Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Сущность бюджетного устройства. Понятие и структура
бюджетной системы РФ 4
Раздел 2. Принципы построения бюджетной системы РФ 6 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Бюджетная система

по теме: Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

 

Исполнитель: студентка

Направление: Экономика

Профиль: Государственные и муниципальные финансы

Группа:  ГМФ-12 Шад

Ф.И.О: Постовалова К.В.

 

 

Екатеринбург

2014

 

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Сущность бюджетного устройства. Понятие и структура

бюджетной системы РФ 4

Раздел 2. Принципы построения бюджетной системы РФ                             6                       12

Заключение  15

Список литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       В каждой  стране основу государственных  финансов составляет бюджет, а  точнее - бюджетная система, которая  включает государственный бюджет  и бюджеты соответственных административных  единиц. Бюджет - это сбалансированная  смета, роспись денежных доходов  и расходов на определенный  период. Центральное место бюджетa в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода. Бюджетная система основана на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Бюджетное устройство Российской Федерации - это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации - Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей. Одним из главных институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

Раздел 1. Сущность бюджетного устройства. Понятие и структура бюджетной системы РФ

 

Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том  числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  городских округов с внутригородским  делением, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга  и Севастополя; бюджеты городских  и сельских поселений, бюджеты  внутригородских районов .

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Вообще, государственный внебюджетный (социальный) фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Как известно, внебюджетные фонды в России представлены тремя основными фондами. Это Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ, каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда . Соответственно, количество региональных бюджетов равняется количеству субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 65 Конституции РФ, в состав России в настоящее время входит 85 субъектов с учётом вошедших в состав РФ в 2014 году Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Видами бюджетов субъектов Российской Федерации являются:

1. Бюджеты республик в составе  РФ (республиканские бюджеты). Таковых  в настоящее время насчитывается 22.

2. Краевые бюджеты в количестве 9 бюджетов.

3. Областные бюджеты. Это самый  распространенный вид бюджетов  субъектов Российской Федерации (на настоящий момент их 46).

4. Бюджеты городов федерального  значения. Их 3 – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

5. Бюджет Еврейской автономной  области.

6. Бюджеты автономных округов (их  число – 4).

В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ, бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Примером территориального государственного внебюджетного фонда  являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования, отделения Пенсионного фонда РФ в субъектах федерации, региональные отделения Фонда социального страхования в субъектах РФ.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, «каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий». В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается более 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из трех блоков:

• экономический — объединяет экономические нормы всех звеньев бюджетной системы РФ;

• юридический — включает юридические положения Федерации, субъектов и органов самоуправления;

• бюджетный — совокупность всех бюджетов государства.

Сложная структура бюджетной системы объективно предполагает необходимость научно обоснованной согласованности.

Между всеми ее элементами должна существовать логическая связь и взаимообусловленность. Чем согласованнее бюджетная система, тем эффективнее она функционирует. И наоборот, многочисленные нестыковки как внутри блоков между разными уровнями государственного управления, так и между блоками сводят деятельность государственного бюджета на нет, придавая ей формальный характер.

Главное звено бюджетной системы РФ — федеральный бюджет.

Федеральный бюджет - это денежный фонд органов федеральной власти Российской Федерации.

С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть внутреннего продукта в целях осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.

Функции федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

• связывают основные финансовые институты — государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты;

• регулируют все звенья финансовой системы общества — государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы;

• оказывают экономическое воздействие на негосударственную сферу экономики страны.

Второе звено бюджетной системы РФ — бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

В их задачи входит:

• обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций национально-государственных и административно-территориальных образований;

• экономическое воздействие на производственную деятельность организаций;

• решение социально-экономических и культурных вопросов.

Третье звено бюджетной системы РФ — местные бюджеты.

Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления.

Местные бюджеты играют второстепенную роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:

• местное самоуправление;

• реализацию местных социально-экономических задач;

• выполнение делегированных от вышестоящих органов власти функций в области социально-культурных и политических мероприятий. В последнее время местные бюджеты все больше вовлекаются в развитие социально-экономической жизни соответствующих административно-территориальных образований.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и пр.

Таким образом, бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов РФ;

2) бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Каждый из уровней бюджетной системы предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, соответственно.

 

Раздел 2. Принципы построения бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  1. Единства бюджетной системы Российской Федерации;(ст. 29)

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ