Бюджетирование и контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

Другими словами, дни, когда несколько специалистов в головных подразделениях корпорации изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование стало функцией различных подразделений организации. Когда инспекторов спросили о расширении их контрольных функций, респонденты отметили, что среди их обязанностей лидирующее положение занимают контроль бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.
Поэтому актуальность данной темы очень сильна.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1: Концепция бюджетного планирования
5

1.1. Сущность бюджетного планирования
5

1.2. Основные функции бюджетирования
6

1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования
8

Глава 2. Элементы планирования.
12

2.1. Виды и формы бюджетов
12

2.1.1. Виды бюджетов
12

2.1.2. Основные формы бюджетов
12

2.3.Типовые стадии процесса внедрения бюджетирования
16

2.3. Управление и контроль затрат
17

Глава 3. Подготовка различных планов бюджета
24

Заключение
27

Список использованной литературы
28

Файлы: 1 файл

бюджетирование и контроль.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

3

 

Глава 1: Концепция бюджетного планирования 

5

 

1.1. Сущность бюджетного планирования 

5

 

1.2. Основные функции бюджетирования 

6

 

1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования 

8

 

Глава 2. Элементы планирования. 

12

 

2.1. Виды и формы бюджетов 

12

 

2.1.1. Виды бюджетов 

12

 

2.1.2. Основные формы бюджетов 

12

 

2.3.Типовые  стадии процесса внедрения бюджетирования 

16

 

2.3. Управление и контроль затрат 

17

 

Глава 3. Подготовка различных планов бюджета 

24

 

Заключение 

27

 

Список  использованной литературы 

28

 

 

 

Введение

 

  В течение многих лет компании  рассматривали свои бюджеты просто  как обязательную оценку предстоящих  годовых доходов и затрат. Теперь  это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей  конкурентоспособности и предприятия  вынуждены быть более динамичными.  Успешные компании постоянно  повышают точность своих прогнозов  относительно будущих операций  и связанных с ними потребностей  в ресурсах. Это не только увеличивает  важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные  роли различных таблиц, бюджетных  систем и программного обеспечения  собственного производства.

 

  Исследование, проведенное Институтом  менеджмента и администрирования,  показывает, как постоянно увеличивается  значение бюджетирования и планирования  для корпораций. Инспекторы больших  и маленьких компаний были  опрошены на предмет их основных  функциональных обязанностей, и  около 59% из них указали бюджетирование  как свою ключевую функцию.

 

  Это же исследование показывает, что процесс бюджетирования сейчас  включает гораздо больше различных  элементов и сотрудников в  рамках организации. Другими словами,  дни, когда несколько специалистов  в головных подразделениях корпорации  изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование  стало функцией различных подразделений  организации. Когда инспекторов  спросили о расширении их контрольных  функций, респонденты отметили, что  среди их обязанностей лидирующее  положение занимают контроль  бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.

 

  Поэтому актуальность данной  темы очень сильна.

 

  В данной работе будут рассмотрены  основные понятия процесса бюджетирования, достоинства и недостатки, формы,  а также управление и контроль  затрат.

 

 

Глава 1: Концепция бюджетного планирования

 

1.1. Сущность бюджетного планирования

 

  Планирование является средством  достижения целей. В современных  условиях планирование становится  центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе  выходить на рынок со своей  продукцией без заранее продуманного  плана невозможно.

 

  В западной практике, говоря о  финансовых планах, обычно оперируют  словом “бюджет”. Бюджет - финансовый  документ, отражающий серию спланированных  событий, которые свершатся в  будущем, т.е. прогноз будущих  финансовых операций.

 

  Система бюджетов позволяет руководителю  заранее оценить эффективность  управленческих решений, оптимальным  образом распределить ресурсы  между подразделениями, наметить  пути развития персонала и  избежать кризисной ситуации. Наряду  с понятием "разработка бюджетов  на многих отечественных предприятиях  используется термин “бюджетирование”.

 

  Составление бюджетов преследует  следующие цели:

 

  Разработка концепции ведения  бизнеса: 

 

  Планирование финансово-хозяйственной  деятельности предприятия на  определенный период;

 

  Оптимизация затрат и прибыли  предприятия; 

 

  Координация - согласование деятельности  различных подразделений предприятия; 

 

  Коммуникация - доведение планов  до сведения руководителей разных  уровней; 

 

  Мотивация руководителей на местах  на достижение целей организации; 

 

  Контроль и оценка эффективности  работы руководителей на местах  путем сравнения фактических  затрат с нормативом;

 

  Выявление потребностей в денежных  ресурсах и оптимизация финансовых  потоков. 

 

  Составление бюджета является  процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой  функции - бюджетное планирование.

 

1.2. Основные функции бюджетирования

 

Бюджетирование - создание технологии планирования, учета  и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные  функции внутрифирменного планирования:

 

  Бюджет как экономический прогноз.  Основные плановые решения принимаются  при разработке стратегического  планирования, и процесс формулировки  бюджета, по существу, является  переработкой этих прогнозов. 

 

  Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных  в бюджете планов необходимо  регистрировать фактические результаты  деятельности компании. Сравнивая  фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый  бюджетный контроль.

 

  Бюджет как средство координации.  Бюджет представляет собой выраженный  в стоимостных показателях план  в области производства, закупок  сырья или товаров, реализации  продукции, инвестиционной деятельности  и т.д. 

 

  Бюджет как основа для постановки  задачи. Разрабатывая бюджет на  следующий период, необходимо принимать  решения заблаговременно, до начала  деятельности в этот период.

 

  Организация работ по внутрифирменному  планированию может быть различна. Обычно различают две схемы  составления бюджетов:

 

  По методу "сверху вниз" руководство  компании определяет цели и  задачи, в частности плановые  показатели по прибыли. Затем  эти показатели детализируются  и включаются в планы подразделений. 

 

  Метод “снизу вверх” подразумевает  составление бюджетов на уровне  подразделений, вынесение их на  рассмотрение руководством, принятие  бюджета. 

 

  Для того, чтобы составление бюджета  принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы  с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия  и вырабатывать соответствующие  решения.

 

  План должен быть основан на  целях, которые необходимо достигнуть  в планируемом периоде, другими  словами тактический план - развернутая  система конечных целей деятельности  предприятия.

 

  Чтобы тактический план выполнял  возложенные на него функции,  он должен удовлетворять следующим  требованиям:

 

  Гибкость плана (бюджеты, механизм  корректировок).

 

  Полнота планирования (сценарии)

 

  Поддержка со стороны высшего  руководства 

 

  Комплексность планирования (подшивки  бюджетов)

 

  Ответственность за разработку  и выполнение планов 

 

  Приоритет текущих решений перед  планом (анализ План-Факт)

 

  Точность, ясность, лаконичность  формулировки плана 

 

  Участие исполнителей в разработке  плана (несколько пользователей,  разграничение прав).

 

 

1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования

 

  Как и любое явление бюджетирование  имеет свои положительные и  отрицательные стороны.

 

  Достоинства бюджетирования:

 

  Оказывает положительное воздействие  ан мотивацию и настрой коллектива;

 

  Позволяет координировать работу  предприятия в целом; 

 

  Анализ бюджетов позволяет своевременно  вносить корректирующие изменения; 

 

  Позволяет учиться на опыте  составления бюджетов прошлых  периодов;

 

  Позволяет усовершенствовать процесс  распределения ресурсов;

 

  Способствует процессам коммуникаций;

 

  Помогает менеджерам низового  звена понять свою роль в  организации; 

 

  Позволяет сотрудникам-новичкам  понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая  им адаптироваться в новом  коллективе;

 

  Служит инструментом сравнения  достигнутых и желаемых результатов. 

 

  Недостатки бюджетирования:

 

  Различное восприятие бюджетов  у разных людей (например, бюджеты  не всегда способны помочь  в решении повседневных, текущих  проблем, не всегда отражают  причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

 

  Сложность и дороговизна системы  бюджетирования;

 

  Если бюджеты не доведены до  сведения каждого сотрудника, то  они не оказывают практически  никакого влияния на мотивацию  и результаты работы, а вместо  этого воспринимаются исключительно  как средство для оценки деятельности  работников и отслеживания ошибок;

 

  Бюджеты требуют от сотрудников  высокой производительности труда;  в свою очередь, сотрудники  противодействуют этому, стараясь  минимизировать свою нагрузку, что  приводит к конфликтам, вызывает  состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность  работы;

 

  Противоречие между достижимостью  целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей  слишком легко, то бюджет не  имеет стимулирующего эффекта  для повышения производительности; если достичь целей слишком  сложно, - стимулирующий эффект пропадает,  поскольку никто не верит в  возможность достижения целей. 

 

  Кроме того, в процессе бюджетирования  предприятие могут подстерегать  “подводные камни”:

 

  Политические интриги, которые  могут повлиять на распределений  ресурсов;

 

  Конфликты между менеджерами  подразделений и отделом контроллинга;

 

  Завышение потребностей в ресурсах;

 

  Распространение ложной информации  о бюджетах по неформальным  каналам. 

 

 

Недостатки  сложившейся системы планирования и необходимость составления  планов (бюджетов)

 

  Планирование сегодня - процесс  очень трудоемкий.

 

  Планово-экономические службы продолжают  подготавливать огромное количество  документов, при этом большинство  из них не пригодно для финансового  анализа.

 

  Процесс планирования затянут  по времени, что делает его  непригодным для принятия оперативных  управленческих решений.

 

  Плановые данные значительно  отличаются от фактических данных.

 

  Процесс планирования по традиции  начинается от производства, а  не от сбыта продукции.

 

  При планировании преобладает  затратный механизм ценообразования:  цена формируется без учета  рыночных цен, исходя из полной  себестоимости и норматива рентабельности.

 

  Калькуляция себестоимости производится  на единицу выпуска продукции,  а не на единицу проданной  продукции.

 

  Отсутствует разделение затрат  на переменные и постоянные; при  планировании и анализе не  используется понятие маржинальной  прибыли.

 

  Не проводится анализ.

 

  Не рассчитывается безубыточности  продаж.

 

  При планировании не оценивается  эффект операционного рычага, коэффициента  вклада на покрытие.

 

  Невозможно определить запас  финансовой прочности.

 

  Экономическое планирование традиционно  не доводится до планирования  финансового и потому не дает  возможности определить потребность  в финансировании деятельности  предприятия.

Информация о работе Бюджетирование и контроль