Бюджетный процесс на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:12, реферат

Описание работы

Разработка прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Правительством РФ. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Если в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета в прогноз социально-экономического развития вносятся изменения – это влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс на федеральном уровне.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

1. Составление проекта федерального бюджета РФ

 

Проект федерального бюджета  Российской Федерации составляется в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса РФ

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств и утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. В целях своевременного и качественного составления  проекта федерального бюджета оно  имеет право получать необходимые  сведения от иных финансовых органов. Составление проекта бюджета  основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития, основных направлениях бюджетной  и налоговой политики и государственных программах.

Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта  текущего года, в нем излагаются основные задачи и приоритеты бюджетной политики государства на очередной финансовый год и плановый период.

Разработка прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Правительством РФ. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Если в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета в прогноз социально-экономического развития вносятся изменения – это влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. При разработке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития составляется сводный финансовый баланс в целях оценки объемов финансовых ресурсов (валового национального располагаемого дохода) и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ с соблюдением требований, установленных БК РФ.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о  федеральном бюджете в Правительство  РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проекта закона в  Государственную Думу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете РФ

 

Правительство вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу законопроект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года, одновременно с ним вносятся следующие документы и материалы:

  • Основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • Прогноз социально-экономического развития;
  • Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
  • Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ;
  • Пояснительная записка к проекту федерального закона о федеральном бюджете;
  • расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • публичные нормативные обязательства , подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета;
  • Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;
  • Основные показатели государственного оборонного заказа;
  • Отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;
  • Федеральная адресная инвестиционная программа;
  • Верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
  • Проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • Проект программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;
  • Проект программы государственных гарантий в иностранной валюте и в валюте РФ;
  • Предложения по МРОТ, размеру стипендий, предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
  • Расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Также одновременно с законопроектом Правительство вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

  • О бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Проект федерального закона о федеральном  бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. В течение суток со дня его внесения Совет Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов всем требованиям и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов законопроекта. На основании сделанного заключения Совет Государственной Думы принимает решение о том, что законопроект либо принимается к рассмотрению, либо подлежит возвращению в Правительство на доработку. Доработанный законопроект должен быть представлен в Государственную Думу в десятидневный срок. Также законопроект, внесенный в Государственную Думу с соблюдением всех требований БК РФ, в течение трех дней направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях.

В первом чтении - в течение 20 дней со дня его внесения. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, прогноз социально-экономического развития РФ, объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения законопроекта в первом чтении являются следующие характеристики федерального бюджета:

  • нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
  • нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • дефицит (профицит) федерального бюджета.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или отклонении указанного законопроекта. В случае его принятия в первом чтении утверждаются вышеперечисленные характеристики федерального бюджета; в случае отклонения - Государственная Дума может:

  • передать его в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть его в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Если данный законопроект был отклонен и передан в согласительную комиссию, то указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета в течение 10 дней. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием сторон. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании представителей данной стороны. Однако решение считается согласованным, если его поддержали все 3 стороны, если хотя бы одна сторона возражает, оно считается несогласованным. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы. Если по итогам работы согласительной комиссии Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета, законопроект считается повторно отклоненным в первом чтении. В этом случае Государственная Дума не имеет права повторно направить его в согласительную комиссию или вернуть на доработку, повторное отклонение возможно только в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству. В случае отставки Правительства в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет его новый вариант не позднее 30 дней после сформирования.

Если законопроект возвращается в Правительство на доработку, оно должно выполнить это в течение 20 дней. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

Во втором чтении Государственная  Дума рассматривает законопроект в  течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.

Предметом рассмотрения проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются текстовые статьи проекта  федерального закона о федеральном  бюджете, а также приложения к нему, устанавливающие:

  • перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
  • перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
  • бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по целевым статьям (государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
  • основные показатели государственного оборонного заказа на очередной финансовый год и плановый период;
  • бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
  • распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
  • программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
  • программу государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • программу государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • программу государственных гарантий РФ в валюте РФ на очередной финансовый год и плановый период;
  • программу государственных гарантий РФ в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;
  • источники финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Информация о работе Бюджетный процесс на федеральном уровне