Бюджетная система РФ, принципы ее функционирования и пути укрепления доходной базы (на примере бюджетов любого уровня)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Бюджетная система Российской Федерации……………………………….4
3. Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ и пути укрепления доходной базы………………………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………12

Файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 30.48 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный

Технический университет

Бердский филиал 

Контрольная работа по предмету:  Бюджетная система РФ

Тема: Бюджетная система РФ, принципы ее функционирования и пути укрепления доходной базы (на примере бюджетов любого уровня). 
 

                  Выполнила: студентка 5 курса

                  группы 754

                        шифр 500275521

                      Осипова Ю.А.

                  Проверила: Любященко С.Н. 
                   
                   
                   

Бердск 2011 г.

Содержание: 

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Бюджетная система  Российской Федерации……………………………….4

3. Устройство бюджетной системы РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ и пути укрепления доходной базы………………………………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет проводится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

      В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

      Бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение  ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики  государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

Бюджетная система Российской Федерации

     Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.

      Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

      Главное звено финансовой системы государства – бюджетная система. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»1. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

      Построение бюджетной системы  также зависит от формы государственного  и административного устройства  страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

       Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

      Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

      Конфедеративное (союзное) государство – этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.2 
 
 
 
 
 
 
 

Устройство  бюджетной системы  РФ. Принципы функционирования бюджетной системы  РФ и пути укрепления доходной базы

        Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    1. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    1. Местных бюджетов.

      В настоящее время бюджетная система  РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской  автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и  около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

      В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные  фонды, формирующиеся за счет целевых  источников и имеющих целевое  расходование средств. В числе таких  фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

      Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

      Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования,  Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

      Функционирование  бюджетной системы основано на следующих  основополагающих принципах:

      Принцип единства бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

      Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

      Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

  1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской  федерации;
  3. законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;
  5. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

      Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

      Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.3

      Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

      Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны показываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

      Принцип гласности предполагает:

  1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

      Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, действующем  в настоящее время, доходная база бюджетов всех уровней формируется  за счет налоговых и неналоговых  платежей, установленных в законодательном  порядке, что обеспечивает стабильность их поступлений в соответствующие  бюджеты.

Информация о работе Бюджетная система РФ, принципы ее функционирования и пути укрепления доходной базы (на примере бюджетов любого уровня)