Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов следующих уровней:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местные бюджеты, в том числе:
-бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.

Файлы: 1 файл

бюджетное устройство.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о федеральном бюджете  на соответствующий год, законов  субъектов Российской Федерации  о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о  местных бюджетах на соответствующий  год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации  и нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления.

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями  и организациями, а также населением по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для финансового  обеспечения задач и функций  органов государства и местного самоуправления.

Основными функциями  бюджета являются:

1. Перераспределение  национального дохода и валового  внутреннего продукта.

2. Государственное  регулирование и стимулирование  экономики.

3. Финансовое  обеспечение социальной политики.

4. Контроль  за образованием и использованием  централизованного фонда денежных  средств.

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов следующих уровней:

– федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местные  бюджеты, в том числе:

-бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

  • бюджеты городских и сельских поселений.

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов).

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребности обороны страны, финансовая помощь субъектам федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Бюджетная система РФ построена  на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

6. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

9. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений  расходов и сокрытие реального участия  различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т. е. принцип  реальности бюджета не соблюдается  в настоящее время ни в одной  стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

2. Бюджетный  процесс в Российской Федерации.

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетный процесс  включает следующие стадии:

1) составление  проекта бюджета. Составление  проектов бюджетов – исключительная  прерогатива Правительства Российской  Федерации, соответствующих органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления. Непосредственное  составление проектов бюджетов  осуществляют Министерство финансов  Российской Федерации, финансовые  органы субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта бюджета  основывается:

  • на бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
  • прогнозе сводного финансового баланса;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

Одновременно  с проектом бюджета формируется  Перспективный финансовый план на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации  доходов, привлечению государственных  или муниципальных заимствований  и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разрабатывается  на три года, из которых:

– первый год – это год, на который составляется бюджет;

– следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в  очередном финансовом году.

2) рассмотрение  и утверждение бюджета. Правительство  Российской Федерации вносит  на рассмотрение Государственной  Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  четырех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается  в течение 30 дней со дня его внесения Правительством в Государственную  думу. При этом обсуждаются концепция  бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления  бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов, проект программы  внешних заимствований, основные характеристики федерального бюджета (доходы, их распределение  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов РФ, дефицит  бюджета в абсолютных цифрах и  в процентах к расходам, источники  его покрытия, общий объем расходов бюджета). Если проект утверждается Государственной  думой, то утверждаются основные характеристики бюджета. Если в первом чтении проект отклоняется, то он передается в согласительную комиссию или возвращается на доработку. При повторном отклонении проекта  бюджета в первом чтении Государственная  дума ставит вопрос о доверии Правительству.

Во втором чтении утверждаются расходы  федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного  в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации (ФФПР). Государственная  дума рассматривает проект во втором чтении в течение 15 дней. Если проект отклоняется во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию, которая состоит из представителей Государственной думы, Совета Федерации  и Правительства.

В третьем чтении утверждаются расходы  по подразделам функциональной классификации  и главным распорядителям по всем четырем уровням функциональной классификации, распределяются средства ФФПР расходы на финансирование федеральных  целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программы  предоставления гарантий Правительства, программы предоставления средств  бюджета на возвратной основе, программы  внешних заимствований. В третьем  чтении проект рассматривается в  течение 25 дней.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации