Бюджетная политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, и анализ современного состояния бюджетной системы.
Поставленыследующие задачи:
• раскрыть экономическую сущность бюджета, его структуру и роль для государства;
• изучить задачи и функции бюджета;
• провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
• изучить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.docx

— 50.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования.

В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны распределение прав и обязанностей в области налогообложения, расходования средств и экономического регулирования между различными уровнями государственной власти и муниципального управления находятся в неравномерной динамике при постоянно меняющихся условиях, факторах и субъектах. При осуществлении реформ необходим эволюционный подход к научному анализу бюджетного процесса - составлению и утверждению бюджетов, распределению доходных источников, расходных полномочий и перераспределению финансовой помощи между бюджетами разных уровней, организации казначейского исполнения бюджета и контроля за его исполнением.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики в регионах и на местах, позволяющей на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации и их территорий.

 

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, и анализ современного состояния бюджетной системы.

Поставлены следующие задачи:

• раскрыть экономическую сущность бюджета, его структуру и роль для государства;

• изучить задачи и функции бюджета;

• провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;

• изучить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов  и   как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой1.

 

Глава I Бюджет и бюджетная система

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

- формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней системы и бюджетов  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного  и муниципального долга;

- составления и рассмотрения  проектов бюджетов системы, их  утверждения и исполнения, контроля над их исполнением.

Основное понятие бюджетной системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Там же даны и остальные понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет, государственный внебюджетный фонд.

Бюджет2 – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет3 – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд4 – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

Необходимо заметить, что бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических позиций.

Так, с экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджетное устройство государства5 – тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

Основной задачей бюджетов выступают аккумуляция и справедливое, разумное перераспределение публичных (государственных) средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления), а также по горизонтали – между органами управления одного уровня.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. Главным звеном является государственный бюджет, в котором концентрируется основная часть ресурсов государства. Местные бюджеты в государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются, утверждаются и исполняются местными органами власти. В федеративных же государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

1. государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);

2. бюджеты членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в Канаде – провинций, в России — субъектов Федерации);

3. местные бюджеты.

Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы, бюджетное устройство включает в себя три уровня бюджетного управления и бюджетной деятельности:

- федеральный — федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды;

- региональный — бюджеты субъектов Федерации и региональные внебюджетные фонды;

- муниципальный — местные бюджеты.

1.1 Элементы бюджетной системы и функции бюджета

Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.

Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды.

Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счётная палата).

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения6.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд –  федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

Функции бюджета – это дискуссионный вопрос. Существуют 2 подхода к определению функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции: распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и критическую.

Итак, согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции:

         1. распределительно - перераспределительную;

         2. контрольную;

Значение распределительно - перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). Причем с экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет  на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое  обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием  и использованием централизованного фонда денежных средств.

В более новой литературе к основным функциям добавляются ещё 3:

1. общетеоретическая;

2. аналитическая;

3. критическая

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, науки об обществе, о государстве, об экономике вообще (например, науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.).

Аналитическая функция бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Информация о работе Бюджетная политика России на современном этапе