Бюджет и его дефицит в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность , причины бюджетного дефицита в нашей стране. Также необходимо указать действия по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования.
Для достижения этой цели решались следующие задачи: изучение теоретической литературы по данному вопросу,
изучение соответствующих нормативных актов,
рассмотреть процесс формирование бюджета
наметить процессы совершенствования
сделать общие выводы.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита
1.1. Понятие бюджета
1.2. Основные причины возникновения бюджетного дефицита
Сущность дефицита

Глава 2. Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на примере госбюджета на 2012-2014 гг.
2.1. Бюджет на 2012-2014
2.2. Доходы федерального бюджета Российской Федерации
2.3 Расходы федерального бюджета в 2012-2014 годах
2.4. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
2.5. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

Глава 3 Процесс совершенствования регулирования бюджетного дефицита

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджет и его дефицит в рф курсовая универ м.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита

1.1. Понятие бюджета

1.2.  Основные причины  возникновения бюджетного дефицита

    1. Сущность  дефицита

 

Глава 2. Анализ регулирования  и финансирования бюджетного дефицита на примере госбюджета на 2012-2014 гг.

2.1. Бюджет  на 2012-2014

2.2. Доходы федерального  бюджета Российской Федерации

2.3 Расходы федерального  бюджета в 2012-2014 годах

2.4. Источники внутреннего  финансирования дефицита федерального  бюджета

2.5. Источники внешнего  финансирования дефицита федерального бюджета

 

Глава 3  Процесс совершенствования  регулирования бюджетного дефицита

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубинным двигателем истории  человечества является производство материальных благ. Человеческое общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому именно экономика является фундаментом всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

В современном мире экономика  властно вторгается в жизнь каждого  человека, и люди стремятся больше знать о ней. Прелесть экономической  науки заключается в том, что  она позволяет понять или, по крайней  мере, стремится истолковать смысл внешне простых и повседневных, но жизненно важных для человека явлений.

Какая, казалось бы, простая  вещь деньги. Нет человека, который  не держал бы их в руках и не знал бы, что это такое. Но в деньгах  заключено так много тайн, что  для экономистов эта проблема неисчерпаемо сложна, имеет бесконечно много аспектов, и нет сомнения, что она будет ещё долго  занимать их умы.

Такие понятия как  доход, расход, прибыль, бюджет – понятия, которые всем также  хорошо известны. Понятие семейного бюджета , проблемы его регулирования и совершенствования – одна из насущных задач каждой семьи. Но, если вспомнить, что семья – это ячейка общества, то становится ясно, что проблема государственного бюджета и проблема его регулирования – важнейшая задача экономики.

Поскольку мы живём в  эпоху инфляции, в эпоху обесценивания денег, в эпоху постоянного повышения цен и нестабильной экономики, нам практически всем знакомо такое понятие как дефицит семейного бюджета. И так как понятия семьи и общества тесно связаны между собой, то совершенно очевидно, что наше государство также испытывает денежные затруднения.

Таким образом, тема данной работы актуальна именно на современном этапе развития российской экономики.

Бюджет любого государства  представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа.

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность , причины бюджетного  дефицита в нашей стране. Также необходимо указать действия по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

    1. изучение теоретической литературы по данному вопросу,
    2. изучение соответствующих нормативных актов,
    3. рассмотреть процесс формирование бюджета
    4. наметить процессы совершенствования
    5. сделать общие выводы.

Объектом исследования в данной курсовой работе является дефицит бюджета  нашей страны.

Предметом исследования является процессы формирования и регулирования бюджета Российской Федерации

Структура работы. Работа состоит из трёх глав, объединяющих в себе 7 параграфов, введения, заключения, списка литературы.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты вопроса  – понятие и сущность бюджета, дефицит бюджета и причины  его возникновения, внутренний и  внешний долг государства.

Во второй главе рассматриваются  процессы управления бюджетным дефицитом.

В третьей главе рассматриваются пути совершенствования управления бюджетным дефицитом.

В заключении делаются общие  выводы по работе.

Глава 1. Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита.

 

1.1. Понятие бюджета.

 

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, для обеспечения функций органов государственной власти.

Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и  принципы построения бюджетной системы  принято называть бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

- федеральный бюджет  РФ;

- бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований, называемые бюджетами  субъектов федерации, или региональными  бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой  и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов. Налоги, поступающие  в соответствующие бюджеты, носят  название закрепленных доходов.

Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах.  Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами, это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга.

Тем не менее бюджетный  дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводств.

Итак, бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами,- нежелательное  для государства явление, оно  ведет либо к инфляции, либо к росту государственного долга. Но бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду катастроф в экономике государства, так как различным может быть качество, природа дефицита..

 

1.2.  Основные причины возникновения бюджетного дефицита.

 

Кейнсианская теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения государственной экономической политики. С точки зрения кейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки.

Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах  экономической науки.

Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости.

Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика может как благотворно, так и  достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.

Политика стабилизации представляет собой действия правительства  по контролю над экономической ситуацией  с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.[6]

Бюджет — это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства.

Бюджетный дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений.

Когда правительство  имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов.   

Немаловажен вопрос о  влиянии величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики  в целом и отдельных ее показателей в частности. Для начала следует отметить, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование.

Таким образом, причиной бюджетного дефицита является:

1. рост  государственных расходов 

2. увеличение  суммы налогов.

 

1.3.  Сущность  дефицита бюджета.

 

Обычно сбалансированный бюджет является лишь предвыборным девизом, а не реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами называется бюджетным  дефицитом. В идеальной ситуации бюджетный дефицит равен величине государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.

В различных экономических  трудах можно встретить несколько  отличающиеся друг от друга подходы  к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство  экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. 

Информация о работе Бюджет и его дефицит в РФ