Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1 БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
1.1 Основные плановые документы федерального и регионального значения
9
1.2 Планирование доходов бюджетов
13
1.3 Программно-целевой метод при планировании расходов бюджета
16
1.4 Нормативный метод при планировании расходов бюджета
22
1.5 Планирование расходов региональных бюджетов на основе количественных параметров (объемов) государственных услуг
23
1.6 Бюджетное планирование в условиях риска
26
2 БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
28
2.1 Методы разработки прогноза развития бюджета
32
2.2 Методы разработки прогноза развития территориальных бюджетов
34
3 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011-2013 ГГ.
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1 БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6

1.1 Основные плановые  документы федерального и регионального  значения

9

1.2 Планирование доходов  бюджетов

13

1.3 Программно-целевой  метод при планировании расходов  бюджета

16

1.4 Нормативный метод  при планировании расходов бюджета

22

1.5 Планирование расходов  региональных бюджетов на основе  количественных параметров (объемов)  государственных услуг

  23

1.6 Бюджетное планирование  в условиях риска

26

2 БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 

28

2.1 Методы разработки прогноза развития бюджета

32

2.2 Методы разработки  прогноза развития территориальных  бюджетов 

34

3 БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ НА 2011-2013 ГГ.

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

39


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С момента появления  государства планирование и прогнозирование является важнейшим методом его деятельности.

Любое планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления.[1]

Кругооборот ВВП совершается  в материально-вещественной и стоимостной  форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают  финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств.[2]

Составной частью финансового  планирования является бюджетное планирование.

Бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.[3]

Главная задача бюджетного планирования - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозирование развития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и расходной частей. При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы. Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.[2]

Бюджетное планирование и прогнозирование позволяют определить объем, структуру, источники и направления использования бюджета соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Таким образом, результатом бюджетного планирования и прогнозирования является составление финансового плана органа государственной власти или органа местного самоуправления на определенный период.[1]

Курсовая работа состоит  их трех разделов.

В первом и втором разделах раскрывается содержание, значение и задачи бюджетного планирования и прогнозирования. Также раскрываются различные методы планирования и прогнозирования доходов и расходов.

В третьем разделе показаны основные параметры бюджета РФ на плановый период.

 

 

 

 

 

1 БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Процедура разработки и утверждения бюджета имеет два аспекта. С одной стороны, она предусматривает применение технологий бюджетного планирования для обоснования показателей, характеризующих отдельные статьи доходов и расходов исходя из заданных ограничений (фактический и плановый уровень ВВП, инфляции, масштабы и эффективность государственного сектора экономики, наличие защищенных статей расходов, график погашения внешнего долга и т.п.), а также целевых установок государственной социально-экономической политики.

Качество экономического обоснования бюджета зависит от развития теории бюджетного планирования и его внедрения в практику; полноты, достоверности и оперативности статистической информации; использования современных технологий анализа данных. Подготовка такого обоснования является функцией органов государственной власти. Однако, монополия государства на проведение планово-прогнозных расчетов может привести к искажению бюджетных проектировок. Поэтому в развитых странах существует большое количество независимых исследовательских организаций, делающих собственные прогнозы развития экономики и дающих на этой основе заключения на проект бюджета. Использование принципа разделения властей также способствует тому, что различные государственные органы составляют альтернативные прогнозы и предложения в области бюджетной политики. Например, подготовленный исполнительной властью законопроект критически оценивается и законодателями, и органами финансового контроля.[3]

Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений и поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

К основным задачам финансового планирования относятся:

- расчет объема финансовых  ресурсов по источникам поступлений;

- определение объема  и направлений использования этих ресурсов;

- сбалансированность  материальных и финансовых ресурсов;

- создание условий  для эффективного управления  финансами.[1]

Для составления проекта  бюджета Минфин и территориальные  финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый год.[2]

Бюджетное планирование  осуществляется в несколько этапов (рисунок 1).


Рисунок 1- Этапы бюджетного планирования

Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.

Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.) и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению). Вся дальнейшая организационная и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами.

Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу по планированию ведут соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов.[4]

В целях обеспечения  взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке перспективного финансового плана и проекта  федерального бюджета на очередной финансовый год постановлением Правительства РФ в 2005 г. образована Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу (Бюджетная комиссия). Председателем Комиссии является Председатель Правительства РФ.[5]

В 2007 году она была преобразована в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (Бюджетная Комиссия).[6]

Председателем Бюджетной Комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин с 28 мая 2008 года.

Председатель Бюджетной комиссии руководит деятельностью Бюджетной  комиссии, организует ее работу, осуществляет общий контроль за реализацией принятых ею решений и рекомендаций.

Основной задачей Бюджетной комиссии является обеспечение своевременной и качественной подготовки вопросов, связанных с составлением проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, для их рассмотрения Правительством Российской Федерации.[8]

 

1.1 Основные плановые  документы федерального и регионального значения

 

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных  уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему планов общественных финансов входят:

1) Сводные финансовые балансы, оставляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления; 

2) перспективные финансовые планы;

3) прогнозы федерального и территориальных  бюджетов;

4) федеральный и территориальные  бюджеты.[2]

Бюджетное планирование - важнейшая составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления (федеральном, региональном, муниципальном). С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений.

В соответствии со ст. 174 БК РФ разрабатывается среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования), содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Он содержит следующие параметры:

- прогнозируемый общий объем  доходов и расходов соответствующего  бюджета и консолидированного  бюджета субъекта РФ (муниципального  района);

- объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств;

- распределение между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;

-   нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты;

-   дефицит (профицит) бюджета;

- верхний предел государственного  внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга.[8]

В рамках бюджетного планирования в соответствии со ст. 175 БК РФ разрабатывается сводный баланс РФ — документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода — ВНРД) и секторов экономики. [9]

В таблице 1 показана схема  основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.

Таблица 1 - Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

Доходы

Расходы

1. Прибыль

2. Налог на добавленную  стоимость и акцизы

3. Подоходный налог  с физических лиц

4. Налоги на имущество

5. Средства для образования  Фонда социального страхования.  Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости

6. Средства других  бюджетных целевых фондов

7. Отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

8. Амортизационные отчисления

9. Доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции  и доходы от внешнеэкономической  деятельности

11. Прочие доходы

Итого доходов

1. Затраты на государственные  инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Расходы предприятий  за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Расходы на науку  за счет бюджета

7. Расходы за счет  средств других бюджетных целевых фондов

8. Расходы на оборону

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Расходы на содержание  органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Расходы по внешнеэкономической  деятельности

12. Расходы на образование  резервных фондов

13. Прочие расходы 

Всего расходов

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование