Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Развитие рыночной экономики в России связано с последовательным проведением реформ в области бюджетных отношений, права, налогов, управления на всех уровнях власти.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Организационно - правовые основы построения бюджетной
системы Российской Федерации………………………………….……5

Содержание и основные черты государственного бюджета как
экономической категории……………………………………………..….5

Основы бюджетного устройства в разных типах
государства…………………………………………………………...……8

Структура и принципы построения бюджетной системы в Российской
Федерации……………………………………………………………...…10

Глава 2. Анализ бюджетного устройства России в условиях рыночной
экономики…………………………………………………………...…..15

2.1. Взаимосвязь и характеристика отдельных звеньев бюджетной
системы………………………………………………………………...…15

2.2. Разграничение бюджетных прав и полномочий между звеньями
бюджетной системы………………………………………………….….19

2.3. Проблема сбалансированности бюджетов страны и бюджетно-
налогового федерализма……………………………………………..….23

Глава 3. Направления совершенствования бюджетного устройства
России в современных условиях…………………………………...…27

3.1. Пути совершенствования межбюджетных отношений…………..…..27

3.2.Ориентированиебюджетированиянарезультатыво
взаимоотношениях федерального бюджета с региональными и
местными бюджетами……………………………………………..……30

Заключение...............................................................................................................33

Библиографический список…………………………………………………..…36

Приложения……………………………………………………………….……….39

Файлы: 1 файл

курсовая БС РФ.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

- законодательной регламентации основных форм использования резервных фондов субъектов Российской Федерации, в том числе в условиях дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации. С этой целью в Бюджетный кодекс необходимо внести некоторые изменения, а именно: закрепление целей создания резервных фондов субъектов Российской Федерации и направления его использования; вид нормативно-правового акта, отражающего объем резервного фонда субъекта Российской Федерации; полномочия органов управления фондов;

- составления программ повышения эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и внедрение такого показателя, как результат деятельности.

Учитывая все проблемы сбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации и применяя пути их решения, можно добиться эффективного исполнении этих бюджетов, снизить объемы бюджетных дефицитов и обеспечить самостоятельное сбалансирование бюджетов субъектов Российской Федерации, минимизируя зависимость от  федерального бюджета.

При выявлении профицита до утверждения бюджета производится его сокращение путем дополнительного погашения долговых обязательств или увеличения ассигнований по наиболее важным направлениям бюджета. В качестве альтернативного варианта сбалансирования возможно уменьшение поступлений путем сокращения налоговых платежей. Таким образом, к исполнению принимается сбалансированный бюджет.

Положение значительно  усложняется при внеплановом  профиците, когда возникает проблема официального оформления дополнительных доходов и расходов.

Описанный механизм решения  дефицитно-профицитной проблемы федерального бюджета широко используется при сбалансировании субъектных и местных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях  обеспечения сбалансированности территориальных  бюджетов используются следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета: финансовая помощь бюджетам в форме дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидии, субвенции, ссуды, бюджетные кредиты (Приложение Е. таблица 6.)

 

Глава 3. Направления  совершенствования бюджетного устройства

России в  современных условиях

3.1. Пути  совершенствования  межбюджетных отношений

 

 

  Последовательное совершенствование  межбюджетных отношений в Российской Федерации осуществляется с 1999 года в рамках реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. [8]

Одним из итогов совершенствования  межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения  расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.[35]

В целях обеспечения расходных  обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  законодательством Российской Федерации установлены доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это предопределяет устойчивость поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для их стабильного роста.

Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. Более 95 процентов объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании. Распределение свыше 70 процентов объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Переход к среднесрочному бюджетному планированию на федеральном уровне обусловил планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большинство межбюджетных трансфертов распределено между субъектами Российской Федерации на 3 года, что создает условия для повышения качества финансового планирования в регионах.

Установление объективного порядка  распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации  позволило обеспечить гарантированный  уровень доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации для финансирования расходных обязательств.[32]

В целях стимулирования субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления региональными финансами  Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Установлена возможность  самостоятельного определения субъектами Российской Федерации необходимого размера предоставляемого обеспечения соответствующих обязательств при предоставлении субъектами Российской Федерации государственных гарантий по банковским кредитам, привлекаемым юридическими лицами, расширены возможности регионов и муниципалитетов по привлечению бюджетных кредитов за счет установления права предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на срок до 3 лет, а также предоставлено право формирования фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

Действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулирования экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.[32]

Необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий  экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Одной из антикризисных мер является предусмотренное законодательством  Российской Федерации право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах Российской Федерации с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры. Министерством финансов Российской Федерации предусматривается разработать методические рекомендации по формированию и использованию средств фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

Следует предоставить право направления  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации средств резервных фондов на приобретение федеральных государственных ценных бумаг. При этом их владельцы должны иметь право осуществлять быструю продажу указанных активов в течение финансового года без риска снижения собственных доходов.

Предоставление дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации  из федерального бюджета в кризисных  условиях необходимо осуществлять при  условии приведения бюджетных параметров в соответствие с реальной экономической  ситуацией и отсутствия кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам. [30]

Предусматривается проведение анализа  бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в целях  определения проблем, препятствующих росту налогового потенциала субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований по региональным и местным налогам, и выявление путей их решения. В первую очередь это касается вопросов передачи объектов недвижимости в собственность, оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, кадастровой оценки земель, а также взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов.

Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

3.2.Ориентированиебюджетированиянарезультатыво взаимоотношениях федерального бюджета с региональными и местными бюджетами

 

В мае 2010 года Правительство РФ одобрило Программу повышения эффективности  бюджетных расходов, которая предусматривает переход от функциональной структуры федерального бюджета к программной, основанной на программном методе бюджетирования. Этот метод предполагает формирование министерствами и ведомствами долгосрочных целевых программ, что, по сути, означает начало нового этапа бюджетной реформы, следующего в планомерном внедрении бюджетирования, ориентированного на результат. [35]

Эти нововведения призваны обеспечить:

– тесную увязку стратегического  и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;

– оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также выполнения государственных (муниципальных) функций;

– повысить качество управления в общественном секторе;

– создать механизмы  стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности  бюджетных расходов и проведения структурных реформ;

– усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

В этой связи значительные изменения претерпевает весь бюджетный  процесс. В свете перехода на субсидиарное финансирование учреждений через государственные (муниципальные) задания и изменения механизмов контроля за деятельности этих учреждений за счет смещения акцентов с предконтроля на постконтроль результатов деятельности особо актуальным становится внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.

Применение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах РФ и муниципальных  образованиях позволяет определить подходы к решению следующих  задач:

– распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям и тактическим задачам главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС);

– предоставление услуг, на которые население в действительности предъявляет спрос;

– повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;

– упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета  через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых  расходных обязательств;

– переход к распределению  бюджетных ресурсов между ГРБС и  бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики;

– смещение акцента с  внешнего контроля за целевым расходованием  средств на повышение самостоятельности и ответственности ГРБС.

Таким образом, БОР дает возможность  справедливо и экономически обоснованно  распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач.

Вступление в силу Федерального Закона от 8 мая 2010г. 83-ФЗ "О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предопределило новый этап реформирования общественных финансов.

Многими субъектами РФ и  муниципальными образованиями в  рамках реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимых в течение 10 лет, проделана  большая работа в указанных направлениях и сделан немалый задел для  реализации положений Федерального Закона. Некоторым субъектам РФ и муниципальным образованиям эта работа ещё только предстоит. И им необходимо в ускоренном режиме пройти весь путь по внедрению механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.

 

 

Заключение

 

 

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

 Государственный бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом государственной власти. Нешитой Л.С.(2008)

Информация о работе Бюджетная система РФ