Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

Содержание работы

1.Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
2.Бюджетная классификация
3.Межбюджетные отношения
4.Бюджетный процесс РФ

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Российской Федерации.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

- целевые займы и  вклады;

- государственные внутренние  займы 1991 и 1992 гг.;

- государственный внутренний  долг РФ, принятый от бывшего  СССР;

- казначейские обязательства;

- государственные ценные  бумаги, обеспеченные золотом;

- ГКО;

- ОФЗ-ПК и т.д. 

Классификация видов  государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:

- кредиты, полученные  от правительств иностранных государств;

- кредиты, полученные  от иностранных коммерческих  банков и фирм;

- кредиты, полученные  от международных финансовых  организаций.

 

3 Межбюджетные отношения

 

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

- сбалансированность  интересов всех участников межбюджетных  отношений;

- самостоятельность бюджетов  всех уровней;

- законодательное разграничение  расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

- объективное перераспределение  средств между бюджетами для  выравнивания уровня бюджетной  обеспеченности регионов и муниципальных  образований;

- единство бюджетной  системы;

- равенство всех бюджетов  РФ.

Острой и трудноразрешимой проблемой остается оптимизация многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские, районные и т.п.). Основополагающий принцип бюджетного федерализма состоит в том, что каждый субъект РФ располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий в строгом соответствии с законодательством.

Межбюджетные отношения  регулируются.

Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко  разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно  разделить на две группы:

- собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета  нижестоящему. кредиты юридическим  лицам Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

В 1994 г. в России был  введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный  фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей  в федеральный бюджет. Регионы  получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

В Концепции расходные полномочия распределены между бюджетами.

Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы  на:

- федеральные органы  государственной власти;

- федеральную судебную систему и международную деятельность в общефедеральных интересах;

- оборону, безопасность государства и конверсию;

- фундаментальные исследования и научно-технический прогресс;

- государственную поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- содержание учреждений в федеральной собственности или ведении федеральных органов государственной власти;

- обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

- компенсацию внебюджетным  фондам выплаты пенсий и пособий,  финансируемых из федерального  бюджета;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- реализацию решений  федеральных органов, приведших  к увеличению расходов или  уменьшению доходов бюджетов  других уровней;

- осуществление государственных  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти;

- проведение выборов и референдумов РФ;

- федеральные инвестиционные  программы;

- финансовую поддержку  субъектов Федерации и др.

Исключительно из бюджетов субъектов Федерации финансируются  расходы на:

- органы государственной  власти и управления субъектов  Федерации; 

- формирование их собственности;

- международные и внешнеэкономические  связи;

- предприятия и организации,  находящиеся в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ;

- дорожную сеть регионального  значения; на средства массовой  информации субъектов РФ;

- обслуживание и погашение долга субъектов; на проведение выборов и референдумов на их территории;

- региональные целевые  программы;

- финансовую помощь  местным бюджетам;

- осуществление государственных  полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;

- компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия органами власти субъектов РФ решений, которые повлекли увеличение бюджетных расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, и др.

Исключительно из бюджетов муниципальных образований финансируются расходы на:

- органы местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления;

- муниципальные органы охраны общественного порядка;

- муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территории, утилизацию и переработку бытовых отходов;

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

- транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений;

- целевые программы, принимаемые органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов и др.

Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации  и муниципальных образований  финансируются расходы на:

- государственную поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- правоохранительную деятельность и противопожарную безопасность;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- социальную защиту населения;

- охрану окружающей среды, охрану и воспроизводство природных ресурсов;

- предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- рыночную инфраструктуру;

- развитие федеративных и национальных отношений;

- средства массовой информации;

- финансовую помощь другим бюджетам и т.д.

Налоговые доходы следующим образом разграничены в Концепции между бюджетами разных уровней:

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость

-налог на прибыль  (доход)

-налог на доход  от капитала

-подоходный налог с физических лиц

-акцизы на минеральное сырье и на отдельные товары и услуги

-таможенная пошлина

-налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

-налог за пользование недрами

-сбор за право пользования объектами животного мира, водными, биологическими ресурсами, водный и лесной налоги

-налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

-экологический налог

-государственная пошлина

-федеральные лицензионные  сборы. 

Кроме того, федеральным  законодательством могут вводиться  специальные налоговые режимы в  виде вмененного налога, единого налога на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, единого налога на сельхозпредприятия;

Региональные налоги (их вправе вводить субъекты Федерации на своей территории):

-налог на имущество предприятий и организаций

-дорожный и транспортный налоги

-налог с продаж, налог на игорный бизнес

-региональные лицензионные сборы

-налог на недвижимость

-заменяющий налог на имущество предприятий и организаций

-налог на имущество физических лиц и земельный налог.

В федеральном законодательстве предусмотрены нормы, обеспечивающие зачисление основной части поступлений от конкретного налога в местные бюджеты, а также право органов местного самоуправления определять (в пределах законодательно установленных ограничений) налогооблагаемую базу, налоговые ставки и льготы;

Местные налоги (их вправе вводить органы местного самоуправления на территории муниципального образования):

-земельный налог

-налог на имущество физических лиц

-налог на наследование и дарение

-налог на рекламу

-местные лицензионные сборы.

Поступления от отдельных  федеральных налогов должны распределяться между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Федерации  по единым базовым нормативам, закрепленным в федеральном законодательстве не менее чем на 3 года. Аналогичный  срок предусмотрен и для распределения поступлений от федеральных и региональных налогов между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами на основе базовых (минимальных) нормативов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований.

 

4 Бюджетный процесс РФ

 

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

- финансовые органы (Министерство  финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

Информация о работе Бюджетная система РФ