Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;

Файлы: 1 файл

готовая курсовая!.doc

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. В рыночной экономике значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. В результате такого взаимодействия складываются отношения по поводу распределения и перераспределения средств денежного фонда внутри бюджетной системы между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов, которые особо выделены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Межбюджетные отношения являются одним из основных факторов социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Как известно, отношения в области бюджетной системы, в частности межбюджетные отношения, в силу своей значимости влияют на финансовые отношения в целом. Именно поэтому залогом поддержания устойчивости финансовой системы является построение прозрачных и долговременных отношений между бюджетами различных уровней. В настоящее время вопрос о качестве их регулирования выходит на первый план.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы бюджетной системы Российской Федерации и проблем межбюджетных отношений.

Цель исследования - рассмотреть приоритетные направления развития межбюджетных отношений.

Для достижения целей ставились следующие задачи:

  • изучить сущность и особенности бюджета и структуру бюджетной системы;
  • рассмотреть сущность межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов;
  • провести анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов и местным бюджетам;
  • исследовать предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов;
  • изучить проблемы межбюджетных отношений и пути их решения;

При написании  курсовой работы по данной теме были рассмотрены  законодательные и другие официальные  материалы такие как: Бюджетный  кодекс Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и др. Также были использованы учебные пособия и справочники по бюджетной системе Российской Федерации, статьи из периодических изданий. Были рассмотрены информационные ресурсы и информационные базы данных. 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. 1 Экономическая  сущность и особенности бюджета и бюджетной системы Российской Федерации

 

Бюджет занимает центральное место в любой  финансовой системе. К трактовке  понятия «бюджет» существуют различные  подходы, что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Как экономическая  категория бюджет государства представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств.

Применительно к публичным финансам под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд страны, основное предназначение которого - финансирование широкого круга общественных потребностей (финансирование отраслей хозяйства, управленческого аппарата, обороны, социальных нужд и т.д.).

Как финансовый план бюджет - это роспись (смета) государственных  расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных программ. Так, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры платежей в бюджет; средства, выделяемые по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. [8, c.156]

Как юридически оформленный документ бюджет имеет  силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения  и распределения государством денежных ресурсов.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение бюджета. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2]

Роль бюджета  как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческими и национальными традициями.

Именно с  помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Бюджетная система  в первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В  унитарных (единых) государствах бюджетная  система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты. [10, c.258-259]

Для России сегодня в  силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка  рационального бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Поэтому особое значение имеет единство бюджетной системы, основанной на экономических отношениях и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Являясь центральным звеном финансовой системы страны, бюджетная система отражает особенности государственного и административно-территориального устройства РФ. [3, c. 97-99]

Она представлена следующими бюджетами:

  • федеральным бюджетом (республиканский бюджет РФ);
  • бюджетами субъектов РФ, в том числе республиканскими бюджетами республик в составе РФ;
  • краевыми бюджетами краев;
  • областными бюджетами областей;
  • городскими бюджетами городов федерального подчинения;
  • областным бюджетом автономной области;
  • окружными бюджетами автономных округов;
  • местными бюджетами, в том числе районными бюджетами сельских районов; городскими бюджетами городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга);
  • районными бюджетами районов в городах;
  • поселковыми бюджетами поселков;
  • сельскими бюджетами сел;
  • бюджетами внебюджетных фондов.

Государственная бюджетная система Российской Федерации  функционирует в соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобренным Советом Федерации 17 июля 1998 года.

При этом бюджеты  нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

Важной самостоятельной  частью бюджетной системы России как суверенного государства  является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между  экономическими  районами. [4, c.132-135]

Отдельное, не менее  важное звено бюджетной системы  Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. За счет местных  бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации образует понятие “Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти. [13, c. 245]

Разработка  и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

Бюджетный процесс - сложный и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление  отчета об исполнении бюджета и его  утверждение.

Действующей Конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный  и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в  Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных  органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений