Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации бюджетного контроля на территории РФ.
Задачи курсовой работы:
1. дать общую характеристику бюджетному контролю, его классификацию;
2. определить формы и методы бюджетного контроля;

Файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Введение.

Бюджетное право является одним из сложнейших институтов финансового права.

Вопросы правового регулирования бюджетных отношений в современных условиях приобретают все большую актуальность. Изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан. Интерес к теории и практике бюджетного регулирования и бюджетного процесса, правового регулирования государственного и муниципального долга, правового регулирования доходов и расходов бюджетной системы, правового режима целевых бюджетных фондов несомненен, поскольку бюджет (во всех его проявлениях) является публично-правовой категорией и служит для выражения исключительно общегосударственных интересов.

Бюджетный контроль следует рассматривать в качестве одного из важных направлений государственного финансового контроля, существующего наряду с другими его направлениями. Данное направление соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля бюджетный контроль отличается по своему объекту (предмету), составу контролирующих органов и контролируемых лиц, целям, задачам и содержанию. Соответствующая контрольная деятельность осуществляется с использованием специфических форм и методов.

Целью данной работы является анализ организации бюджетного контроля на территории РФ.

Задачи курсовой работы:

    1. дать общую характеристику бюджетному контролю, его классификацию;
    2. определить формы и методы бюджетного контроля;

 
 

 

 

Понятие и содержание бюджетного контроля.

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

В Бюджетном кодексе РФ контролю в сфере бюджетных отношений посвящен раздел о государственном и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения его сущности и содержания необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.

 Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного) заключается в том, что у него свой специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.

Объект бюджетного контроля составляют денежные отношения, возникающие на всех стадиях бюджетного процесса в связи с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, регулированием государственного и муниципального долга.

Предметом бюджетного контроля является надлежащее исполнение участниками бюджетного процесса своих обязанностей. В данном случае речь идет об эффективном, экономном и целевом использовании бюджетных средств, своевременном их возврате и внесении платы за пользование ими, а также предоставлении соответствующей отчетности.

Состав субъектов бюджетного контроля (контролирующих субъектов) в соответствии со ст. 266 БК РФ включает законодательные (представительные) органы, создаваемые ими контрольные органы, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, в том числе финансовые органы, органы казначейства, а также главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. В качестве субъектов бюджетного контроля могут выступать и некоторые другие лица.

Контролируемыми субъектами являются главные распорядители, распорядители и бюджетные учреждения, кредитные организации, другие организации, например, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства. В данном случае следует учитывать особенность правового положения главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, которая заключается в том, что они являются одновременно и контролируемыми субъектами, и субъектами бюджетного контроля. 
 
       Проведение контроля в бюджетной сфере имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач. К целям бюджетного контроля следует также отнести создание эффективной системы бюджетного финансирования и достижение высокого уровня бюджетной дисциплины.

К числу задач бюджетного контроля относятся:

  • обеспечение исполнения бюджета;
  • соблюдение бюджетного процесса;
  • защита средств бюджетов от противоправных посягательств.

 Обеспечение исполнения бюджета предполагает проведение мероприятий бюджетного контроля, стимулирующих правильное перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, возврат излишне уплаченных доходов, учет доходов, санкционирование и финансирование.

Соблюдение бюджетного процесса достигается посредством осуществления контроля за соблюдением всеми участниками бюджетных правоотношений соответствующих процедур.

Защита средств бюджетов от противоправных посягательств означает недопущение или пресечение хищений бюджетных средств, их неэффективного, неэкономного и нецелевого использования.

Содержание бюджетного контроля включает:

— проверку исполнения закона о бюджете;

— проверку соблюдения процедур, предусмотренных бюджетным законодательством;

— проверку своевременности доведения до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

—проверку своевременного и полного перечисления бюджетных средств;

—проверку своевременного зачисления бюджетных средств на счета получателей;

—проверку целевого использования бюджетных средств;

—проверку соблюдения нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

— проверку соблюдения предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на их обслуживание;

—проверку правильности представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

—предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства;

— выявление нарушителей бюджетного законодательства и привлечение их к ответственности;

— возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения участниками бюджетного процесса своих обязанностей.

 

Классификация бюджетного контроля.

Формы и методы его проведения.

Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.

Эффективная организация бюджетного контроля предполагает

его научную классификацию. В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля:

  • предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного,  расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий и страны в целом;
  • текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредством которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально – экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;
  • последующий  контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнению смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической  работы, проводимой после завершения бюджетного периода.

 

Все три формы контроля органически взаимосвязаны и взаимозависимы.

В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:

  • государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
  • ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует отметить, что в пореформенные годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово – хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной,  сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально – денежных средств и ценностей и т. д.;
  • общественный контроль  осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
  • независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
  • внутрихозяйственный контроль финансово – экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;
  • правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно – бухгалтерской экспертизы и т. д.;
  • гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении  средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

В зависимости от сферы бюджетной деятельности различают инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный и другие виды контроля.

 

Под методами бюджетного контроля понимаются приемы, способы или средства проведения контрольных мероприятий. Оптимальное их сочетание определяется исходя из содержания тех вопросов, которые были поставлены перед началом ревизии или проверки. 

Основными методами бюджетного контроля являются:

  1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно - техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д.
  2. Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов. Основными задачами такой проверки являются:
    • получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;
    • прием налогоплательщиков и распределителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, оставление индивидуальных и общих смет расходов бюджетных учреждений;
    • осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно - налоговой дисциплины.
  1. Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово - хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т. д.

Информация о работе Бюджетный контроль