Бюджетная система США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система США.docx

— 27.67 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования  государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным  органам власти выполнение возложенных  на них функций. Бюджетная система  позволяет осуществлять регулирование  экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение - это показатель экономического и  социального состояния и политического  положения государства. И как  бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой, история государств свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Вопросы государственных  финансов, государственного и территориального бюджетов, денежного обращения в  стране всегда были в сфере научных  и практических интересов российских экономистов. В настоящее время  Россия переживает трудности. Положение  в экономике характеризуется  противоречивыми кризисными явлениями, вызванные проводимыми с 1990 г. реформами. Продолжается спад промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличиваются неплатежи внутри страны, не снижается внешний долг, растут убыточные предприятия, наблюдается падение уровня жизни.

В этих условиях значительно  возрастает роль государственного бюджета, бюджетной системы значительно  возрастает. Важно правильно формировать  и распределять денежные фонды государства  и сводить к минимуму бюджетный  дефицит.

Я решила рассмотреть тему государственного бюджета, для того чтобы понять его сущность, принципы бюджетного устройства государств (России и США) и его влияние на благосостояние общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная система  США.

Бюджетная система США  состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных  образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов  власти с ограниченной (по сравнению  с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — школьных округов и районов специального обслуживания.

В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно  несут ответственность за обеспечение  населения основными государственными услугами: начальное и среднее  образование, местная полиция и  пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве  лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как  органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору  налогов в результате их делегирования  органами власти штатов. Отличительной  чертой налоговой системы США  является то, что в бюджет каждого  уровня зачисляются поступления  только тех налогов, права по установлению и администрированию которых  принадлежат правительству этого  уровня. Таким образом, в Соединенных  Штатах отсутствует практика, когда  поступления от налогов, которые  регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами24.

В федеральный бюджет США  зачисляются поступления федерального подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также налога с фонда оплаты труда и некоторых  налогов на продажи. В бюджеты  штатов направляются поступления регионального  подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также общий  налог с продаж, который является основным источником их доходов. В муниципальные  бюджеты поступают прежде всего поступления налогов на имущество, хотя в некоторых штатах муниципальные органы власти вводят свою ставку налога с продаж и подоходного налога.

Также необходимо отметить, что для бюджетной системы  Соединенных Штатов характерно право  органов власти на каждом ее уровне по администрированию только тех  налогов и платежей, которые они  вправе вводить и регулировать. Такой  порядок предоставляет органам  власти на различных уровнях большую  фискальную независимость и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов.

Межбюджетное выравнивание в США представлено сложной системой бюджетных грантов, выделяемых бюджетам различных уровней. При этом зависимость  бюджетов субнационального уровня от федеральных трансфертов достаточно сильна: так, в 1991 году средства федерального трансферта составляли в среднем 17,6% к расходам консолидированных бюджетов штатов. В то же время, доля финансовой помощи со стороны региональных бюджетов в расходах местных бюджетов составляла за тот же период 34.4%.

В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется  как целевая условная, так и  безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки  является программа межбюджетного  доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.

Государственный бюджет США  можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера  государственного устройства и власти. Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции. Исторически самая давняя - содержание государственной машины: аппарат  управления, армия, суды и пр.; вторая возникла на рубеже XIX - XX вв. - перераспределение  доходов между социальными слоями населения и территориями в целях  обеспечения благоприятного социального  климата, предотвращения возможных  очагов напряженности. Третья функция, получившая развитие после кризиса 30-х годов, заключается в использовании  бюджета в качестве инструмента  для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства. Опыт США показывает, что при успешно «работающей» экономике государство не должно и не может быть силой, противостоящей частному сектору. Оно выполняет роль естественного и стабильного партнера в хозяйственных делах и охранителя всех укладов хозяйства.

Федеративное устройство Соединенных Штатов обуславливает  очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие трех систем - государственных доходов, государственных  расходов и межбюджетных отношений («бюджетного федерализма»). Система  государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его  доработку в исполнительных органах («утряску»), утверждение в Конгрессе  и контроль за исполнением. Система государственных доходов - это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.

Бюджет подразумевает  наличие доходной и расходной  частей. Мировая теория и практика, которым следуют США, основаны на первоначальном установлении обоснованных расходных потребностей государства  с последующим определением суммы  доходов и порядка их сбора. Любые  изменения в расходной политике должны сразу увязываться с налоговой  политикой и наоборот. Бюджетные  дефициты допускаются (в идеале) на короткое время и при условии, что они будут в последствии компенсированы в результате более успешного функционирования экономики и увеличения бюджетных поступлений.

Важнейшая и сложнейшая задача - создание и поддержание системы  бюджетно-налогового федерализма. В  США решение проблемы бюджетного федерализма основано прежде всего на наличии собственных источников поступления у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и местные органы власти.

Федеральный бюджет США - часть  общего механизма принятия и исполнения экономических решений на высшем уровне. В отличие от другой наиболее значительной части этого механизма - кредитно-денежной системы - бюджет является более гибким и мобильным инструментом, целиком находящимся в распоряжении государства.

Принципиальная особенность  бюджетно-налоговой политики и бюджетной  системы США - их неразрывная связь  с состоянием экономики и хозяйственной  политики государства. Разработка и  принятие решений о проведении каких-либо важных экономических мероприятий  в любой сфере просто невозможны без их увязки с бюджетной политикой  страны. И наоборот - все американские бюджетные мероприятия разрабатываются и проводятся в русле общеэкономической государственной стратегии.

Структура расходов и доходов бюджета США.

Несмотря на стремление различных  сил уменьшить масштабы федеральных  социальных программ, в целом их значение не снижается. Напротив, в  последние годы существенно сократились  расходы военного назначения - их доля в ВВП страны упала с 6,4% при Рейгане примерно до 3,2% в 1999 году. Рост доли гражданских расходов связан с рядом причин и открывшихся возможностей, в том числе и с завершением «холодной войны». В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину, энергетику, сельское хозяйство, науку и т. д. Обособлены программы социального страхования: они консолидированы в федеральный бюджет, однако финансируются через самостоятельные «доверительные фонды». Средства этих фондов, получаемые с помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов федерального бюджета.

Помимо налогов по социальному  страхованию, на федеральном уровне существует еще несколько видов  налогов. Главный, «опорный» - налог  на индивидуальные доходы (до 47% общих  поступлений федерального уровня; это  возможно, конечно, только благодаря  высокой доле национального фонда  заработной платы в ВВП - в США  она составляет около 60%). Вместе с  налогом на доходы корпораций он дает до 57% всех федеральных доходов. Относительно небольшие поступления - от таможенных сборов, акцизов, налогов на наследство и дарения. Однако каждый из них считается  важным элементом обеспечения финансовой дисциплины и действительного контроля. По этой же причине весьма важным считается  и налог на доходы корпораций, от которого федеральный бюджет получает по 9 - 11% совокупных доходов.

За 75 лет формирования регулярного  бюджета на федеральном уровне 57 раз он сводился с отрицательным  сальдо. Проблема дефицита стала «проблемой №1» для внутренней политики США. После 30 «дефицитных» лет, в течение  которых разрабатывались и принимались  различные законы для борьбы с  дефицитной основой проектирования и финансирования государственных  расходов, в 1998 финансовом году федеральный  бюджет был сведен с положительным  сальдо в 69,2 млрд. долларов.

Президент США в качестве главы исполнительной власти отвечает перед Конгрессом за разработку и  исполнение федерального бюджета, руководители правительственных ведомств- за составление бюджетных заявок для формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам. АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов ( Казначейство )США занимается сбором налогов и исполнением расходной части бюджета.

 Таким образом, АБУ  является центральным органом  в системе исполнительной власти  США, непосредственно приводящим  в действие все рычаги бюджетно- налогового регулирования. Процесс утверждения расходов в Конгрессе отличается рядом особенностей. Главной из них можно считать трехступенчатость данного процесса. Она заключается в том, что сначала в « профильном » комитете Конгресса должна быть утверждена программа. На которую требуется выделить средства. Только после этого комитет по ассигнованиям приступает к обсуждению вопроса о выделении средств. Таким образом, сначала конгресс « выдает разрешение » на принципиальное осуществление программы и только потом обсуждает вопрос о ее стоимости, длительности и т.д. наконец, на базе закона об общих ассигнованиях выделяются средства на расходы в конкретном финансовом году - « живые деньги ». Три ступени утверждения дают возможность провести тройной контроль над предлагаемыми программами.

Работа над федеральным  бюджетом считается важнейшей частью деятельности высшего законодательного органа страны. Ею занимаются не менее  двух третей его состава, утверждение  бюджета в конгрессе подчинено  строму графику.

 Управление финансами  охватывает деятельность государства,  связанную с проведением им  общей финансовой политики, финансовым  планированием, координацией финансовых  ресурсов, использованием финансов  в интересах экономической и  социальной политики, разработкой  налогового законодательства.

 В США управление  финансами возложено на министерство  финансов ( казначейство) и административно-  бюджетное управление .

 Основными функциями  министерства финансов являются  разработка финансовой и налоговой  политики, контроль за соблюдением финансовых законов, осуществление деятельности в качестве финансового агента правительства, чеканка монеты и эмиссия денежных знаков.

 Одним из подразделений  министерства является Служба  внутренних доходов ( СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений- национальные, региональные и окружные.

Информация о работе Бюджетная система США