что произведенные гарантом выплаты одновременно являются исполнением обязательства принципала перед бенефициаром и потому прекращают данное обязательство. Таким образом, правовое основание получения бенефициаром исполнения от принципала следует считать отпавшим, а переданные во исполнение обязательства денежные суммы надлежит рассматривать как неосновательное обогащение.

 Вместе с тем нормы п. 2 ст. 376 ГК создают возможность для злоупотребления правом со стороны бенефициара. Гарант может защищаться от него применением норм п. 1 и 2 ст. 10 ГК о недопустимости злоупотребления правом и об отказе в защите прав субъектов, злоупотребляющих своими правами.

В связи с выплатой гарантом бенефициару денежных сумм, обусловленных  банковской гарантией, возникает вопрос о судьбе обязательства, исполнение которого обеспечивалось выдачей банковской гарантии. Иначе говоря, влияет ли исполнение гарантом своего обязательства по банковской гарантии на обязательство между  бенефициаром (кредитором) и принципалом (должником), в обеспечение исполнения которого выдавалась банковская гарантия? Банковская гарантия действующим законодательством  отнесена к способам обеспечения  исполнения обязательств. Вследствие этого исполнение гарантом своих  обязательств по выплате денежных средств  бенефициару, являющемуся кредитором в обязательстве с принципалом, погашает в соответствующей части  право требования бенефициара к  принципалу. Таким образом, если гарантом исполнено требование бенефициара  об уплате денежной суммы, предусмотренной  банковской гарантией, то обязательство  между бенефициаром и принципалом  должно считаться исполненным в  соответствующей части.

Таким образом, банковская гарантия прекращает свое действие:

1) фактом уплаты бенефициару  суммы, на которую выдана гарантия;

2) окончанием определенного  в гарантии срока, на который  она выдана;

3) вследствие отказа бенефициара  от своих прав по гарантии  и возвращения ее гаранту;

4) вследствие отказа бенефициара  от своих прав по гарантии  путем письменного заявления  об освобождении гаранта от  его обязательств.

Возвращение бенефициаром гаранту  оригинала гарантийного письма является подтверждением того, что никакой  претензии по ней не будет предъявлено, что также означает, по существу, прекращение обязательства по банковской гарантии. Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии любым  из указанных способов, должен немедленно уведомить об этом принципала.

3.3 Способы обеспечения регрессного требования при предоставлении банковской гарантии

 

Предоставляя банковские гарантии, гаранты стремятся уменьшить  риск своих потерь. В случае выплаты  по банковской гарантии, путем предъявления регрессного требования в соответствии с соглашением о праве регресса, гарант хочет получить от принципала выплаченные средства, однако у принципала денежных средств может и не оказаться. Гаранты стремятся обеспечить это  право требования.

Соглашение о праве  регресса может содержаться в  виде отдельных пунктов в соглашении о предоставлении банковской гарантии, а может быть составлено и в  виде отдельного документа, поэтому  и положения, касающиеся обеспечения, могут содержаться как в тексте соглашения о предоставлении банковской гарантии, так и в виде отдельного договора, при этом необходимо учитывать специфику того объекта, который будет выступать в качестве обеспечения.

Действующее законодательство РФ (ст. 329 ГК РФ) предусматривает следующие способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка (штраф, пеня), залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия и задаток.

Согласно ст. 329 ГК РФ возможны и другие способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные законом или договором. Здесь следует подчеркнуть, что в гражданском праве под обеспечением исполнения обязательств понимаются специальные меры имущественного характера, побуждающие участников сделки к тому, чтобы принятые на себя обязательства были ими исполнены.

Применительно к обеспечению  банковской гарантии любой из перечисленных  способов может быть использован, но, в силу того что большинство способов обеспечения исполнения обязательств не предоставляют гаранту возможности  достаточно быстрого и полного удовлетворения своих регрессных требований к принципалу, в практике самым распространенным способом обеспечения стал являться залог.

Залог является одним из наиболее часто используемых способов обеспечения исполнения обязательств, при котором гарант-залогодержатель  в случае неисполнения принципалом  обязательства о выплате сумм в соответствии с регрессным соглашением  приобретает право получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно  перед другими кредиторами принципала. В качестве залогодателя может выступать  как сам принципал, так и третье лицо (ст. 335 ГК РФ).

В соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Рассмотрим некоторые  отдельные виды залогов.

Залог недвижимого имущества

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Информация о работе Банковская гарантия