Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
2. Федеральный бюджет - важнейшее звено бюджетной системы

Файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • 1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства    Российской Федерации
  • 2. Федеральный бюджет - важнейшее звено бюджетной системы
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  бюджетной системы и бюджетного  устройства Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому  законодательству, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство - организация  и принципы построения бюджетной  системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

Прежде всего, бюджет государства - это самый важный финансовый документ страны. В нем определяются потребности, которые удовлетворяются за счет государственной казны, и в то же время в нем указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, бюджет - не просто план доходов и расходов, он является экономической категорией. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней  бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

Статья 10 Бюджетного кодекса  Российской Федерации (Федеральный  закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную  систему:

¦ первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

¦ второй уровень - бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

¦ третий уровень - местные  бюджеты.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой  для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный  бюджет" - свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующей  территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

2. Федеральный  бюджет - важнейшее звено бюджетной  системы

Бюджетное построение определяется формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами и ролью бюджета в общественном производстве.

В унитарном государстве  бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся  в ведении органов местного самоуправления.

Бюджет конфедеративного государства формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые  системы.

Наконец, в федеративном государстве административно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обладают определенной самостоятельностью в рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочий. Для федеративного государства характерно бюджетное устройство, состоящее из трех уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.

Очевидно, что в трехуровневой  бюджетной системе центральным, стратегическим звеном является федеральный бюджет. Рассмотрим функции, задачи, направления использования федерального бюджета РФ.

Федеральный бюджет как  экономическая категория характеризует  совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Федеральный бюджет - ведущее  звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым документом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой  форму образования и использования  централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении  совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

Российская Федерация  имеет право на самостоятельный  федеральный бюджет. Это право  закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (ст.71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст.72 Конституции Российской Федерации, относится совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической  политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а  также взаимоотношения с территориями.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые  возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда Финансы и кредит / Перекрестова Л.В., Романенко Н.М. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Названные экономические  категории оказывают воздействие  на формирование стоимостных пропорций  в целях удовлетворения общегосударственных  потребностей, но различны по своим  функциональным характеристикам. Изъятие  части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые  формы механизма бюджетного воздействия  связаны как между собой, так  и с экономикой в целом, что  проявляется в их тесном взаимовлиянии  друг на друга. Объем расходов бюджета  в конечном счете ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  группами и подгруппами доходов  бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые  доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные  нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории  Российской Федерации; налоги  на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:  безвозмездные поступления от  нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Конституция РФ принята 12.12.1993

ФЗ № 145 от 31.07.1998 Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ).

Заключение Счетной  палаты Российской Федерации на проект федерального ?закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 ?и 2011 годов" от 12.09.2008 № 34К (611).

Бюджетное послание президента российской федерации федеральному собранию российской федерации от 23.06.2009г.

Бюджетная система РФ / Богословцева Л.В. - Ростов-на-Дону: РГЭУ РИНХ, 2007.

Бюджетная система Российской Федерации / Вахрин П.И. - М.: Дашков и  Ко, 2002.

Евсей Гурвич Второе дыхание  бюджета // Российская газета. №79, май, 2009.

Нестеренко Т. Новый  вариант антикризисного бюджета // Бюджет. №5, май, 2009.

Стрельникова С. Вызовы кризисного года // Бюджет №4, апрель, 2009.

Информация о работе Бюджетная система РФ