Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Содержание работы

Понятие и значение бюджета
Виды бюджетов и бюджетная система РФ
Принципы бюджетной системы

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Университет управления «ТИСБИ»

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Финансовое  право»

Бюджетная система  РФ

  1. Понятие и значение бюджета
  2. Виды бюджетов и бюджетная система РФ
  3. Принципы бюджетной системы

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) группы ЗЮК-22

Шайдуллина Л.В.

Проверил(а):

__________________________

 

 

 

Казань 2012

  1. Понятие и значение бюджета

 

Бюджет — это публичные  экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Бюджет является исходной сферой бюджетной деятельности и  одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, материального и юридического (правового) аспектов.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой  форму образования и расходования денежных средств для обеспечения  функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

В юридической и экономической  литературе видовые характеристики бюджета разнообразны.

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Бюджет в Российской Федерации  есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный  и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение как в законодательстве, так и в научных формулировках.

В любом государстве бюджет - это  наиболее точная форма выражения  существа государственной власти. Процесс  его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно и ежегодно влиять на общую социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.

 От формирования реалистичного  закона о бюджете зависит общая  социальная и экономическая ситуация  в России.

 Современное развитие России  как правового государства предполагает  создание четкой системы законодательства. Несовершенство бюджетного законодательства отрицательно сказывается на финансовой обеспеченности Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, в итоге приводя к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.

Анализ исторического развития и формирования бюджета как правовой категории свидетельствует о том, что бюджет является действенным механизмом финансовой политики государства.

Развитие экономики России затрагивает  различные стороны бюджета как  важнейшего финансового источника  и инструмента роста экономики страны, и делает актуальными поиски путей усиления его воздействия на повышение эффективности отечественного производства в целом.

  1. Виды бюджетов и бюджетная система РФ

 

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет республики в составе Российской

Федерации состоит из республиканского бюджета республики и

 бюджетов районов,  республиканских городов республики. Консолидированный бюджет края  состоит из краевого бюджета  края и бюджетов районов, краевых  городов, расположенных на территории  края.

 Консолидированный  бюджет области включает в  себя областной бюджет области  и бюджеты районов, областных  городов, расположенных на территории  области.

 Консолидированный  бюджет района включает в себя  районный бюджет района и бюджеты  сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

 Составление консолидированных  бюджетов возложено на соответствующие  исполнительные органы власти. В  отличие от самостоятельных бюджетов  они утверждению не подлежат  и правовыми актами не являются.

Региональный  бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

 Бюджет субъекта  РФ и свод бюджетов муниципальных  образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

 Изменения, внесенные  данным законом, вступают в  силу с 1 января 2005 года.

 Федеральный бюджет  и консолидированные бюджеты  субъектов РФ составляют консолидированный  бюджет РФ.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

 Бюджетное законодательство  вводит такие понятия, как "минимальные государственные социальные стандарты" и "минимальная бюджетная обеспеченность".

Минимальные государственные  социальные стандарты - государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам  на безвозмездной и безвозвратной  основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Сущность любой категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет — наиболее широкая финансовая категория, поэтому ему присущи все функции, принадлежащие финансам:

    • перераспределение валового внутреннего продукта;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы бюджетной системы

В соответствии с бюджетным  законодательством до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы  являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему РФ.

Российской  Федерации основана на 10 принципах:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. сбалансированности бюджета;
  6. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  8. гласности;
  9. достоверности бюджета;
  10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации проявляется в закреплении видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов — это:

    • право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов проявляется  в том, что все доходы и  расходы бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные  обязательные поступления, определенные  налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности  бюджета выражается в том, что  объем предусмотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и  поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности  предусматривает следующее:

    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;
    • секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетная система РФ