Бюджетирование и контроль затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

В течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

Содержание работы

Введение .…………………………………………………………………………
Глава 1: Концепция бюджетного планирования ………………………………
1.1. Сущность бюджетирования …………………………………….
1.2. Основные функции бюджетирования……………………………………….
1.3. Бюджет его содержание, функции ……………………………………
1.4. Достоинства и недостатки бюджетирования……………………………….
Глава 2. Элементы планирования……………………………………………….
2.1. Виды и формы бюджетов……………………………………………………
2.1.1. Виды бюджетов……………………………………………………………
2.1.2. Основные формы бюджетов………………………………………………
2.3. Управление и контроль затрат……………………………………………….
Глава 3. Подготовка различных планов бюджета……………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бюджетирование и контроль затрат.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетирование и контроль затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 Введение .…………………………………………………………………………

Глава 1: Концепция бюджетного планирования ………………………………

1.1. Сущность бюджетирования …………………………………….

1.2. Основные функции бюджетирования………………………………………. 

1.3. Бюджет его содержание, функции ……………………………………

1.4. Достоинства и недостатки бюджетирования………………………………. 

Глава 2. Элементы планирования……………………………………………….

2.1. Виды и формы бюджетов……………………………………………………

2.1.1. Виды бюджетов……………………………………………………………

2.1.2. Основные формы бюджетов……………………………………………… 

2.3. Управление и контроль  затрат………………………………………………. 

Глава 3. Подготовка различных планов бюджета……………………………….

 Заключение……………………………………………………………………… 

Список использованной литературы……………………………………………. 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

  Исследование, проведенное Институтом менеджмента и администрирования, показывает, как постоянно увеличивается значение бюджетирования и планирования для корпораций. Инспекторы больших и маленьких компаний были опрошены на предмет их основных функциональных обязанностей, и около 59% из них указали бюджетирование как свою ключевую функцию.

   Это же исследование показывает, что процесс бюджетирования сейчас включает гораздо больше различных элементов и сотрудников в рамках организации. Другими словами, дни, когда несколько специалистов в головных подразделениях корпорации изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование стало функцией различных подразделений организации. Когда инспекторов спросили о расширении их контрольных функций, респонденты отметили, что среди их обязанностей лидирующее положение занимают контроль бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.

   Поэтому актуальность данной темы очень сильна.

  В данной работе будут рассмотрены основные понятия процесса бюджетирования, достоинства и недостатки, формы, а также управление и контроль затрат.

 

Глава 1: Концепция бюджетного планирования

1.1 Сущность бюджетирования

 

Бюджетирование (планирование, budgeting) - это процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период и (или) проект. Бюджетирование или технология бюджетного управления помогает компании более эффективно принимать решения, выполнять эти решения и контролировать их выполнение. То есть система бюджетирования позволяет заранее оценивать будущие результаты решений, которые нужно принимать сегодня. Планирование, как составляющая бюджетирования, предоставляет возможность предсказать, что будет через месяц, через пол года или через год. И если в процессе планирования оказывается, что через некоторое время положение дел изменится не в лучшую сторону, то можно (и нужно!) уже сейчас начинать искать решения во избежание трудностей в будущем. Планирование – одна из важнейших функций управления – процесс определённых действий, которые должны быть выполнены в будущем. Многие ошибочно отождествляют бюджетирование с планированием. Но планирование – это только одна грань айсберга под названием «Бюджетирование». Что же представляют из себя остальные его грани?

При использовании полноценной системы бюджетирования, за каждый плановый показатель отвечает конкретный человек. Причем, влиять на показатель могут несколько человек, но отвечать, как правило, должен один. При этом каждый сотрудник не просто получает установку сделать то-то и так-то – он сам учавствует в планировании своей деятельности и, соответственно, впоследствии отвечает за исполнение планов. Из вышесказанного вытекает еще одна важная составляющая бюджетирования – система ответственности, которая, в свою очередь, позволяет привязать систему мотивации персонала к результатам работы, то есть, к финансово-экономическим показателям подразделений.

Не менее важными являются постановка системы учета и контроля. Полноценная система бюджетирования позволяет наладить полный управленческий цикл от планирования до учета, контроля и анализа. Только полный замкнутый управленческий цикл позволят эффективно управлять компанией и ее финансово-экономическим состоянием.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учёта. При построении бюджетирования необходимо предусмотреть и построить систему контроля за выполнением бюджетов. Заключается он не только в своевременном представлении бюджетных данных и создании бюджетов, но и в анализе отклонений фактических значений бюджетных статей от запланированных. На базе анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения. Уровень принятия этих решений зависит от величины отклонения (например, 5 %, 10 % и т. д.), и это должно быть отражено в регламентах. Также на базе отклонений можно строить систему мотивации менеджеров, однако подходить к этому следует достаточно осторожно и гибко из-за сложности получения точных прогнозов в отдельных сферах бизнеса. Такая система создается, если бюджетирование уже налажено и стабильно работает.

Имея полноценную систему бюджетирования, включающую в себя системы планирования, учета и контроля, компания в целом и подразделения смогут оценивать эффективность своих решений и накапливать успешный опыт, да и неуспешный тоже, делая соответствующие выводы на будущее, т е проводить полноценный анализ.

 

 

 

 

1.2.Основные функции бюджетирования

 

   Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования: 

  1. Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов. 
  2. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. 
  3. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д. 
  4. Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

 

   Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:

  1. По методу "сверху вниз" руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений. 
  2. Метод “снизу вверх” подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

 

   Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.

   План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

   Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок). 
  2. Полнота планирования (сценарии) 
  3. Поддержка со стороны высшего руководства
  4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов) 
  5. Ответственность за разработку и выполнение планов 
  6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
  7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана
  8. Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).

1.3. Бюджет его  содержание, функции

 

Бюджетное планирование (budgeting) – самое детализированное планирование. Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учёту США, бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определённого периода, показывающий величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджет — это документ, в котором цели компании, сформулированные в плане, получают количественное выражение. Другими словами, бюджет показывает, как намеченные цели будут реализовываться. Бюджет не имеет стандартной формы. По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, квалификации разработчиков. Бюджет должен предоставлять информацию доступно и ясно для пользователей. Функции бюджета:

1. Планирование операций  обеспечивающих достижение цели;

2. Координация различных  видов деятельности и отдельных  подразделений;

3. Стимулирование руководителей  всех рангов в достижении целей  центров ответственности;

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение дисциплины;

5.возможность анализа  результатов деятельности организации  в целом и её подразделений;

6. основа для оценки  выполнения плана центрами ответственности (премия - % от положительного отклонения  по центру ответственности, например, экономия материалов).

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: 1) генеральные и частные; 2) гибкие и статистические

 

1.4.Достоинства и недостатки бюджетирования

 

   Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования: 

  1. Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива; 
  2. Позволяет координировать работу предприятия в целом; 
  3. Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  4. Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; 
  5. Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; 
  6. Способствует процессам коммуникаций; 
  7. Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; 
  8. Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе; 
  9. Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

 

Недостатки бюджетирования: 

  1. Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  2. Сложность и дороговизна системы бюджетирования; 
  3. Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок; 
  4. Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы; 
  5. Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат