Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы его покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств; милитаризации экономики в мирное время;

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

Красноярский финансово-экономический  колледж- филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования                                                                                                                   «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Казначейская  система исполнения бюджета»                                                                           БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ПОКРЫТИЯ

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса 36 группы

очной формы обучения

Бабушкина Наталия Маратовна

Руководитель Головинская Е. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск-2011

Бюджетный дефицит

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств; милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Величина дефицита определяется при  утверждении бюджета. В России в  соответствии с Бюджетным кодексом, при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются:

1) внутренние источники: кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  валюте РФ; государственным займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации; бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

2) внешние источники: государственным  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации; кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых  организаций, предоставленные в  иностранной валюте.

 

 

Причины возникновения дефицита бюджета

 

Основные причины бюджетного дефицита, следующие:

  1. Возникновение чрезвычайных обстоятельств.
  2. Низкая эффективность общественного производства; высокий удельный вес сбытовых предприятий, в их общем количестве.
  3. Нерациональная структура бюджетных расходов.
  4. Несовершенство налоговой системы.
  5. Некомпетентность руководства государства, его неумение держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
  6. Большие затраты на удержание силовых структур.
  7. Предоставление бесплатной помощи другим государствам.
  8. Невозможность получения долгов от других государств.
  9. Переход от командно-административной экономике к рыночной.
  10. Неудовлетворительная работа государственных служб, в компетенцию которых входит сбор налогов и других отчислений.
  11. Кража денег госбюджета.
  12. Необходимость совершения в особо больших размерах государственных вкладов в экономику.
  13. Кризис политической системы государства.
  14. Низкая покупательная способность населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФЕЦИТА БЮДЖЕТА

 

1. Дефицит, финансируемый  увеличением долга.

Правительство финансирует  свой дефицит займами у населения, фирм, коммерческих банков и у других финансовых институтов. Обычно через  посредничество центрального банка  правительство осуществляет продажу  своих долговых обязательство на открытом рынке. Иногда ценные бумаги могут продаваться и нерезидентам. Правительство может также осуществлять долговое финансирование и посредством внешних займов, получая кредиты, как правило, у иностранных государств или у международных финансовых институтов. После поступления этих заемных средств на счета Министерства финансов правительство расходует их как налоговые поступления.

2. Денежное финансирование  дефицита.

Правительство финансирует  свой дефицит займами денег у  ЦБ. В этом случае ЦБ покупает часть  долга у правительства в виде ценных бумаг за деньги. Финансирование бюджетного дефицита в виде денежного  заимствования может рассматриваться  как монетизация долга. Подразумевается, что ЦБ создает “сильные” деньги для финансирования покупки долга. Масса “сильных” денег является важнейшим макроэкономическим показателем. Увеличение денежной массы может  привести к инфляции. Поэтому денежное финансирование дефицита бюджета в  индустриальных странах осуществляется крайне редко.

3. Дефицит, финансируемый  продажей активов.

Правительство для покрытия бюджетного дефицита может выручить деньги от продажи активов: земли, предприятий  государственного сектора, золота и  т.п. Продажа активов происходит гораздо реже, чем наращивание  государственного долга и денежной массы. Продажи активов стали  значительными в 80-ые годы в США, в Европе и в развивающихся  странах. Примером такого рода финансирования бюджетного дефицита может служить  проводимая в России в 1992-1995 гг. приватизация государственной собственности. Однако эта форма финансирования является временной. Правительство может  иметь и бюджетный избыток, как  это наблюдалось в России несколько  последних лет на фазе экономического роста. Тогда вместо продажи облигаций или увеличения денежной массы правительство уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций.

Общий объем невозвращенных правительством кредитов эмиссионному банку и непогашенных государственных  облигаций образует государственный  долг.

Проблема финансирования и рефинансирования, то есть управления государственным долгом,- явление  в экономике далеко не новое. По государственному долгу надо платить проценты по займам. Эти выплаты являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета. И по мере роста бюджетного дефицита возрастает и государственный  долг, что в итоге может привести к финансовому кризису. Поскольку  на дефицит государственного бюджета  значительное влияние оказывает  конъюнктура экономического цикла, то правительству весьма трудно точно  определить размеры предстоящих  бюджетных поступлений и расходов и сформировать государственный  бюджет. Так было в России в 90-ые , когда государственный бюджет, при неоднократных чтениях в Госдуме, возвращался на доработку и окончательно утверждался уже в текущем году.

Общий дефицит государственного бюджета есть разность между расходами  и доходами:

B=G-jy, 

где G – расходы правительства; j – ставка подоходного налога ; y – реальная величина национального дохода.

Первичный дефицит ( ) есть разность между общим (или фактическим) дефицитом и суммой выплат по государственному долгу: 
 

где i – текущая номинальная ставка процента; D – государственный долге.

Под структурным дефицитом ( ) подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: 

(3)

где  - реальная величина национального дохода полной занятости.

Если известен коэффициент  Оукена, то величину   можно определить по формуле: 

(4)

где   – коэффициент Оукена; u – фактический уровень безработицы ;   – естественный уровень безработицы;   – уровень вынужденной безработицы.

Исследованиями Оукена установлено, что при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального объема ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом, составляет приблизительно 3%. Следует отметить, что   = 3 был установлен для экономики США в 60-ые годы, когда естественная норма безработицы составляла 4%.

Циклический дефицит ( ) есть разность между общим дефицитом и структурным дефицитом: 

(5)

В период экономического спада  бюджетный дефицит возрастает, так  как доходы от налоговых поступлений  снижаются, а объемы трансфертных платежей возрастают. И, наоборот, в период подъема  экономики ситуация меняется на обратную. Поэтому при анализе взаимосвязи между проведением денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и колебаниями в экономическом цикле широко используют различие между фактическим и структурным дефицитом.

Структурный дефицит есть дефицит, рассчитанный при предположении  полной или высокой занятости, естественном уровне безработицы, обычно 5-6 процентной безработице. Он показывает разность между  текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые могли бы поступить в него при естественном уровне безработицы и существующей системе налогообложения.

Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую составляющую и являющуюся той частью дефицита, образовавшейся исключительно из-за того, что экономика в данный момент не находится на уровне выпуска, соответствующего высокой занятости.

Различие между структурным  и фактическим дефицитом состоит  в том, что государственные доходы и расходы систематически отражают экономический цикл.

Во времена спада величина циклического дефицита становится положительной, так как фактический дефицит  превышает структурный. Во времена  бума при снижении уровня безработицы  ниже 5-6%, фактический дефицит госбюджета становится меньше, а циклический  дефицит имеет отрицательное  значение.

Следовательно, образование  положительной или отрицательной  абсолютной величины циклического дефицита зависит от изменений в структуре  налогов и государственных расходов, которые происходят автоматически  по мере того, как уровень реального  объема производства, безработицы и  инфляции колеблется в зависимости  от фазы экономического цикла. Из последнего вытекает, что решить проблему снижения бюджетного дефицита и государственного долга в краткосрочном периоде  нельзя. В условиях, когда экономика  находится на стадии потенциального выпуска, воздействовать на бюджетный  дефицит и государственный долг в краткосрочном периоде можно с помощью изменений в налогово-бюджетной политике путем воздействия на процентные ставки.

Дефицит государственного бюджета  и государственный долг тесно  связаны между собой. Непосредственное влияние на образование величины государственного долга оказывает дефицит госбюджета, поскольку последний значительно покрывается за счет государственных займов. В свою очередь государственный долг зависит от государственных расходов. Расходы в государственном бюджете покрываются главным образом за счет сбора налогов. Таким образом, сокращение дефицита госбюджета может быть достигнуто только за счет двух источников: повышения налогов или снижения государственных расходов.

Поскольку правительство  при проведении своей стабилизационной политики манипулирует государственным  бюджетом, то возникает вопрос: насколько  бюджетный дефицит и государственный  долг и в каких объемах опасны для функционирования экономической  системы. На эту проблему среди экономистов  существует два противоположных  взгляда. Экономисты “либеральных”  взглядов утверждают, что дефицит  государственного бюджета и государственный  долг не имеют большого значения для  функционирования экономики. Другие экономисты – их большинство – считают  бюджетный дефицит и государственный  долг серьезной экономической проблемой.


Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы его покрытия