Бюджетирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.
Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение.
Задачи бюджетирования:

Содержание работы

Содержание
Введение
1. Финансовый и инвестиционный циклы в промышленности и
отраслевые особенности бюджетного процесса
2. Методы составления прогнозного бюджета продаж
3. Задача
Заключение

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 55.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 высшего профессионального   образования

«КУЗБАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИМЕНИ Т.Ф.ГОРБАЧЕВА

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

Учебная  дисциплина

«БЮДЖЕТИРОВАНИЕ»

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст – нт  гр. 

 

 

                                                                                                                  Проверила:

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Финансовый и инвестиционный циклы в промышленности и

отраслевые особенности бюджетного процесса

  1. Методы составления прогнозного бюджета продаж
  2. Задача

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетирование — процесс  составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового  управления, предназначенная для  оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается  в делегировании финансовой ответственности.

Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение.

Задачи бюджетирования:

  • повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии
  • выявление рисков и снижение их уровня
  • повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.

Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого  процесса, который необходим по объему и структуре необходимыми денежными ресурсами.

Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:

  • Установление объектов бюджетирования
  • Разработка системы бюджетов операционных и финансовых
  • Расчёт соответствующих показателей бюджетов
  • Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия.
  • Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения
  • Прогноз доходов, расходов и капитала организации

 

Финансовый и  инвестиционный циклы в промышленности и

отраслевые особенности  бюджетного процесса

 

Рисунок 1 – Финансовый и инвестиционный циклы промышленного предприятия в упрощенной форме

По сравнению с другими  отраслями экономики, кругооборот  оборотного капитала (финансовый цикл) и основного капитала (инвестиционный цикл) в промышленности имеет свои особенности, которые определяют основы бюджетирования деятельности промышленной компании.

Основной особенностью финансового  цикла (кругооборота оборотного капитала) в промышленности является наличие  стадии производства (трансформации  материальных ресурсов в готовую  продукцию). Это обусловливает усложненную  по сравнению с другими отраслями  экономики систему планирования затрат для промышленной компании. Так, в банковской сфере и торговле большая часть добавленной стоимости - это операционные издержки, которые  определяются общими условиями поддержания  бизнеса (наличие офисного помещения, персонала и пр). При этом основная задача компаний этих отраслей состоит  в том, чтобы разница "исходящих" И "входящих" стоимостных потоков, то есть маржа (будь то разница покупной и продажной стоимости товаров  в торговле либо разница привлечения  и размещения финансовых ресурсов в  банковской сфере) покрывала операционные издержки. Оптимизация же операционных издержек, в общих чертах, сводится к тому, чтобы с минимумом затраченных  ресурсов исполнить свою роль посредника, перераспределяющего "входящие" товарные или финансовые потоки.

В промышленности все гораздо  сложнее. Здесь на производственной стадии происходит качественное изменение "входящих" потоков, то есть величина "исходящих" потоков определяется не только рыночной (внешней), но и внутренней (производственной) политикой предприятия. Связь между стоимостью и структурой закупок материальных ресурсов и  поступлениями от реализации готовой  продукции в промышленности гораздо  сложнее, нежели между процентом  по кредитованию и процентом по депозитам  вкладчиков в финансовой сфере. Притом, что финансовый цикл промышленного  предприятия включает в себя и  стадию снабжения, и стадию реализации, именно производственный учет и планирование определяют специфику и усложненность  бюджетного процесса в промышленности по сравнению с другими отраслями.

Финансовые средства банка  и, в меньшей степени, товары для  перепродажи торговых организаций, являются ликвидными средствами и достаточно легко поддаются "переливу". Если вдруг изменилась ситуация на финансовом рынке, банк может относительно безболезненно "перекинуть" средства из краткосрочных  коммерческих кредитов на фондовый рынок. Промышленное же предприятие, которое  вложило средства в производство конкретного вида продукции, попадет  в гораздо более затруднительное  положение.

Наличие производственной стадии определяет специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла (цикла  возобновления основного капитала). В отличие от других отраслей, где  инвестиционный цикл в достаточной  степени обезличен (то есть основные средства в своей массе относятся  к общим условиям поддержания  бизнеса и достаточно стандартны для всех организаций отрасли), в  промышленности большая часть инвестиций относится к выпуску отдельных  видов продукции, то есть предельно  индивидуализирована. Здесь существует тесная связь не просто между прибыльностью  бизнеса в целом и окупаемостью инвестиций, но и между прибыльностью  конкретных видов продукции и  окупаемостью конкретных инвестиций в  производство данных видов продукции.

Применительно к процессу управления отраслевые особенности  промышленного предприятия отражаются в том, что здесь появляется такой  сложный сегмент бюджетного процесса, как производственный учет и планирование, охватывающий стадию преобразования (трансформации)"входящих" ресурсов в "исходящие" товарные потоки. Наличие производственного  учета и планирования определяет сравнительно большую сложность, как  методологическую, так и практическую, системы бюджетирования в промышленности по сравнению с другими сферами  экономики и многообразие применяемых  учетных систем в зависимости  от технологических особенностей производственного  процесса для предприятий различных  отраслей промышленности.

Так если торговая компания просто по определению использует позаказный метод учета, то в промышленности в рамках одной компании могут  одновременно присутствовать два и  более методов ведения учета. Например, в вертикально интегрированной  нефтяной компании одновременно ведется  учет добычи сырой нефти попроцессным (простым) способом, при переработке  в нефтепродукты используется попередельный  метод учета, а при сбыте нефтепродуктов - позаказный метод учета.

Таким образом, наличие стадии производства и, как следствие, производственного  учета и планирования является той  основополагающей  особенностью, которая  определяет всю технология бюджетного процесса на промышленном предприятии.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы составления  прогнозного бюджета продаж

 

Бюджет продаж — это  операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, ценах и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого  бюджета настолько велика, что  приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей  инфраструктурой, качественно и  постоянно занимающегося изучением  рынка, анализом портфеля продукции  и т. д. Как правило, это отдел  маркетинга. Качество составления бюджета  продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.  
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

  • планируемый ассортимент продукции;
  • в каких объемах продукция будет реализована для продажи с разбивкой на определенные промежутки времени;
  • какую установить цену продукции;
  • какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, в следующем месяце, стоит ли планировать безнадежную задолженность.

Составление бюджета продаж промышленного предприятия начинается с прогнозирования ( в физическом и стоимостном выражении) объема продаж на текущий бюджетный период. В зависимости от специфики деятельности предприятия методы составления  прогнозного бюджета продаж могут  быть разными:

    • исходя из условий заключенных и предполагаемых к заключению договоров с заказчиками;
    • на основе серийной мощности (текущего объема выпуска) и рыночной конъюнктуры цен на готовую продукцию (для крупных предприятий серийного и массового производства, например, в автомобилестроении);
    • путем проведения анализа «издержки – объем – прибыль» и установления планового уровня отпускных цен, который обеспечивает наибольшую величину чистого дохода от сбыта данного вида продукции (для предприятий с относительно небольшой номенклатурой стандартных видов продукции и возможностями оперативного изменения объемов и ассортимента выпуска – предприятия ТЭК, легкой и пищевой промышленности).2

 Бюджет продаж формируется  в натуральных и стоимостных  показателях  на плановый период  и определяет план отгрузки  продукции по заданным интервалам  планирования (месяц, квартал).

Необходимым предварительным  этапом работы по подготовке бюджета  продаж является прогноз объема продаж. Он осуществляется на основе анализа различных микро – и макро – экономических факторов:

  • емкость рынка,
  • конкуренции;
  • производственных мощностей;
  • объема продаж предшествующих периодов;
  • ценовой политике;
  • качества продукции;
  • зависимости продаж от общеэкономических показателей (уровня занятности, доходов потребителей, инфляции и т.д.),
  • рекламной компании;
  • сезонных колебаний и др.

Надежность прогноза продаж повышается в результате использования  комбинаций  экспертных и статистических методов.

Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж только в том случае, когда руководство организации  считает, что он реально может  быть достигнут.

Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции в целом по организации в натуральном и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.

Наряду с бюджетом продаж, необходимо составлять график поступлений  денежных средств от продаж. Для  прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации,  показывающие, какая  часть отгруженной продукции  будет оплачена в первый месяц (месяц  отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.  График поступлений  денежных средств  от продаж необходим  для более точного составления  бюджета движения денежных средств.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

На основе данных табл. 1 рассчитать бюджет потребности во вспомогательных  материалах на общепроизводственные нужды. Расчет свести в таблицу.

Таблица 1. – Исходные данные для расчета.

Материалы

База начисления

Величина базы начисления

Величина ставки начисления

Потребность во вспомогательных материалов

1

2

3

4

5= (3)*(4)

Материал 1

Число прямых трудочасов

189000 ч.

0,002 кг/ч

378 кг.

Материал 2

Число прямых трудочасов

189000 ч.

0,001 кг/ч

189 кг.

Материал 3

Используемая производственная площадь

1800 кв.м.

0,05 л/кв.м

90 л.

Материал 4

Количество единиц оборудования

300 ед.

0,5 пог.м/ед.

150 пог.м


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для организации системы  анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и  контроле исполнения иерархической  системы бюджетов предприятия. Система  бюджетов позволяет установить жесткий  текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием  средств, создать реальные условия  для выработки эффективной финансовой стратегии.

Информация о работе Бюджетирование