Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Происхождение термина «бюджет» относится к 16 – 17 веку и имеет следующую историю: Министр финансов (т.е. канцлер казначейства) Англии, на палате общин доставал у всех на виду из своего портфеля документ, в котором были сформулированы положения о налогообложении. Это называлось открытием бюджета т.к. раньше слово «бюджет» в переводе с английского языка означало сумку (т.е. портфель). Позднее название портфеля было перенесено на сам документ. И начиная с 1870 года слово “бюджет” закрепилось в обиходе как название документа, заключавшего в себе утверждённый парламентом план доходов и расходов государства.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система РФ.

Тема 9. Бюджетная система РФ

Вопрос 9.1. Бюджетная политика и бюджетное устройство государства

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Происхождение термина  «бюджет» относится к 16 – 17 веку и имеет следующую историю: Министр финансов (т.е. канцлер казначейства) Англии, на палате общин доставал у всех на виду из своего портфеля документ, в котором были сформулированы положения о налогообложении. Это называлось открытием бюджета т.к. раньше слово «бюджет» в переводе с английского языка  означало сумку (т.е. портфель). Позднее название портфеля было перенесено на сам документ. И начиная с 1870 года слово “бюджет” закрепилось в обиходе как название документа, заключавшего в себе утверждённый парламентом план доходов и расходов государства.

Исторически возникновение  и развитие бюджета связано с  возникновением и функционированием  государства. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определённая часть национального дохода, которая необходима для решения задач возложенных на государство. Государство – это общественный институт, на который возлагаются функции управления обществом, охраны его экономической, социальной и политической структуры.

Государство в процессе формирования и эффективного использования  своего денежного фонда, в соответствии с бюджетным устройством и  бюджетным процессом использует бюджетную политику.

Бюджетная политика – это комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию дефицитом и профицитом бюджета, организации бюджетного устройства и контроля, за бюджетным процессом.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию. К основным направлениям и ориентирам бюджетной политики, например в 2008 - 2010 годах относится:

- итоги бюджетной политики в 2000-2006 годах;

- основные принципы  бюджетной стратегии на 2008-2010 годы  и дальнейшею перспективу;

-  основные  направления налоговой политики;

- основные приоритеты  бюджетных расходов;

- совершенствование  бюджетных отношений.

Бюджет действует в двух направлениях:

  1. Как экономический рычаг планирования, регулирования и управления экономикой страны (или региона, находящегося на самоуправлении). Это направление означает, что бюджет – это финансовый план страны или региона.
  2. Как механизм движения финансовых ресурсов и организации денежных отношений, с помощью которого осуществляется распределение национального дохода между территориями и отраслями. Это направление означает, что бюджет – это звено единой финансовой системы государства.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Составными частями бюджетного устройства РФ является: бюджетная система, бюджетная классификация

Бюджетный процесс – это порядок деятельности всех участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению,  исполнению и контролю за исполнением бюджетов.

Государственный бюджет РФ содержит в себе годовой бюджет, который составляется на один финансовый год. В Российской Федерации финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря. А в ряде стран финансовый год не совпадает с календарным годом. Например: в США финансовый год – с 1 октября по 30 сентября, в Швеции – с 1 июля по 30 июня, в Японии – с 1 апреля по 31 марта.

Начиная с 2007 года проект федерального бюджета и проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год (1 год) и  плановый период (2 года).

Этапы бюджетного процесса включает порядок разработки, рассмотрения, одобрения, утверждения и исполнения бюджета:

1) Стадия составления  бюджета. Составление проекта  бюджета основывается на: Бюджетном  послании Президента Российской  Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Непосредственное  составление проекта бюджета  и проектировок основных показателей  бюджета на среднесрочную перспективу  осуществляет Министерство финансов РФ.

Этапы формирования федерального бюджета:

1 этап - разработка  федеральными органами исполнительной  власти и выбор Правительством  Российской Федерации плана-прогноза  функционирования экономики Российской  Федерации, содержащего основные  макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

2 этап - распределение  федеральными органами исполнительной  власти предельных объемов бюджетного  финансирования на очередной  финансовый год в соответствии  с функциональной и экономической  классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств.

3 этап - Правительство  Российской Федерации рассматривает  прогноз социально-экономического  развития Российской Федерации  и уточненные параметры прогноза  социально-экономического развития  на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

 

2) Стадия внесения  на рассмотрение Государственной Думы бюджета.

 А) Правительство  РФ вносит на рассмотрение  Государственной Думы непосредственно  сам проект федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый  период с одновременно со следующими  документами и материалами:

- основные направления  бюджетной и налоговой политики;

- предварительные  итоги социально-экономического  развития соответствующей территории  за истекший период текущего  финансового года и ожидаемые  итоги социально-экономического  развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического  развития соответствующей территории;

- прогноз основных  характеристик (общий объем доходов,  общий объем расходов, дефицита (профицита)  бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

- пояснительная  записка к проекту бюджета;

- методики (проекты  методик) и расчеты распределения  межбюджетных трансфертов;

- верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

- проект программы  государственных (муниципальных)  внутренних заимствований на  очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- проект программы  государственных внешних заимствований  на очередной финансовый год  (очередной финансовый год и  плановый период);

- проекты программ  государственных (муниципальных)  гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

- проект программы  предоставления бюджетных кредитов  на очередной финансовый год  (очередной финансовый год и  плановый период);

- оценка ожидаемого  исполнения бюджета на текущий  финансовый год;

- проекты законов  о бюджетах государственных внебюджетных  фондов;

- предложенные  законодательными (представительными)  органами, органами судебной системы,  органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными  законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

- проект федерального  закона о внесении изменений  и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;

- проект федерального  закона о внесении изменений  и дополнений в Федеральный  закон "О бюджетной классификации  Российской Федерации";

- проект федерального  закона о тарифах страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год;

- иные документы  и материалы.

Б) Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на очередной финансовый год и плановый период.

3) Стадия процесса  рассмотрения Государственной Думой бюджета. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях (начиная с 2007 года):

А) В первом чтении (в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации) обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

- прогнозируемый  в очередном финансовом году  и плановом периоде общий объем  доходов с выделением прогнозируемого  объема нефтегазовых доходов  федерального бюджета;

- приложение  к федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период, устанавливающее  нормативы распределения доходов  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый  период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;

- общий объем  расходов в очередном финансовом  году и плановом периоде;

- условно утверждаемые  расходы в объеме не менее  2,5 процента общего объема расходов  федерального бюджета на первый  год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

- объем нефтегазового  трансферта в очередном финансовом  году и плановом периоде;

- верхний предел  государственного внутреннего и  внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

- нормативная  величина Резервного фонда в  очередном финансовом году и  плановом периоде;

- дефицит (профицит) федерального бюджета.

Б) Во втором чтении (в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении) утверждаются:

- приложение  к федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период, устанавливающее  перечень главных администраторов  доходов федерального бюджета;

- приложение  к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- бюджетные  ассигнования (за исключением утвержденных  в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса;

- приложение  к федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период, устанавливающее  распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

- программа  предоставления государственных  финансовых и государственных  экспортных кредитов на очередной  финансовый год и плановый  период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- программа  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый  период (приложение к федеральному  закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

- программа  государственных внешних заимствований  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый  период (приложение к федеральному  закону о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период);

- программа  государственных гарантий Российской  Федерации в валюте Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период (приложение  к федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период);

Информация о работе Бюджетная система РФ