Бюджет и бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 02:01, реферат

Описание работы

Социально-экономическая сущность и основные принципы построения бюджетной системы РФ, а также общие принципы бюджетной классификации. Группировка доходов и расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы, источников финансирования, их дефицитов представляет собой бюджетную классификацию, используемую в практике для составления и исполнения бюджетов.


ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИП

общие принципы бюджетной классификации
Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Классификация видов государственных долгов
Бюджетный процесс РФ
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИП

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………………………………………………….4
1.1. Социально - экономическая сущность бюджета………………………………...………..4
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………….6
1.3. Бюджетный процесс……………………………………………………………………….10
ГЛАВА II БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..….12
2.1. Общие принципы бюджетной классификации………………………………………..…12
2.2. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета…………………………..…15
2.3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов…………….…….19
2.4. Классификация видов государственных долгов………………………………...……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...………....22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..……24

Файлы: 1 файл

Бюджет и бюджетный процесс.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ  

    ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………………..…3

    ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ …………………………………………………………………………………………………….4

1.1. Социально - экономическая сущность бюджета………………………………...………..4

1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………….6

1.3. Бюджетный  процесс……………………………………………………………………….10

    ГЛАВА II   БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ…………………………………..….12

2.1. Общие принципы бюджетной классификации………………………………………..…12

2.2. Бюджетная классификация доходов  и расходов бюджета…………………………..…15

2.3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов…………….…….19

2.4. Классификация видов государственных долгов………………………………...……….20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...………....22

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..……24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В формировании и развитии экономической  структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Объектом  контрольной работы является бюджетная  система и бюджетный процесс. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.

    Цель  контрольной работы: теоретическое  исследование бюджетной системы  и бюджетного процесса.

    Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие темы:

  • Социально - экономическая сущность бюджета
  • Принципы построения бюджетной системы РФ
  • Общие принципы бюджетной классификации
  • Бюджетная классификация доходов  и расходов бюджета
  • Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
  • Классификация видов государственных долгов
  • Бюджетный процесс РФ
 

    ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 

    
    1. Социально - экономическая сущность бюджета
 

    Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

    В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами1.

    Центральное место в любой финансовой системе  занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная  система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к  трактовке понятия «бюджет», что  обусловлено многогранностью бюджета как явления.

    В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget ~ сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики2.

    С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного .фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

    Бюджет  как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятии— возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Бюджет — это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

    В контексте этих подходов в хозяйственной  практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

    Бюджетное регулирование — процесс распределения  доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов4. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки п т. п.

    Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования5.  

    1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ 

    Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетых фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

    Правовой  статус участников бюджетных отношений  в Российской Федерации регламентируется: (1) Бюджетным кодексом Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт; (2) соответствующими специальными эаконами-федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; (3) указами Президента Российской Федерации; (4) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; (5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти6.

    Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

    - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    - II уровень - бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- III уровень - местные бюджеты.

    Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации7.

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

    Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

    Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

    Средства  целевого бюджетного фонда не могут  быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда8.

Информация о работе Бюджет и бюджетный процесс