Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:07, курс лекций

Описание работы

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Содержание работы

Сущность и содержание бюджетной политики
Результативность и инструменты бюджетной политики
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2012 года
Основные направления бюджетной политики РФ на 2013-2014гг.
Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
Понятие бюджетного механизма и его значение
Структура бюджетного механизма

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1[1]. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Воздействуя на процессы формирования бюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление бюджетным устройством страны.

Сказанное означает, что набор методов бюджетного регулирования не может быть произвольным, совокупность этих методов должна представлять собой стройную систему, ориентированную на поиск компромисса интересов всех участников бюджетного процесса в направлении решения главной задачи — роста экономического развития общества и благ состояния его граждан. Причем эта система экономически регуляторов должна быть достаточно жестко вписана в сиг тему принципов построения самой бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

7.Структура бюджетного механизма

 

Бюджетный механизм - (англ. budgetary mechanism) - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Б.м. используется для целенаправл. воздействия на экономику через формы организации бюдж. отношений, методы мобилизации бюдж. средств, условия и принципы их расходования и через величину бюдж. средств, мобилизуемых и используемых гос-вом, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономич. содержания разных групп бюдж. отношений в структуре Б.м. выделяют три звена:

    1. механизм мобилизации ден. средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
    2. механизм расходования бюдж. средств путем их предоставления юридич. и физич. лицам;
    3. механизм межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов.

В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюдж. расходов, доходов и поступлений.

Так, элементами звена мобилизации ден. средств являются: конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физич. лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву, и др.);

звена предоставления бюдж. средств - конкретные виды бюдж. расходов [на содержание аппарата управления, на федер. (регион., муницип.) целевые программы, на погашение гос. (муницип.) долга и т.д.];

звена межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюдж. распределения и перераспределения финанс. ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).

Функционируют звенья Б.м. с помощью  методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюдж. ресурсов. Способы исчисления бюдж. доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюдж. финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части Б.м., предопределяющие возможности количеств, и качеств, воздействия бюджета на экономику.

В структуре Бюджетного механизма могут выделяться также отдельные блоки, что связано с функциональными особенностями управления бюдж. отношениями.

При функционально-управленческом подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д.

Каждому из блоков свойственны специфич. методы (способы, приемы), с помощью  к-рых решаются задачи, возникающие  на каждой стадии бюджетного процесса.

С помощью особых приемов, используемых в блоке бюдж. планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюдж. средств на уровне федерации, регионов, муницип. образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюдж. отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муницип. образованиях.

Адресность бюдж. показателей, отражающих через конкретные статьи доходов  и расходов многообразные связи  бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях обществ, произ-ва. Через бюдж. показатели можно следить за экономич. и соц. процессами, расценивая отклонения фактич. данных от ранее запланир. как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.

На построение Б.м. существенное влияние  оказывает бюджетное устройство страны. Напр., в федеративных гос-вах в зависимости от уровня управления бюдж. процессами в Б.м. выделяют три звена функционирования: федер. бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков Б.м. на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловл. (и предопредел.) совокупностью бюджетных прав, закрепл. за федеральными, региональными и муницип. органами и отраж. в бюджетном законодательстве.

Б.м. является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики гос-ва, регионов, муницип. образований. С его помощью гос. и муницип. органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в осн. направлениях финансовой и бюджетной политики на соответств. период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставл. ходом экономич. и соц. развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и Б.м. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего Б.м., к-рый во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изменениями  и дополнениями).

2. Бюджетная  система Российской Федерации. Учебник под ред. О.В. Врублевской и М.В. Романовского. М.: Юрайт-Издат, 2003.

4. Литовских  А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное  обращение и кредит. Учебное пособие  2003.

5. Постановление  ГД ФС РФ от 20.10.2010 N 4264-5 ГД "О  принятии в первом чтении проекта Федерального закона N 433091-5 "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"

6. Распоряжение  Правительства РФ от 30.09.2010 N 1630-р  «О проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов""

7. http://www.government.ru - сайт Правительства РФ.

8. http://www.minfin.ru - Министерство финансов РФ, официальный  сайт

9. http://www.budgetrf.ru - Бюджетная  система Российской Федерации, официальный сайт

10. http://www.businesspress.ru - Деловая  пресса, электронные газеты

11. http://www.consultant.ru – Консультант  Плюс         


Информация о работе Бюджетная политика