Бюджетная система РФ: понятие, структура, принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Понятие бюджетной системы РФ. Взаимосвязь государственного устройства РФ и структуры бюджетной системы. Виды бюджетов в бюджетной системе: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Принципы построения бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ (БК РФ) – основанная на эконом отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального б-та, б-та субъектов РФ, местных б-тов и б-тов гос внебюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

BYuDZhETNAYa_SISTEMA_RF.docx

— 23.13 Кб (Скачать файл)

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

1. Бюджетная система РФ: понятие, структура, принципы построения

Понятие бюджетной системы РФ. Взаимосвязь государственного устройства РФ и структуры бюджетной системы. Виды бюджетов в бюджетной системе: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Принципы построения бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ (БК РФ) – основанная на эконом отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального б-та, б-та субъектов РФ, местных б-тов и б-тов гос внебюджетных фондов.

 

                     Федеральный бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов разрабат и утвержд в форме фед законов, бюджеты субъектов РФ и бюдж территор гос. внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

 

                     БС состоит из бюджетов следующих  уровней:

 

1. Фед бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов.

 

2. Бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов.

 

3. Местные бюджеты, в т.ч.: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниц образований  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

 

                     Одновременно с проектом б-та  на очережной год составляется прогноз консолидированного б-та соответствующие территории (свод б-тов всех уровней БС). Консолидир б-ты законодательными органами не утверждаются и по сути являются сводом б-ных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их исп. Показатели консол б-та используюся при составлении сводного фин баланса, прогноза соц-экон развития федерации или региона, также при расчете бюджетной обеспеченности населения, территории или гос-ва в целом.

 

                     БС основана на следующих принципах:

 

1. Единства. Все бюджеты  основаны на единой правовой  базе, располагают едиными источниками  доходов и единым порядком  финансирования расходов.

 

2. Разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ. Это означает  закрепление определенных видов  доходов и расходов за федеральным  Центром, субъектами РФ и местным  самоуправлением. 

 

3. Самостоят бюджетов. Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс. Каждая территория формирует бюджет самостоятельно; наличие собственных доходов у бюджета каждого уровня; самостоятельное использование дополнительных доходов территорий; необходимость компенсации доп. затрат нижестоящих бюджетов.

 

4. Равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований. Это означает определение  бюджетных полномочий органов  гос. власти субъектов РФ и  органов местного самоуправления, установл и исп расходных обяз-в, формиров налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требов, установл настоящим Кодексом. Договоры и соглашения между федерал органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ,  органами гос. власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК, являются недействительными.

 

5. Полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  гос. внебюджетных фондов. Означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов гос. внебюджетных  фондов и иные обязательные  поступления подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах гос. внебюджетных  фондов в обязательном порядке  и в полном объеме.

 

6. Сбалансированности бюджета. Должно быть обеспечено равенство  доходов и расходов.

 

7. Эффективности и экономности  использования бюджетных средств. Получение максимального эффекта  при минимальных затратах.

 

8. Общего (совокупного) покрытия  расходов бюджета. Все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита.

 

9. Гласности. Обязательная  публикация бюджета и отчета  об исполнении.

 

10. Достоверности бюджета. Означает надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соотв. территории  и  реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

 

11. Адресности и целевого  характера бюджетных средств. Средства  выделяются конкретным получателям  с указанием цели.

 

                     Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса (который был принят в 1998 году) и принятых в соответствии с ним фед. законов о фед. бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетных на соответствующий год и иных федеральных  законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, которые не могут противоречить БК. Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК или ФЗ.

 

                     Закон о бюджете принимается  на финансовый год и вступает  в силу со дня подписания. Он  подлежит опубликованию немедленно  после его принятия и подписания  в установленном порядке.

 

                     К бюджетным правоотношениям  относятся: а) отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ и бюджетов гос. внебюджетных  фондов, осуществления гос. и муниципальных  заимствований, регулирования гос. и муниципального долга; б) отношения, возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе  составления и рассмотрения бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ, утверждения и исполнения  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, контроля за их исполнением.

2. Доходы бюджетов

Понятие доходов бюджетов. Общая характеристика налоговых доходов и неналоговых доходов бюджетов. Распределение налогов между бюджетами бюджетной системы РФ (по Бюджетному Кодексу). Безвозмездные поступления как источник доходов бюджетов субъек-тов РФ и местных бюджетов.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

                     Факторы, влияющие на структуру  доходов:

 

1) Экономические или природно-климатические  ообенности территории (чем дальше от центра, чем холоднее, тем труднее формировать доходную часть);

 

2) Наличие полезных испокаемых и степень их освоения (не достаточно знать, но и нужно иметь возможность их добыть);

 

3) Количество и уровень  развития пром предприятий (чем больше предприятий, тем больше налогов можно собрать и получить доходы);

 

4) Численность насиления, его структура и уровень доходов (трудоспособное население);

 

5) Уровень развития инфраструктуры (наличие транс магистрали).

 

                     Виды доходов бюджета:

 

- Экономическая сущность

 

1. Налоговые доходы –  бюджетообразующие налоги: для фед б-та – это косвенные налоги (НДС, таможенные пошлины (в 2005 г. выведены из состава налоговых в неналоговые), акцизы) – 62%; для региональных и местных б-тов – это собственные доходы, за исключением субвенций из фонда компенсации из вышестоящего б-та.

 

2. Неналоговые доходы  – доходы от использования  имущества (от сдачи в аренду, продажа), доходы от б-ных организаций (доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями), часть прибыли унитарных предприятий (после уплаты налогов); штрафы, компенсации и конфискации; иные суммы принудительного изъятия (непредсказуемы); межбюджетные трансферты (дотоции – безвозмездная и безвозвратная основа; субвенции – на безвозмездной и безвозвратной осноах на осуществление определенных целевых расходов, субсидии – на условиях долевого финансирования целевых расходов).

 

- По степени закрепленности  за б-тами различных уровней

 

Собственные доходы (закрепленные) поступают в б-т на постоянной основе полностью или частично. Это доходы бюджетов: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты соотв. уровня в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и  (или) региональных фондов компенсаций. Это доходы обеспечивают стабильность и устойчивость б-та. Для регион и местных б-тов все доходы собственные, за исключением субвенций из фонда компенсации из вышестояшего б-та.

 

                     С 01.01.2005 году в БК законодательно  ликвидировано понятие «регилирующие доходы». С 01.01.2006 г. все доходы закреплены на постоянной основе. Закрепление осуществляет тот уровень власти, к которому относиться налог (налог на прибыль – фед, налог на имущество – регион).

 

                     Регулирующие доходы – налоги, которые распределялись между  б-там по ежегодноустанавливаемым нормативам. Данный вид доходов обеспечивал зависимость от вышестоящего б-та. Тем неменее они позволяли дополнительно стимулировать территории и регулировать фин положение.

 

                     Принципы формирования: организационные, юридические и экономические.

 

                     Структура доходов:

 

1. Неналоговые (за счет  огромной суммы доходов от  внешнэкон деятельности – таможенные пошлины) – 39%;

 

2. НДС – 30%;

 

3. Налоги и сборы за  природные ресурсы – 15%. Т.о. 84% доходов б-та состоит из этих трех единиц.

3. Расходы бюджетов

Понятие расходов бюджетов. Взаимосвязь полномочий (функций) органов власти и управления и расходов (расходных) обязательств. Расходы, финансируемые за счет бюджетов различных уровней: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. Отражение приоритетов развития территорий в расходной части бюджетов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

 

                     Факторы, влияющие на структуру  расходов: 1) Совокупность задач, которые  д.б. решены на территории города, страны, региона; 2) Совокупность фин ресурсов; 3) Уровень б-ной системы..

 

                     Формирование расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ осуществляется в соответствии  с расходными обязательствами, обусловленными  разграничением  полномочий федеральных  органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

                     Структура и механизм расходов  бюджета определяются совокупностью  стоящих перед гос-вом задач, решение  которых должно быть обеспечено  в рамках экономической системы  в определенный временной период. Бюджетные расходы определяются  по конкретным видам в зависимости  от общественного назначения.

 

                     Классификация расходов гос. бюджета производится по их социальному и экономическому значению.

 

                     Виды расходов:

 

1. Текущие (зарплата, медикоменты, коммун платежи, тех ремонт);

 

2.Капитальные – бюджет  развития (строительство, ремонт капитальных  конструкций, рекострукция). Н-р в расходы на образование включается текущие и капитальные.

 

                     Формы расходов: 1) Ассигнования на содержание б-ных учреждений; 2) Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполненных по контрактам; 3) Трансферты населению на реализацию обязательных выплат (пенсии, стипендия, пособия) 4) Ассигнования на осущ-ние отдельных гос полномочей, передаваемых на другие уровни власти; 5) Субвенции и субсидии ф и юл; 6) Инвестиции в УК юл; 7) Кредиты иностр гос-вам; 8) Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

 

                     Структура расходов б-та: 1) Межбюджетные  трансферты – 33,0%; 2. Общие гос вопросы – 15%; 3. Нац оборона – 15%; 4. Нац безопасность и правоохранительная деят-ть – 12%.

 

                     Расходные обязательства РФ возникают  в рез-те: принятия фед. Законов и нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ; заключения договоров и соглашений в соотв. с полномочиями РФ, предоставления из фед. бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенций, дотаций, целевых программ, субсидий;  субвенций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам на реализацию местными органами власти фед. Полномочий. Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетная система РФ: понятие, структура, принципы построения